Изучение личности трудного ребенка
1. Общие сведения о ребенке.
2. Состояние здоровья, особенности физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т.п.).
3. Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, намерения, стремления, мечты, идеалы, ценности).
4. Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязания; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение к самовоспитанию и его проявление.
5. Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают.
6. Особенности эмоционально-волевой сферы. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия. Развитие чувств: моральных, интеллектуальных, их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность и пр.
7. Способности (общие и специальные).
8. Характер. Какие положительные и отрицательные качества характера в поведении проявляются в отношении к учению, труду: активность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, легкомыслие, беспечность, упрямство, лживость; в отношении к людям (старшим и младшим): уважительность, внимательность, чуткость, доброта, грубость, эгоизм, высокомерие, жесткость; к самому себе: скромность, достоинство и др. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, наркотических веществ.
9. Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанника:
а) в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному обеспечению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребенка со взрослыми, позиция ребенка в семье);
б) в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, отношение к своей позиции в классе).
в) в сфере свободного общения (с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы; как и с кем предпочитает проводить досуг).
10. Участие в различных видах деятельности:
а) отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);
б) отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным трудовым усилиям; участие в общественно полезном труде; трудовые обязанности по дому).
в) проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, кружка, клуба);
г) наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).
11. Причины отклонений в поведении:
а) отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, акцентуации характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);
б) нарушения в сфере межличностных отношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован; примыкающий ценой жертв; отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен и пр.);
в) ошибки педагогов (превышение педагогической власти; наказания, связанные с унижением личности ребенка; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей воспитанника, конфликтные отношения между педагогами и родителями ребенка или между педагогами и ребенком);
г) ошибки семейного воспитания;
д) социальные причины;
е) психотравмирующие ситуации.
Типизация трудных учащихся
Ведущие недостатки личности | Преобладающие причины соответствующего поведения | Способы преодоления причин соответствующего поведения |
1. Грубость | а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы; б) самоуверенность, заносчивость; в) несправедливо обиженные, нашедшие поддержку со стороны плохих людей; | а) создание спокойной обстановки; помощь врача и психолога; б) необходим постоянный анализ поведения детей; включение их в коллективную деятельность; воспитание умения подчиняться требованиям других людей; в) чуткий подход к учащимся, убеждая их на конкретных примерах, что доля плохих людей ничтожно мала; обучение детей умению понимать других людей. |
2. Лень | а) безвольность, неумение преодолевать трудности; б) полное безразличие к учебе; в) переоценка собственных способностей; | а) необходимо создавать такие условия, где постепенно будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов; б) использование всевозможных педагогических средств, чтобы пробудить у ребенка любознательность и желание учиться; в) оценка на конкретных примерах собственных достоинств. |
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива | а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу; б) кем-то несправедливо обиженные или игнорируемые; в) какие-то физические недостатки (маленький или слишком высокий рост, плохое зрение, заикание и пр.); | а) формирование адекватной самооценки; б) выявление причин обиды, игнорирования и отвержения, коррекция поведения и коллектива в целом, и ребенка в частности; в) тактичные беседы с ребенком, разговоры «по душам»; - формирование у окружающих благоприятного и снисходительного отношения к данному ребенку. |
4. Склонность к правонарушениям | а) инициаторы, организаторы, устроители неблаговидных поступков; б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию; в) действующие в одиночку. | а) использовать их активность и энергию в различных общественных и индивидуальных поручениях; б) привлечение к положительной деятельности, способствующей исправлению; в) вовлечение в захватывающую, увлекательную коллективную деятельность. |