Результаты обследования социального развития детей дошкольного возраста
№ п/п | Нравственные знания (представления), ценностные ориентации, нравственное поведение | Ответы на вопросы по совокупности |
1. | Представление о себе, отношение к самому себе | 1, 5, 6, 8, 9, 15 |
2. | Представления о родных, отношение к ним | 2, 3, 6 |
3. | Отношение к другим людям, в т.ч. к представителям иных национальностей | 15, 19, 24, 25 |
4. | Представления о школе, желание учиться в ней | 10, 11 |
5. | Осознание важности и необходимости учения (мотивация) | |
6. | Представления о своей Родине, отношение к ней | 17, 18, 22 |
7. | Представления о труде окружающих людей, отношение к нему | 4, 12 |
8. | Представления о ближайшем окружении и о мире (городах, странах) | 16, 18, 20, 21 |
9. | Отношение к явлениям общественной жизни на основе нравственных представлений | 19, 22, 23 |
10. | Ценностные ориентации | 14, 22, 23, 25 |
11. | Умение рассуждать, отстаивать свою точку зрения на основе нравственных представлений | 6, 7, 11, 15, 19, 20, 22, 23, 25 |
12. | Умение ставить близкую цель | |
13. | Умение ставить отдаленную цель | 13, 14 |
14. | Интерес к обсуждаемым вопросам; наличие положительных эмоций | Все вопросы |
15. | Осознание необходимости организованного поведения | |
16. | Проецирование поведения на основе нравственных представлений о дружбе, честности, культуре поведения | 24, 25, 26, 27 |
17. | Соответствие поведения нравственным знаниям (представлениям) | 24, 25 |
Ответы ребенка обобщаются и оцениваются в соответствии с вышеназванными пунктами:
1. Знание своей фамилии, имени, отчества, возраста, умение правильно объяснить, почему он считает себя старше или моложе сестры (брата), верно определить национальную принадлежность, видит свои достоинства и недостатки - 3 балла; полный, правильный ответ с незначительными ошибками - 2 балла; неполный ответ, наличие в нем наряду с правильными представлениями достаточного количества ошибок, выраженная способность к самооценке - 1 балл; неполный ответ с преобладанием неверных представлений, отсутствие самооценки - 0 баллов.
2. Знание фамилии, имени, отчества обоих родителей, правильное представление об их профессии и месте работы, желание быть похожим на них мотивирует развернуто - 3 балла; полный, правильный ответ с незначительными ошибками, желание быть похожим (или не похожим) мотивирует - 2 балла; неполный ответ, наличие в нем неточных представлений, желание быть (или не быть) похожим на родителей мотивирует - 1 балл; неполный ответ, преобладают ошибочные представления или «не знаю» - 0 баллов.
3. Доброжелательное отношение к сверстникам, знакомым и незнакомым людям (с интересом рассматривает их на иллюстрациях), высказывает желание помочь людям, сделать их счастливыми, имеет друга, согласен играть с любыми детьми, лишь бы были хорошими - 3 балла; доброжелательное отношение к людям, пытается найти способ, как сделать их жизнь лучше, имеет друга, но часто с ним ссорится, к сверстникам с незнакомыми именами относится несколько настороженно - 2 балла; отношение к людям доброе, но не может найти способ, как сделать их жизнь лучше; друга не имеет, но хочет, чтобы появился; предпочитает играть за первым столом - 1 балл; отношение к людям безразличное, друга нет, и это его не беспокоит, предпочитает играть только со знакомыми детьми, которые угощают его конфетами, приглашают в гости - 0 баллов.
4. Представления о школе правильные, хочет учиться в школе, ему это интересно - 3 балла; представления о школе неполные, хочет идти в школу, потому что этого хотят его родители - 2 балла; представления о школе неполные и поверхностные, привлекает лишь школьная атрибутика, особого желания учиться нет - 1 балл; представления неверные, боится строгих учителей, идти в школу не хочет - 0 баллов.
5. Осознает важность и необходимость учения; цели учения приобретают для него самостоятельную привлекательность – 2 балла; интересует только внешняя сторона - посещение школы - 1 балл; цели учения не осознает, привлекательного в школе не видит - 0 баллов.
