Тип личности по волевому развитию по А.И. Высоцкому

Тип личности Показатели волевой активности
Направленность Сила Устойчивость Широта
Положительная Сильная Устойчивая Широкая
Положительная Сильная Устойчивая Узкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Положительная Сильная Неустойчивая Узкая
Положительная Слабая Устойчивая Широкая
Отрицательная Слабая Устойчивая Широкая
Отрицательная Сильная Устойчивая Узкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Широкая
или: Отрицательная Сильная Неустойчивая Узкая
Отрицательная Сильная Устойчивая Широкая

Мотивы волевой активности в онтогенезе изменяются с возрастом.

В дошкольном и младшем школьном возрасте этими мотивами являются больше внешняя стимуляция: заслужить похвалу взрослого, желание проверить умственные и физические способности, интерес к процессу деятельности.

Для подростков характерны внутренние мотивы (желание проверить силы, свою волю).

Старший школьник применяет самостимуляцию (желание добиться поставленной цели, стремление к самосовершенствованию); в основе мотивов лежат высшие потребности.

У человека возможно кратковременное или достаточно длительное ослабление воли под влиянием ряда факторов. Ими могут являться:

1) Житейская нерешительность при исполнении решения, связанная с изменением субъективных переживаний, усложняющих эмоциональное состояние в некоторые моменты жизни и связанное с ними протекание реальных действий человека.

2) Внушаемость, под влиянием которой человек совершает поступки, которые не согласуются с его взглядами.

3) Упрямство, негативизм. Упрямство - пассивная форма невыполнения действий, изощренное стремление к самостоятельности. Негативизм - активная форма выполнения действия, противоположного требованию. Особенно характерны эти действия для детей двух критических возрастных периодов – трехлетнего и подросткового.

4) Лень, выражающаяся в стремлении человека отказаться от преодоления трудностей и нежелании совершать волевые усилия.

5) Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики (абулия, апраксия). Абулия проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Апраксия – нарушение произвольных, целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов, зависит от мозговой локализации поражения. Выделяют несколько ее форм, основные из которых: 1) кинестетическая – распад нужного набора движений (особенно при отсутствии зрительной опоры) ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза ощущения положения и движения своего тела; 2) пространственная – нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта и т.д.

Волевые свойства личности

Под волевыми свойствами (качествами, чертами) личности понимают такие особенности волевой активности человека, которые при определенных условиях более или менее постоянно проявляются.

Воля формируется в течение всей жизни. В процессе преодоления человеком различных внешних и внутренних трудностей физиологически в коре головного мозга возникают соответствующие соотношения между процессами возбуждения и торможения, т.е. формируются стереотипы, вследствие чего у личности вырабатывается предуготовленность определенным образом реагировать на встречающиеся затруднения. Поскольку трудности чрезвычайно разнообразны по своему характеру и по диапазону и личность в каждом отдельном случае преодолевает их неодинаково, то в процессе их преодоления формируются различные стороны человеческой воли, которые затем и по-разному проявляются. Один и тот же человек может иметь неодинаковый уровень развития различных сторон воли. Развитие ее разных сторон зависит от условий жизни, отношения человека к жизненным трудностям, его опыта, определенных природных особенностей и других факторов. Волевых качеств насчитывается огромное множество, которые можно подразделить на две группы. К первой относятся волевые свойства, которые характеризуют личность со стороны активности, возбуждения, а ко второй группе – те, которые характеризуют тормозные свойства личности.

Основные волевые качества первой группы.

Целеустремленность- умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Степень развития ее целеустремленности определяется ее силой (какие по трудности цели личность преследует), устойчивостью (до полной реализации на практике), широтой (в скольких направлениях своей деятельности человек ставит и решает задачи).

Настойчивость– умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Проявляется это свойство в: а) стремлении доводить начатое дело до конца; б) попытке найти другие пути решения вопроса; в) продолжении деятельности при нежелании ею заниматься или при появлении более интересной деятельности; г) умении проявить настойчивость в деятельности при изменившейся обстановке.

