В ходе научно-исследовательской практики
№ п/п | Разделы практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля |
Подготовительный этап | |||
1. | Ознакомиться с программой практики, с распределением по объектам | Участие в работе установочной конференции. | Оформить в «Дневнике практики»: • цель и задачи практики, • содержание заданий, • наименование учреждений (баз практики); •адресные данные и ф.и.о.руководителей учреждений. |
Рабочий этап | |||
1. | Разработать примерный индивидуальный план работы | Выработать общую стратегию деятельности в период прохождения практики, определить время реализации заданий. | Оформить в дневнике в виде таблицы. |
2. | Выполнить организационную работу. | Ознакомиться с названием, адресом учреждения; дать характеристику основным и дополнительным услугам, оказываемых учреждением; определить количество групп (классов), укомплектованность детьми (учащимися). Познакомиться с методистами, ознакомиться с режимом работы психолога и социального педагога. Дать характеристику места работы специалистов. Выполнение отдельных самостоятельных заданий по поручению руководителя практики и куратора в рамках должностных обязанностей специалиста. | Оформить в дневнике. Анализ привести в дневнике. Анализ документации специалистов. Провести наблюдение за профессиональной деятельностью психолога, сделать соответствующие записи в дневнике. |
3. | Провести исследовательскую работу по теме ВКР | Подготовить программу исследования, определить методы исследования, апробировать результаты исследования. Разработка, обоснование и проведение исследования, имеющего практическую значимость для учреждения-базы практики. Сбор и обработка информации по исследованию. Частные задачи на практику определяются темой выпускной квалификационной работы и определяются совместно с руководителем. | Оформить в отчете результаты исследовательской работы. |
Задания по психологии | |||
3. | Ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога. | Провести анализ документации и программ, реализуемых психологом. Ознакомиться со спецификой работы школьного психолога с учащимися начального, среднего и старшего звеньев. С этой целью необходимо пронаблюдать за проведением психологической консультации, психодиагностической, психокоррекционной деятельности и т.д. | Оформить анализ психокоррекционного занятия, психоконсультации, занятий по психологии в дневнике. |
4. | Оказывать методическую помощь психологу в течение прохождения педагогической практики. | В течение всей практики оказывать помощь в оформлении методического материала психологического кабинета. Оказывать помощь в подборе психологической литературе, в оформлении документации, наглядных и стимульных материалов, оформлять психологические брошюры и т.д. | Записи оформить в дневнике. |
5. | Овладеть психолого-диагностической деятельностью. . | Провести исследование по психолого-педагогическим проблемам учреждения. Цель исследования и выборка испытуемых определяются исходя из запроса администрации учреждения, методиста, а также из результатов собственных наблюдения. Оформить документацию обследования детей (подростков). Проанализировать результаты диагностической работы, составить заключение. | Заполнить протоколы психодиагностического обследования (отдельный протокол на каждого испытуемого при проведении одной методики). Проанализировать результаты диагностической работы, составить заключение. Оформить документы. |
6. | Овладеть психолого-коррекционной деятельностью. | Составить программу психологической коррекции. Цель определяется результатами обследования. Но также студентами на выбор предлагаются следующие темы коррекционной работы: проблема школьной дезадаптации, проблемы общения со сверстниками в подростковом возрасте, проблема профессионального самоопределения старшеклассников, проблема профилактики приобщения к психоактивным веществам. Определить график проведения занятий программы. Организовать проведение психологической коррекции, в том числе 2 зачетных коррекционных занятия. Оценить эффективность коррекционно-развивающих занятий с детьми (подростками0. | Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологической коррекционной работы. |
7. | Овладеть психолого-консультационной работой | При поступлении запроса психологическую помощь со стороны педагога, учащегося или родителя провести психологическую консультацию. | Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологического консультирования. |
8. | Овладеть психолого-профилактической работой. | Подготовить, организовать психолого-профилактическое мероприятие. Проанализировать результаты деятельности. | Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологической профилактики. |
9. | Овладеть психолого-просветительской работой. | Подготовить, организовать психолого-просветительское мероприятие, используя вербальные (беседа, коллегиальное обсуждение, лекция, выступление и т.д.) или наглядно-вербальные формы реализации. Проанализировать результаты деятельности. | Оформить записи в дневнике. Отчет о выполнении психологического просвещения. |
10. | Выполнить методическую работу. | Систематически проводить анализ своей деятельности в образовательном учреждении | Оформить записи в дневнике |
Задания по социальной педагогике | |||
