Психоконсультационной деятельности
При организации психологического консультирования в условиях детского дошкольного учреждения необходимо обратить внимание на следующее.
1) «Основным методом психологического консультирования в условиях детского дошкольного учреждения является беседа…» [Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001,С. 109-110];
2) «…формой проведения — индивидуальная консультация....» [Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001,С. 109-110];
3) «…специфика психологического консультирования в условиях детского сада - опосредованный характер консультирования», т. е. консультирование направленно «на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов с целью определения возможности опосредовано решить трудности ребенка» [Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2001,С. 109-110];
4) «…в дошкольных образовательных учреждениях психолог консультирует, прежде всего, взрослых: родителей детей, педагогический персонал и администрацию. Соответственно этому в содержание консультационной работы входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка…» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 79];
5) «Консультирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. Активное взаимодействие со взрослыми создает здесь возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 79];
6) «…практический психолог создает превентивные программы, обеспечивающие своевременное удовлетворение актуальных для ребенка потребностей. В данном случае — потребностей в том или ином виде общения, что обеспечивает предохранение и сохранение его психического и психологического здоровья. Естественно, что консультирование взрослых по проблемам, связанным с этим аспектом развития ребенка, является обязательной составляющей данной программы. В данном случае оно предполагает необходимость взаимодействия с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением потребностей в том или ином виде общения. Планирование работы в дошкольном учреждении предполагает знание актуальной проблематики развития ребенка в дошкольном возрасте, которая представлена в психолого-педагогической литературе» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 81].
Пахальян В.Э., определяя особенности психологического консультирования в образовательной среде, приходит к выводу, что «…наиболее часто встречаемые проблемы самого процесса и типичные трудности-дошкольников, которые находятся в фокусе работы консультанта…:
ü латентный, скрытый характер многих неблагоприятных характеристик развития;
ü незнание родителями возрастных норм развития и, как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии, особенно это касается познавательной и аффективно-регулятивной сферы;
ü неправомерность требований, предъявляемых родителями к детям;
ü необоснованная тревога родителей по поводу увлеченности ребенка игрой и фантазированием;
ü неадекватное отношение к проявлениям самостоятельности и инициативы;
ü недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии личности ребенка и т. п.» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 87].
«Работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть профессиональной деятельности педагога психолога, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. В этом плане практический психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 129].
«Как правило, ребенок-дошкольник не бывает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. В связи с этим психолог вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка. Ранее было отмечено, что консультирование в дошкольных образовательных учреждениях позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию. В данном случае направленность консультирования на активное взаимодействие со взрослыми создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 129].
«Практика показывает, что в число основных запросов родителей, приходящих на консультацию к психологу детского сада, входят следующие:
· «информационно-познавательные», когда родители пытаются преодолеть дефицит общих знаний о закономерностях развития ребенка или уточнить некоторые аспекты знания, подчерпнутого в каких-либо информационных источниках;
· «ресурсные», когда родители пытаются определить с помощью специалиста степень развития у него тех или иных важных личностных качеств и свойств;
· «проблемные», когда родители пытаются удостовериться в «нормальности» ребенка.
В частности, отмечается, что предметом консультации родителей детей дошкольного возраста чаще всего становятся следующие проблемы:
- непослушание и упрямство;
- «плохие» познавательные процессы (память, внимание);
- неорганизованность;
- неусидчивость, непоседливость, импульсивность;
- медлительность;
- леность;
- слабоволие и т. п.» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 130-131].
«Администрация дошкольного образовательного учреждения чаще всего обращается за консультацией к психологу по вопросам, связанным с содержательной стороной планирования работы детского учреждения. Как правило, это вопросы психологических критериев оценки тех или иных программ, которые предлагаются для работы»… [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 132].
При организации психологического консультирования в условиях общеобразовательной школы необходимо обратить внимание наследующие моменты.
«…работа консультанта с учащимися начальных классов построена на данных о состоянии наиболее значимых характеристик развития ребенка на этом возрастном этапе…:
· состояние эмоционального благополучия;
· особенности мотивации;
· уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;
· показатели развития рефлексии, внутреннего плана действий, анализа;
· характер умственного развития;
· познавательное отношение к действительности;
· уровень освоения учебной деятельности [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 91].
