Испывающими проблемы в социализации
Задачи:
- апробировать пакет методик, позволяющих изучить личность ребенка;
- определить его положительный потенциал и «проблемное поле»;
- определить социальный статус, особенности его семьи, референтных лиц с позитивным и негативным влиянием;
- выявить влияние инфраструктуры микрорайона и других социальных факторов на его развитие и социализацию.
Этапы выполнения задания:
1 этап. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. Определить объект изучения, обосновать свой выбор.
2 этап. Изучить личностные, индивидуально-психологические особенности учащегося, используя методы собственных наблюдений, психолого-педагогические методики, беседы с детьми, педагогами и родителями, изучение документации, медицинских карт и пр.
3 этап. Обратить внимание на состояние здоровья ребенка, особенности его физического развития (соответствует ли оно возрасту, например вес, рост и т.д.).
4 этап. Пронаблюдать воспитанника в различных видах деятельности:
· каково отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков, основные мотивы учения, особый интерес к определенному предмету, особенности развития познавательных процессов);
· каково отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда и т.д.);
· к какому виду деятельности имеется устойчивый интерес;
· посещает ли какой-нибудь кружок, секцию, клуб;
· какие виды и формы досуга предпочитает;
· имеется ли профессиональная направленность (профессиональное намерение, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).
5 этап. Изучить особенности семьи ребенка и ее воспитательный потенциал по предложенной примерной программе:
1) состав семьи, структура семьи (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная и т.д.).
2) жилищно-бытовые условия семьи (обеспеченность жилплощадью в соответствии с нормами, нуждается в улучшении жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и т.д.).
3) материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная).
4) характер взаимоотношений в семье:
- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные и т.д.);
- между родителями, другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, доверие, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость и т.д.);
- положение ребенка в семье (предоставлен самому себе, никто им не интересуется, запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями, является объектом постоянных ссор взрослых, когда каждый из них стремится привлечь его на свою сторону));
- отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, родители для него авторитетны, относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает семейную драму, тяготеет к одному из членов семьи (к кому и почему).
5) наличие отклонений в поведении какого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.д.). Влияние этих факторов на ребенка.
6) отношение взрослых членов семьи к нравственным ценностям ребенка.
7) Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов семьи (какие периодические педагогические издания выписывает семья, имеется ли домашняя библиотека, посещают ли кинотеатр, музеи, какую литературу читают, имеется ли телевизор, магнитофон, музыкальные инструменты и т.д.).
8) Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый):
- знание родителями психолого-педагогической литературы, интерес к книгам по воспитанию;
- отношение родителей к организации и содержанию деятельности ребенка в сферах учебы, труда, досуга (выполнение домашних заданий, трудовых обязанностей в семье, проведение свободного времени);
- организация и формы осуществления контроля за ребенком, выполнением режима;
- единство требований родителей к ребенку, меры поощрения, наказания, применяемые к нему;
- осведомленность детей о работе старших членов семьи (их профессиях, трудностях, успехах).
9) влияние социальных факторов на семью и социализацию ее членов.
6 этап. Выявить и определить социальную позицию ребенка в семье, в коллективе сверстников, в сфере неформального общения (клуб, секция и т.д.).