Постановка социального диагноза
При постановке социального диагноза специалист должен ответить на следующие вопросы:
1. Кто является клиентом? Каковы его характеристики и стадии жизненного цикла?
2. Какие проблемы беспокоят клиента, людей из социального окружения?
3. Каким образом, кто и когда заметил проблему и что этому предшествовало?
4. Какие основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные стресс - факторы мешают клиенту функционировать полноценно?
5. Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?
6. Насколько сильна у клиента мотивация к принятию помощи от социального педагога и других специалистов?
7. Какими возможностями при оказании помощи обладает конкретное лицо, группа или система социальной поддержки?
8. Какие действия наилучшим образом будут отвечать потребностям клиента или семьи?
Для социального педагога важно разобраться в ситуации ребенка, его отношениях с семьей и другими социальными группами, к которым он принадлежит. При анализе социальной ситуации он может руководствоваться следующими вопросами:
1. Какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью или другую социальную группу?
2. Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?
3. Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
4. Кто из окружения ребенка принимает решения и какие это решения?
5. Каковы основные конфликты, касающиеся ребенка, и какие меры предпринимаются для их разрешения?
6. Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или группы и как обеспечивается выполнение этих норм?
Диагностика социального развития детей дошкольного возраста
Карта усвоения социальных норм и правил дошкольниками
Возраст | Социальные нормы и правила |
3-4 г. | Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
4-5 л. | В поведении сверстников и в своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как нужно». Усиливается взаимный контроль детей над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимоотношении с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
5-6 л. | Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с другими. |
6-7 л. | Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми. |
Диагностика социального развития детей дошкольного возраста
(тест разработан С.А. Банковым)
Методика 1
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто из вас старше?
5. Сейчас утро или вечер? День или ночь?
6. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?
8. Где ты живешь? Назови свой адрес.
9. Кем работает твой отец (мама)?
10. Ты любишь рисовать?
11. Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом.
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок может получить 1 балл.
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы типа: «папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки их четыре, у петуха - две». Неверными считаются ответы типа: «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше - меньше».
4. К контрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на них оцениваются так:
5-й: если ребенок может вычислить сколько будет ему лет - 1 балл, если называет года с учетом месяцев - 3 балла.
8-й: за полный домашний адрес с названием своего города - 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) - 2 балла, менее 3 признаков - 1 балл;
15-й: за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл;
22-й: за правильный ответ - 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4).
Оценка результатов беседы
Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, менее подготовленными - получившие 20-24 балла, не подготовленными - получившие 15-20 баллов.
Методика 2
Серия
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?
3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим на них? Почему?
4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец, милиционер?
5. Сколько тебе лет?
6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?
7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять всегда или нет?
8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в детском саду?
9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?
10. Чем занимаются дети в школе?
11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать, писать, считать?
12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь делать?
13. Кем ты станешь, когда вырастешь?
14. Каким ты хочешь стать?
Серия
15. Алеся - украинка, Чубо - молдованин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а ты кто? Почему ты так думаешь?
16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?
17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?
18. Как называется страна, в которой ты живешь?
19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?
20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?
21. Какие есть страны кроме России?
22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?
23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?
Серия
24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:
а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;
б) обидел кого-нибудь из ребят;
в) его кто-нибудь захотел обидеть;
25. Представь, что в комнате 2 стола. На каждом из них дети строят улицы большого города. За одним столом играют Таня, Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим - Адия, Сара, Моника, Марат и Юлай. За каким столом ты стал бы играть? Почему именно за этим? Что для тебя важно?
26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?
27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?