«Анализ специальной литературы показывает, что, несмотря на уникальность и многообразие проблем, связанных с учащимися начальных классов, можно очертить примерный круг тех задач, которые ему приходится чаще всего решать на консультации:
· трудности, связанные с новым режимом дня;
· трудности адаптации ребенка к классному коллективу;
· трудности, локализующиеся в области взаимоотношений с учителем;
· трудности, обусловленные изменением домашней ситуации ребенка» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 96].
«Консультирование в средних классах школы также опирается на данные о состоянии наиболее значимых характеристик развития ребенка на этом возрастном этапе. К числу таких психологических характеристик в первую очередь относят:
· «чувство взрослости»;
· характер общения со сверстниками и взрослыми;
· уровень освоения средствами общения;
· владение способами регуляции эмоциональных состояний;
· особенности мотивации и освоения «стратегией преодоления трудностей»;
· особенности самосознания» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 96].
«…каждый случай обращения за помощью к психологу уникален, но это не мешает специалистам выделять ту проблематику, с которой им приходится чаще всего сталкиваться на консультации. В подростковом возрасте это в первую очередь следующие вопросы:
· трудности в общении и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми:
· проблемы самовоспитания;
· выбор дальнейшего пути образования и профессии; школьные трудности» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 109].
Юношеский «…этап в развитии личности отличается в первую очередь своей направленностью в будущее. В этом смысле состояние психологического благополучия юноши и девушки тесно связано с жизненными перспективами. Среди наиболее значимых характеристик развития личности на этом возрастном этапе, прежде всего, выделяют:
· готовность к личностному и жизненному самоопределению;
· характер общения со сверстниками;
· характер общения со взрослыми;
· характер психосексуального развития;
· особенности интеллектуальных свойств и т. п.» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 109].
«В старшем школьном возрасте круг проблем, которые чаще всего становятся предметом работы на консультации, имеет следующий вид:
· трудности в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути и профессии;
· субъективные переживания, создающие внутренний дискомфорт и напряжение во взаимодействии с миром и людьми;
· неблагополучие в сфере психосексуального развития и сексуальных отношений;
· трудности самовоспитания» [Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учебное пособие. – СПб.: Лидер, 2006. – С. 119].
«…родители учащихся начальной школы обращаются за консультацией к психологу по следующим вопросам:
· трудности адаптации ребенка к школе;
· отсутствие или слабая развитость качеств, необходимых для успешного освоения учебной деятельности, и т. п.
В отличие от ситуации дошкольных учреждений здесь психолог-консультант все чаще начинает сталкиваться с проблемами взаимоотношений семьи и школы, родителей и учителей, которые, как правило, порождены существенным отличием в представлениях об их обязанностях по отношению к ребенку школьного возраста.
Родители учащихся подростковых классов обращаются за консультацией к психологу по следующим вопросам:
· проблемы мотивации учения;
- трудности в отношениях подростка и других людей (младших, сверстников и взрослых);
- непонимание собственного ребенка.
Родители учащихся старших классов гораздо больше обеспокоены другими вопросами:
· трудности в самоопределении;
- «странности» в выборе круга общения или интересов;
- проблемы, связанные с процессом идентификации, поиском «смысла жизни», собственной уникальности и т. п.
Основную часть проблем, с которыми они обращаются к школьному психологу, составляют следующие:
· трудности усвоения детьми программы обучения; нежелание и неумение детей учиться;
· трудности в отношениях с отдельными категориями учащихся и коллег;
· непонимание причин неэффективности тех или иных «педагогических технологий»;
· слабость внутренних, личностных «ресурсов» в профессиональной деятельности и т. п.
Естественно, что этот список варьируется в зависимости от возраста учащихся и учителя, его положения в школе и характера индивидуальных проблем.
Администрация школы обращается за консультацией к психологу, как правило, не часто. Ряд вопросов решается опосредованно, через другие, более привычные для руководства, формы взаимодействии (совещания, семинары и т. п.). Опыт работы со школьной администрацией показывает, что необходимость в непосредственной консультации психолога возникает, как правило, в «конфликтных», достаточно сложных по характеру ситуациях школьной жизни. Как и в дошкольных учреждениях, консультация психолога может потребоваться администрации при выборе той или иной программы обучения и воспитания. Очень редко, но встречаются случаи, когда руководитель того или иного уровня приходит на консультацию к психологу в связи с необходимостью прояснения своих личных отношений с одним или несколькими членами педагогического коллектива.
Для написания отчета о проведении психологического консультирования необходимо определить и проанализировать собственные действия и действия клиента, реализацию процедур и техник, соответствующие определенным этапам психологического консультирования.