6. Имеет правильное представление о своей Родине, понимает, что Родина - это страна, в которой он родился и живет; любит ее, может объяснить свое чувство, привязан к Родине - 3 балла; имеет правильное представление о своей малой Родине (крае, районе, селе, городе), испытывает осознанное чувство к ней, но для постоянного места жительства выбирает другую страну - 2 балла; представление о Родине смутное, еще не решил, любит ее или нет, в какой стране хотел бы прожить всю свою жизнь - 1 балл.
7. Представления о труде правильные; инициативен, самостоятельно «включается» в работу - 3 балла; представления о труде правильные, хочет трудиться, но не уверен, что у него это получится, надеется на взрослых - 2 балла; представления о труде неточные, особого желания трудиться не проявляет, хотя и не отказывается - 1 балл; представления о труде в основном неверные, трудиться не хочет - 0 баллов.
8. Точно знает свой почтовый домашний адрес, путает города со странами - 2 балла; неполно (неточно) знает свой адрес (забыл название города), имеет ошибочные представления (вместо родной стороны называет свой адрес) - 1 балл.
9. Положительно относится к людям разных национальностей, имеет правильное представление о войне и мире - 3 балла; индифферентно относится к людям других национальностей, имеет некоторые представления о войне и мире - 1 балл; недоброжелательно относится к людям других национальностей, хочет жить в стране, где идет война - 0 баллов.
10. Ценностные ориентации основаны на нравственных представлениях - 2 балла; не связаны с нравственными представлениями - 0 баллов.
11. Умеет рассуждать, отстаивать свою точку зрения на основе нравственных представлений - 2 балла; не умеет рассуждать и отстаивать свои позиции - 0 баллов.
12. Умеет ставить близкую цель - 1 балл; не умеет - 0 баллов.
13. Умеет ставить отдаленную цель на основе нравственных представлений - 2 балла; ставит цель независимо от нравственных знаний - 1 балл; не умеет ставить отделенную цель - 0 баллов.
14. Проявляет интерес к обсуждаемым вопросам, имеет положительные эмоции, желание продолжить беседу - 2 балла; проявляет незначительный интерес, положительные эмоции отсутствуют, стремится быстрее закончить беседу - 1 балл; интереса к беседе и положительных эмоций нет; отказывается продолжить беседу после перерыва - 0 баллов.
15. Знает правила поведения, осознает необходимость их выполнения - 2 балла; знает правила, не всегда считает обязательным их выполнять - 1 балл; отказывается выполнять правила поведения - 0 баллов.
16. Решает проблемные ситуации на основе правильного понимания дружеских отношений. Считает нужным:
а) поддержать друг друга, проявить внимание, предложив вместе готовиться к уроку;
б) сказать другу, что он неправ, заступиться за обиженного;
в) заступиться за друга; высказывает желание играть за любым столом, лишь бы ребята были хорошие, добрые, дружные, умели строить; считает необходимым признаться в поступке (например: порвал книгу), согласен исправить случившееся - 5 баллов; решает проблемные ситуации на основе правильного понимания дружеских взаимоотношений. Хочет играть за первым столом. Считает нужным починить книгу, признаваться - не обязательно - 4 балла. Решает проблемные ситуации, неверно понимая суть дружеских отношений: а) подсказал бы другу; б) тоже стал бы драться; в) стукнул бы обидчика - 0 баллов; отказывается играть за вторым столом, смеется над незнакомыми именами; считает возможным положить порванную книгу на прежнее место, не признаться - 0 баллов.
17. Имеет правильные представления о дружбе - 6 баллов; имеет неточные представления о дружбе - 5 баллов; имеет неправильные представления о дружбе, товарищам не помогает - 4 балла; имеет неверное представление о дружбе, помощь товарищам не оказывает - 0 баллов.
Оценка результатов:
Высокий уровень социального развития - 49-39 баллов;
Средний уровень социального развития - 38-28 баллов;
Низкий уровень социального развития - 27-17 баллов.