Мышление как процесс изучения наук. Формы мышления
Мышление – предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основными его формами являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это такая форма мышления в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Понятия формируются в общественно-историческом опыте и фиксируются, отдельными словами или группой слов. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. В зависимости от условий задачи у одного и того же предмета могут выделяться в качестве существенных различные признаки. Например, у одного и того же человека на работе важны качества профессионала, предположим, учителя, в семье – отца, на приеме у врача – пациента, в поезде – пассажира и т.д. Понятия существуют на уровне как первой сигнальной системы, так и второй. В понятиях на уровне первой сигнальной системы отражается чувственный опыт человека, в процессе его он овладевает эмпирическими понятиями. Понятия на уровне второй сигнальной системы - теоретические, они обозначаются словом или словосочетанием. Слово – материальная оболочка мысли.
Понятия могут быть общими и единичными. Общее относится к группе однородных предметов или явлений. При этом степень общности может быть разной. Так, понятие «земля» – более общее, чем понятие «почва», а понятие «чернозем», тоже являясь общим, уже понятия «почва». Единичные понятия относятся лишь к конкретному предмету или явлению. Например, «Черное море», «Москва», «Онегин» и т.п. – понятия единичные. Они могут быть также различной степени конкретности и абстрактности. Если понятие относится к самим предметам или явлениям, то оно называется конкретным, например «революция», «ураган», «существительное», «прямоугольник» и пр. Если понятие относится к признакам предметов и явлений, то оно называется абстрактным, например «высота», «честность», «мужество», «наблюдательность» и т.д.
Понятия следует отличать от общих представлений («псевдопонятий»), которыми мы часто оперируем при решении житейских задач. Обучение научным знаниям предполагает непременное овладение истинными научными понятиями, на что делается особый акцент, например, в системе экспериментального обучения школьников В.В. Давыдовым и др.
Совокупность существенных признаков характеризует содержание, а совокупность общих признаков – объем данного понятия. Краткую словесную формулировку существенных признаков предметов или явлений, входящих в данное понятие, называют определением. Дать его определение – это значит указать, к какому классу предметов относится данный предмет, а также выделить необходимые и достаточные существенные признаки этого класса предметов. Таким образом, в определение, как правило, включаются родовые и видовые признаки. Например, квадрат – это четырехугольник, все стороны которого равны, а все углы прямые; остров – это часть суши, окруженная со всех сторон водой; антонимы -слова с противоположным значением.
По тому, как ребенок определяет понятия, можно судить об особенностях его умственной деятельности. Обычно взрослый испытуемый, когда ему дается задача определить какое-либо понятие, например выражаемое словом «топор», отвечает так: «Топор – это орудие для рубки предметов». Какова психологическая структура этого определения? Испытуемый включает топор в известную категорию это орудие. Однако это не просто орудие, но орудие, которое предназначено для рубки предметов. Значит, в данном случае имеются две операции, включенные в данное суждение: отнесение к общему роду и нахождение видового отличия специфического видового признака, или дифференциация. К сожалению, часто встречаются случаи, когда учащиеся не умеют дать определения. В них нет указания или на род, или на видовое отличие. А порой отсутствует и то и другое. Например: «Обстоятельством места называется, которое показывает место, где совершается действие»; «Гора – это поднимающаяся над окружающей местностью». В первом примере отсутствует родовой признак, во втором – нет ни рода, ни видового отличия. Некоторые учителя относят формулировки приведенного типа к ошибкам стиля. В действительности, неумение дать определение свидетельствует о том, что ученик не владеет данным понятием, т.е. эта ошибка логическая, порожденная неумением обобщать – неумением видеть общее и существенное.
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями и выражающаяся в предложениях, в которых что-либо утверждается или отрицается. Суждения могут быть общими, частными и единичными, причем как утвердительными, так и отрицательными. Общие суждения относятся ко всем предметам определенной категории («Все металлы проводят электричество», «Металлы не горят»). Частные относятся только к некоторым предметам или явлениям («Некоторые деревья и зимой зеленые», «Некоторые студенты нашего института не занимаются в спортивных секциях»). Единичные суждения относятся лишь к конкретному предмету или явлению («Юрий Гагарин – первый космонавт»).
В суждении имеются предмет мысли (субъект и предикат), знаки количества (все, данный, некоторые), знаки модальности (действительно, необходимо, вероятно, неизвестно). В сложных суждениях, кроме того, имеются логические союзы (и, или, если... то, то есть). Все элементы всегда мыслятся полностью, хотя не всегда произносятся в процессе общения (когда многое ясно из контекста). Примером полного суждения может быть: «Некоторые (знак количества) ученики (субъект) не являются (связка), вероятно (знак модальности), примером прилежания (предикат)». В суждении часто проявляется личность, ее отношение к происходящему. Поэтому суждение может оцениваться как средство, дающее объективно достоверную информацию о личности, хотя объективно оно может быть и ложным, если не соответствует истинным научным знаниям.
Ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок), называется рассуждением. В результате рассуждений получаем новое суждение, которое называется умозаключением. Это новое суждение (умозаключение) может служить основой для дальнейших рассуждений. Другими словами, умозаключение – это логическая форма мышления, в процессе которой на основе некоторых посылок приходят к определенному выводу. На основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод). Такое умозаключение называется индуктивным. Распространение общего положения на частные случаи называется дедуктивным умозаключением. Так, учащийся, зная, что при умножении величин с одинаковыми знаками в произведении получается величина со знаком «плюс», решает правильно тот или иной конкретный пример, т.е. он применяет общее положение к частному случаю. Всякое умозаключение требует строгого соблюдения правил вывода, которых достаточно много. Например: «Что можно сказать о всех, то можно сказать и о некоторых, но не наоборот», «Нельзя подменять понятия в процессе рассуждения», «После этого - не значит вследствие этого». Есть логические правила и более сложные, например: «Тезис должен вытекать из аргументов по общим правилам умозаключений», «Если случай, в котором явление наступает, и случай, в котором явление не наступает, разнятся лишь в одном обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина (или одна из причин) данного явления». Более детальное овладение правилами логических форм мышления требует специального изучения логики.