Выявить актуальные социально-педагогические и психологические проблемы учреждения | На основе анализа документации социального педагога, беседы, результатов диагностики и личного наблюдения практиканта выявить наиболее актуальные проблемы учреждения | Привести в дневнике перечень выявленных социально-педагогических и психологических проблем учреждения. | |
2. | Определить тему педагогического совета и подготовиться к его проведению (методическая деятельность студента-практиканта). | Разработать содержание и провести педагогический совет на одну из наиболее актуальных тем по решению социально-педагогических проблем, содержащий практическую часть (например, «Профилактика самоубийства в подростковом возрасте», «Профилактика и коррекция бродяжничества и беспризорности», «Формы и методы работы социального педагога с семьей» и пр.) Провести с пед.коллективом. | В дневнике отразить тему, цель и задачи педагогического совета. Конспект мероприятия со списком литературы приложить. |
3. | Организовать и провести внеклассное мероприятие по запросу учреждения. | Разработать и провести внеклассное мероприятие вместе с детьми. Провести и проанализировать подобные формы работы практикующего социального педагога. | В дневнике отразить тему, цель и задачи внеклассного мероприятия. Приложить конспект его проведения, самоанализ мероприятия социального педагога. |
4. | Организовать индивидуальную работу с детьми группы социального риска.. | По запросу социального педагога провести индивидуальную работу с детьми группы социального риска различной формы (индивидуальная консультация, беседа, посещение на дому и т.п.) | В дневнике отразить форму индивидуальной работы, ее анализ и дальнейшие рекомендации соц.педагогу и родителям. |
5. | Выполнить методическую работу | Систематически проводить анализ своей деятельности в образовательном учреждении. В течение всей практики оказывать помощь в оформлении методического материала кабинета социального педагога. | Оформить записи в дневнике. |
Итоговый этап | |||
Обобщить полученные результаты на практике. | Написать отчет по практике, оформить всю необходимую документацию, в том числе дневник практики. Сдать характеристику на студента-практиканта (оформляют методисты учреждения). Подготовить доклад об итогах практики к итоговой конференции. Обязательное участие в итоговой конференции. Получить оценку по практике. | Соответствующая документация. | |
Итого: | 180 ч. |
Отчетная документация студента-практиканта
ü отчет прохождения практики;
ü записи в контрольно-учетной книжке: записи о выполнении работ, характеристика студента-практиканта, оценки методистов;
ü дневник, заверенный подписями методиста, руководителем и печатью учреждения;
по психологии:
ü протоколы психодиагностического обследования, анализ результатов диагностической работы, заключение.
ü отчет по выполнению психологического консультирования;
ü отчет по выполнению психологического просвещения;
ü психолого-педагогический анализ мероприятия.
по социальной педагогике:
ü конспект внеклассного мероприятия и самоанализ;
ü анализ воспитательного мероприятия социального педагога учреждения;
ü план-конспект индивидуальной формы работы с детьми группы «социального риска»;
ü отчет-анализ двух конкретных случаев из практики по работе с детьми и подростками;
ü описание технологии работы с детьми группы риска;
по выпускной квалификационной работе:
ü материалы к выпускной квалификационной работе;
ü аналитический отчет по практике по результатам проводимой научно-исследовательской работы (место и время прохождения практики; обоснование актуальности выбранной для выполнения выпускной квалификационной работы проблемы; систематизированный, классифицированный материал, отражающий состояние изученности данной проблемы; обоснование теоретической и практической значимости выпускной квалификационной работы; описание возможностей и перспектив применений результатов выпускной квалификационной работы);
ü описание технологии работы с детьми группы риска.
Литература
1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов. – М., 2003.
2. Золотарева Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в вузе. – М.: Дашков и К, 2006.-125с.
3. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики (учеб. пособие). – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
4. Педагогическая практика студентов /Под ред. Ю.И. Юрички. – Бирск, 2009
5. Программа и методические указания к педагогической практике /Авт.-сост.: О.С. Батурина, Л.Г. Васенкова, В.А. Волков и др. – Бирск: БирГСПА, 2006.
6. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2003.
7. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога .-М. :Владос,2007. – 399 с.
8. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога:-М.: Академия,2002. – 208 с.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. –М.: Академия, 2001. – 160 с.
10. Методика и технологии работы социального педагога:/Б.Н.Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др. Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева; МГСУ.М.:Академия,2006. – 192 с.
11. Методика работы социального педагога/Сост.Г.С. Семенов.- М.: Школьная Пресса,2006. – 96 с.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога:-М.:Академия,2002. – 272 с.
12. Психологический комфорт в школе: как его достичь: Акции, тренинги, семинары/Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко.-Волгоград:Учитель,2009 .-239с. :ил
13. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: Тренинговые программы/В.Р. Шмидт.-М.:ТЦ "Сфера",2007.-250с.
14. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе:Лекции, консультирование, тренинги/Н.В. Самоукина.-3-е изд., испр.-М.: Психотерапия, 2008.-242с.
15. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении:учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии/Е.И. Изотова .-М. :Академия,2007 .-288с.
16. Серебрякова К.А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога: учеб. пособ. для студ. вузов/К.А. Серебрякова.-М.:Академия,2010 .-285с.
17. Психолого-педагогический медико-социальный центр в школе [Электронный ресурс].-Волгоград:Учитель, 2008.-1 электрон.опт.диск(CD-ROM)
18. Психологический практикум и тренинг:Профилактика насилия в семье и школе/Авт.-сост. Л.В. Прикуль.-Волгоград:Учитель,2009.-217с.
19. Абдуллина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. - М., 1989.
20. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
21. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.
22. Основы методического обеспечения педагогического всеобуча родителей (методические рекомендации) /Состав.: Алферов А. Д., Богза В. В., Павленко В. Г., Фотов В. Г. - Ростов-на-Дону, 1984.- 69 с.
23. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие [Текст] / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
24. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб.зав. /А.В.Мудрик.-4-е изд.,доп .-М. :Академия, 2003. – 200 с.
25. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики .-М.: Академический Проект,2003. – 528 с.
26. . Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.-М.: Гардарики, 2006.-269 с.
27. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие студ. пед. вузов/ Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова.-3-е изд., стереотип. - М.: Академия,2008. – 439 с.
28. Социальный педагог в образовательном учреждении/Авт.-сост.В.Г. Дмитриева, Ф. П. Черноусова, И.В.Яркова. -М.: Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
29. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2003. - 415 с.
30. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. - М.: Академический проект, 2003. - 272 с.
31. Штинова Г.Н. Социальная педагогика:учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Соц. педагогика"/Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой.-М.:Владос,2008.-447с.
32. Болотникова, О.П., Порваткина, О.В., Чикирева, Э.Ю. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов и методистов по практике факультета психологии / О.П. Болотникова, О.В. Порваткина, Э.Ю. Чикирева. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 136 с.
33. Нормативно-правовые документы для педагогов-психологов образования / Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. – М., 2003.
34. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
Приложения
Приложение 1
ПРИКАЗ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ
От 25 марта 2003 г. № 1154
«Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»
I. Общие положения
1. Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее — высшее учебное заведение, вуз) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее — ГОС ВПО).
2. В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ГОС ВПО, а также настоящим Положением вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов, с учетом специфики подготовки специалистов.
3. Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин. Программы практик могут предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.
4. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, могут разрабатывать на основе настоящего Положения рекомендации по проведению практики студентов с учетом особенностей отрасли.
II. Виды практики
5. Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику.
5.1. Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебных практик в учебных мастерских по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется вузом.
Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т. п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.
III. Организация практики
6. Требования к организации практики определяются ГОС ВПО. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
7. Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения или на предприятиях, в учреждениях и организациях. Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
8. Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).
В тех случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, определяется вузом.
Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
9. Руководители практики от высших учебных заведений:
ü устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;
ü разрабатывают тематику индивидуальных заданий; принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;
ü несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;
ü осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием; оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной работе);
ü оценивают результаты выполнения студентами программы практики.
10. При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.
Администрация высшего учебного заведения своевременно распределяет студентов по местам практики и обеспечивает отъезжающих на практику студентов билетами на проезд и денежными средствами.
11. Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную и преддипломную практики, как правило, проходят в этих организациях.
12. Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.
13. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная (за исключением преддипломной) практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке.
14. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более
36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет — не более 40 часов в неделю. Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов в неделю.
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.
15. Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением.
16. Формы аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований.
17. Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
18. Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.
IV. Материальное обеспечение
19. В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.
20. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.
21. За период прохождения всех видов практики, связанных с выездом из места расположения высшего учебного заведения, выплачиваются суточные в размере 50 % от нормы суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников предприятий, учреждений и организаций за каждый день, включая нахождение в пути к месту практики и обратно. Проезд к месту практики и обратно оплачивается в полном размере.
22. Проезд студентов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счет средств вуза.
23. Проезд студентов в места прохождения практики, не связанные железнодорожными и водными путями с местом нахождения вуза, оплачивается высшим учебным заведением на основании предъявленных документов.
24. На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.
25. Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим кроме заработной платы полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится.
Если учебная практика студентов проводится в структурных подразделениях вуза, расположенных по месту нахождения высшего учебного заведения, суточные не выплачиваются.
Приложение 2