Решительность– умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность человека особенно проявляется в экстремальных условиях, в состоянии эмоционального возбуждения и в новой, непривычной обстановке.

Инициативность- умение творчески работать, предпринимая действия и поступки по собственной инициативе. Инициативность может быть воспроизводящего характера (по подражанию, подсказке) или собственно творческого (постановка новых целей, стремление найти новые решения).

Смелость– умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия. Не следует путать ее с неразумными и опасными для жизни поступками, с лихачеством или с дерзкими поступками нарушителей дисциплины. Смелость человека может проявляться в: 1) участии вустранении или критике устаревшего, мешающего делу порядка; 2) выступлении против неправильных действий других людей, товарищей; 3) умении признать и осудить собственные ошибки; 4) способности совершать бесстрашные поступки в непривычной обстановке.

Исполнительность– старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей.

Ко второй группе волевых свойств можно отнести следующие:

Выдержкаумение управлять действиями, чувствами и мыслями, мешающими осуществлению принятого решения. Выдержка – это не покорность, а власть над собой, умение контролировать, управлять собой, которое называют самообладанием. Высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями, называется мужеством.

О выдержке можно судить по: 1) проявлению терпения и выносливости в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие внешние помехи, частые неуспехи в деятельности и т.п.); 2) умению сдерживать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и пр.); 3) способности тормозить проявление бурных чувств при эмоциональном возбуждении (огромной радости, негодовании и т.д.); 4) умению контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку. Признаком воли является сознательная дисциплина, а не дисциплина, основанная на страхе или слепом послушании. О дисциплинированности человека можно судить также по недопущению самовольных проступков и по соблюдению правил поведения в изменившейся, неблагоприятной обстановке.

Самостоятельность – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Это не значит, что самостоятельный человек всегда отвергает чужие мнения и не считается с ними; он может принимать посторонние советы и предложения, если они разумны. Его самостоятельность проявляется в: 1) выполнении посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны; 2) умении самому найти себе занятие и организовать свою деятельность; 3) способности отстоять свое мнение и не проявлять упрямства, если не прав; 4) умении проявлять выработанные привычки независимого поведения в новых условиях деятельности.

Организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности.

Наиболее важные признаки организованного поведения: 1) соблюдение определенного порядка, способствующего успеху деятельности; 2) планирование своих действий и разумное их чередование; 3) рациональное распределение времени с учетом обстановки; 4) умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Из других волевых качеств, кроме охарактеризованных выше, можно назвать деловитость, энергичность, выносливость, стойкость и пр.

Следует иметь в виду, что воля человека едина и рассмотрение ее по отдельным сторонам (волевым качествам) -- это искусственный прием, используемый для удобства изучения. Все волевые качества тесно переплетены, взаимосвязаны и при изменении одного из них воля как единое целое также видоизменяется. Более того, в волевой активности проявляются особенности всей личности. Изменение каких-либо ее качеств делает волевую активность личности психологически другой. Тем более одно и то же по названию волевое качество, принадлежащее разным людям, – это часто психологически различные и внешне непохожие качества воли. Мужество разведчика, мужество хирурга, мужество подпольщика, мужество космонавта не только сходны, но и непохожи.

Главный принцип воспитания и самовоспитания воли – это систематическое преодоление трудностей и препятствий в повседневной жизни, труде, учении. Поэтому основными приемами ее воспитания и самовоспитания могут служить следующие:

- Приобретение привычки, приучение себя преодолевать сравнительно незначительные сложности.

- Проявление волевого усилия при преодолении трудностей и препятствий для достижения поставленных целей.

- Принятое решение доводить до исполнения. Систематическое невыполнение принятых решений ослабляет волю.

- Весьма принципиально видеть этапы достижения цели, ставить и разрешать частные задачи.

- Строгое соблюдение режима дня, правильного жизненного распорядка.

- Систематические занятия физкультурой и спортом.

Волевые свойства личности

Тип личности по волевому развитию по А.И. Высоцкому - student2.ru

Литература

1.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 454-465.

2.Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979. С. 4-67.

