Соотношение понятий общение и деятельность.
Согласно отечественной традиции, существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному.
1.Общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности иными словами вторичное по отношению к категории «деятельность».При этом общение рассматривается лишь как форма или вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенны определения общения, отражающие эту позицию, которые констатируют, что общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности.
Общение как один из видов деятельности. А. Н. Леонтьев считает, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности. В этом случае оно становится подчиненной структурой, то есть процессом, порождаемым потребностями в совместной деятельности. Б. Ф. Ломов, выражая несогласие с подобной точкой зрения, полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По его мнению, нельзя рассматривать человеческую жизнь как поток сменяющих друг друга деятельностей. |
Тенденция выводить общение из деятельности, являясь достаточно устойчивой традицией марксистской психологии, сохраняется до сих пор. В современных работах эта традиция находит свое выражение в положениях о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). При этом: общение рассматривается как «специфическая форма совместной деятельности», как сторона совместной деятельности и как ее продукт.
2. Общение рассматривается как самостоятельная категория. Общение не обязательно инициировано потребностями в совместной деятельности. Оно может выступать в качестве самомотивированного процесса (Б.Ф. Ломов, В.В. Знаков, А.А. Реан). Любой человек может привести множество примеров, когда общение состоялось (вспомнили общих знакомых, поговорили о прошедших школьных годах, переживали о несбывшихся юношеских мечтах и т.п.). Идея самоценности и автономности общения связана с теоретической концепцией о структуре фундаментальных потребностей человека и находит в этой концепции серьезное обоснование. Аффилиативные потребности (потребности в общении, в принадлежности к группе) в гуманистической психологии, относятся к базовым потребностям личности. Человек нуждается в общении для того, чтобы поделиться своим горем, человек нуждается в общении для того, чтобы другие разделили с ним его счастье и радость, человек нуждается в общении для того, чтобы чувствовать себя человеком. Таким образом, общение представляет для человека самостоятельную ценность и потому не обязательно должно рассматриваться как средство достижения целей совместной деятельности. Фрустрация потребности в общении, блокирование или ограничение возможности ее реализации является стрессогенным фактором.
Важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» также является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельностная парадигма связана с формулой «субъект-объект», в то время как общение есть взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект—субъект». В общении никто из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, но каждый из них является активным субъектом этого процесса, каждый из партнеров определяет динамику и содержание процесса общения.
Социально-ролевые позиции и функции субъектов общения могут быть различными, не всегда ролевые позиции субъектов статусно равнозначны. Например, деловое общение руководителя и подчиненного или педагогическое общение учителя и ученика. Субъектность общения не сводится к упрощенным представлениям о «горизонтальности» процесса общения, об обязательном абсолютном равенстве партнеров. Однако общим и неизменным условием рассмотрения какого-либо процесса взаимодействия как общения, является отсутствие в этой модели представления об объекте воздействия. В связи с этим так называемое манипулятивное общение, в сущности, строится по деятельностной схеме и общением как таковым не является. Продуктивной и значимой в рассматриваемом контексте является также идея о субъектной сущности человека, а также о том, что индивид изначально является социальным, а не когда-то потом им становится (А.В. Брушлинский).
Специфическое содержание аффективного компонента общения, функционально связанного с актуализированной потребностью в регуляции (изменении) субъектом своего эмоционального состояния или с эмпатийными проявлениями, также говорит в пользу различения общения и деятельности. Идеи гуманистической психологии (субъектность человека, помогающие отношения, самотрансценденция человеческого существования и др.) не допускают интерпретации общения как разновидности деятельности, не неадекватного расширения границ субъект-объектной парадигмы.
В результате теоретических исследований этой проблемы был даже сделан вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа общей психологии — принципа общения (Б.Ф. Ломов). Как подчеркивает В.В. Знаков, этот принцип применяется сейчас при изучении двух основных форм данного феномена: общения как средства организации деятельности и как способа удовлетворения духовной потребности человека в другом человеке.
Общение является самоценной категорией, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми («аффилиативная» потребность). Общение может быть не только «средством», но и «целью», выступать и в качестве самомотивированного процесса и осуществляется «ради себя самого». |
Рассмотренные представления о несводимости общения к деятельности находят отражение в новых определениях психологической сущности данного понятия. «Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.
Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. |