Карта-схема изучения психологического климата в классе
Положительные характеристики | Отрицательные характеристики |
Преобладает (мажорное) настроение. | Преобладает подавленность, пессимистический тон |
Между старшеклассниками установилось взаимопонимание, отсутствуют группировки внутри коллектива | Старшеклассники конфликтуют между собой |
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях | Преобладает агрессивность, антипатия |
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие друг к другу, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
Успехи и неудачи членов коллектива вызывают сопереживание участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушны ми остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство |
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен |
Коллектив быстро откликается на дела полезные, нужные для класса, школы | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах |
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, его отмечают среди других коллективов | К похвалам и поощрениям коллектив относится равнодушно |
Успехи и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Успехи или неудачи не находят отклик у его отдельных представителей |
+3 — свойство проявляется в коллективе всегда,
+2 — свойство проявляется в большинстве случаев,
+1 — свойство проявляется достаточно часто,
0 — ни это, ни противоречивое свойство не проявляются,
-1 — достаточно часто проявляется противоречивое свойство,
-2 — свойство проявляется в большей степени,
-3 — свойство проявляется всегда.
Примерная схема изучения детского коллектива и составления его характеристики
Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда он сформировался, были ли слияния с другими коллективами, смена руководителей и т.д.).
Содержание и характер коллективной деятельности:
Ø учебная деятельность (заполняется при изучении классного коллектива):общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость: наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требование к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних, заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание;
Ø жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе и спорту, коллекционирование и т.д. Формы проявления этих интересов (читательские конференции, посещение театра, кино, их обсуждение, КВН, «огоньки», диспуты и т.д.); участие в общественной жизни;
Ø общественно полезный труд и его место в жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины;
Ø связь с шефствующими организациями, формы ее выражения; влияние на коллектив родительской общественности.
Руководство и организация детского коллектива:
Ø организующее ядро коллектива, его актив; формальный лидер и его взаимодействие с другими членами коллектива, между собой; характеристика активистов (их идейный уровень, инициативность, самостоятельность, и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных членов группы, отношение к общественному вниманию);
Ø наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на коллектив, причины этого влияния, отношение к лидерам актива класса; наличие «непринимаемых», «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;
Ø взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса), критика и самокритика; особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками, проявление товарищества и дружбы между отдельными членами группы, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;
Ø личность руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.) отношение к нему коллектива, его авторитет среди членов группы.
Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность школьника и личности на коллектив.
Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (добрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути ликвидации этих недостатков.