3.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

4.Ладанов И.Д. Управление стрессом. М., 1989. С. 43-69, 83-119.

5.Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. I. С. 357-366.

6.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 385-400. '

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

8.Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? // Избр. произв. М., 1952. Т. 1.С. 255,256.

9.Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М., 1976. С. 107-144.

10.Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, дав определение следующим понятиям: абулия, борьба мотивов; волевые акт, действия и качества; воля, импульсивные действия, принятие решения, свобода воли, функции воли: контроль, регулирование, торможение.

2. Изобразите в виде схемы структуру (этапы) волевого действия и волевых свойств личности. Используя их, проанализируйте один из фактов проявления волевого поведения, имевшего место в вашей жизни.

3. С помощью предложенных анкет определите, какие волевые качества представлены у того или другого школьника; раскройте общую структуру воли каждого из них.

АНКЕТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 12-16 ЛЕТ

Фамилия, имя _________________________________________________

Школа _________ класс ___________ возраст __________ пол ________

Подчеркните, какие волевые качества вы отмечаете у школьников.

    Очень развито Хорошо развито Слабо развито
Дисциплинированность умение сознательно подчинять свое поведение правилам, требованиям.   Недисциплинированность.        
Настойчивость – умение доводить начатое дело до конца, настаивать на своем правильном решении, длительность и сила настаивания.   Упрямство настаивание на своем, понимая, что не прав.        
Упорство – умение длительное время преодолевать значительные трудности на пути к цели.        
Выдержка, самообладание: способность сохранять ясность ума, управлять своими чувствами и действиями в условиях высокого эмоционального возбуждения или подавленности. Способность сдерживать импульсы напряжения, утомления при возникновении неожиданных трудностей, неудач и других неблагоприятных факторов.   Импульсивность.        
Решительность - правильная оценка своих сил и возможностей (переоценка - самоуверенность, необдуманность, лихачество; недооценка – неуверенность, нерешительность). Умение быстро найти нужный способ действия в сложных условиях. Уверенно, быстро, обдуманно реализовывать решения в необходимых практических действиях.   Нерешительность        
Смелость – способность принимать ответственное решение и добиваться его осуществления, уверенно действовать в условиях реальной или кажущейся опасности. Умение противостоять страху.   Трусость.        
Самостоятельность – умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая к помощи других, владение поведением, отстаивание своего мнения отличного от мнения других.   Внушаемость.        
Организованность – планирование и четкое выполнение намеченных целей, обдумывание последовательности действий, мобилизация готовности активно работать по выполнению поставленной задачи. Обдумывать каждый шаг, стремление к рационализации своих действий, предусматривание результатов труда, умение предъявлять требования к себе и следовать им.   Неорганизованность, несобранность.        
Деловитость – немедленное включение в действие, умение не отвлекаться во время выполнения учебной и трудовой деятельности, умение работать концентрированно, продуктивно, сосредоточенно.   Бездеятельность.        
Инициативность умение по собственному сознательному почину предпринимать действия.   Бездеятельность, безынициативность.        
Целеустремленность умение ставить общественно-значимую цель и организовывать свое поведение так, чтобы достичь ее, преодолевая разные трудности и препятствия.   Бесцельность.        

Степень развития каждого волевого качества отметьте в соответствующей графе, поставив в ней +.

АНКЕТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 7-12 ЛЕТ

Фамилия, имя ___________________________________________

школа __________ класс _______ возраст _________ пол _______

Подчеркните, какие волевые качества вы отмечаете у школьников.

    Очень развито Хорошо развито Слабо развито
Дисциплинированность – подчинение поведения требованиям, правилам, выдвигаемым взрослыми. Систематическая занятость полезными и важными делами.   Недисциплинированность.        
Настойчивость – доводить начатое дело до конца, настаивание на своем правильном решении, длительность выполнения любого нужного дела.   Упрямство – настаивание на своем с целью получения чего-либо.        
Выдержка, самообладание – умение управлять действиями, чувствами мешающими осуществлению принятого решения, делу.   Импульсивность.        
Решительность – умение быстро переходить от намеченной цели к действию.   Нерешительность.        
Смелость – действовать с риском для здоровья и жизни.   Трусость – боязнь принять решение, сделать необходимое действие, неуверенность в исходе дела.        
Самостоятельность - выполнение действия без посторонней помощи, способность и возможность самому руководить своим поведением и отвечать за свои поступки. Самообслуживание, выполнение своих обязанностей.   Внушение – легко соглашается со всяким чужим мнением.   Негативизм – поступает противоположно тому, что требуют.   Несамостоятельность.        
Организованность – исполнительность, умение работать по плану, планировать и четко выполнять намеченные цели, доводить их до конца, точно и аккуратно выполнять все указания взрослого. Заранее намечать строгую последовательность действий, предусматривать предстоящие трудности, препятствия.   Неорганизованность, дезорганизованность.        
Деловитость – умение беречь время, организовывать работу так, чтобы выполнять ее в точно намеченное время. Четкое и точное выполнение режима, строгое соблюдение времени выполнения трудовой, учебной, общественной, спортивной деятельности.   Безынициативность. Бездеятельность.        
Инициативность умение ставить перед собой новые задачи и решать их.   Безынициативность.        
Целеустремленность умение длительное время следовать цели, преодолевая трудности.   Бесцельность.        
Прилежание – собранность в выполнении учебной работы, аккуратность, старательность.   Несобранность.   Проявляются ли у ученика капризы – поступать необоснованно, не слушаться, добиваться желаемого плачем, быстрая смена желаний.        

Степень развития каждого волевого качества отметьте в соответствующей графе, поставив в ней +.

АНКЕТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ 16 ЛЕТ И СТАРШЕ И СТУДЕНТОВ

Фамилия, имя ___________________________________________________________

школа ________________ класс ___________ возраст _____________ пол ________

Подчеркните, какие волевые качества вы отмечаете у школьников.

    Очень развито Хорошо развито Слабо развито
Дисциплинированность – привычка подчиняться правилам, требованиям. Быть занятым полезными и важными делами.   Недисциплинированность.        
Настойчивость способность длительно, не снижая энергии и активности, добиваться поставленной цели, несмотря на неожиданные трудности.   Упрямство – настаивание на своем с целью получения чего-либо или добиться чего-то.        
Упорство умение длительное время преодолевать трудности на пути к достижению цели.        
Выдержка, самообладание - сохранение ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами, действиями, речью в условиях эмоционального возбуждения или подавленности.   Импульсивность.        
Решительность – обдуманность в решении вопросов, задач, возникающих в деятельности, реализация практических действий в решениях, отсутствие боязни принять ответственность за решение и его исполнение. Способность находить и принимать обдуманные решения и реализовывать их в практике. Находчивость в решении вопросов.   Нерешительность, переоценка, недооценка.        
Смелость - своевременность и обдуманность решения вопросов и задач в условиях риска и опасности, умение принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь, умение противостоять страху, идти на оправданный риск во имя поставленной цели.   Трусость.        
Самостоятельность – умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других. Доказывать свое мнение, отличное от других. Брать за принцип – преодоление трудностей собственными усилиями, не полагаясь на помощь других.   Внушаемость, несамостоятельность, негативизм.        
Организованность планирование своих действий с учетом преодоления трудностей и препятствий, обдумывание каждого своего шага, умение пользоваться приемами организации учебного и физического труда. Требовательность к себе в выполнении любого дела.   Неорганизованность, дезорганизованность.              
Деловитость внутренняя организованность, выражающаяся в умении продуктивно работать, беречь время. Полное единство слова и дела.   Бездеятельность.        
Инициативность - способность по личному почину и новаторским действиям работать в направлении достижения поставленной цели, не поддаваясь влияниям других людей.   Безынициативность.        
Целеустремленность – цель жизни, выраженная в идеале, умении человека ставить и удерживать цели для отдаленных действий и поступков, добиваться их осуществления, исходя из определенных жизненных принципов, вытекающих из научного мировоззрения.   Бесцельность.        
           

Степень развития каждого волевого качества отметьте в соответствующей графе, поставив в ней +.

Наряду с целостным возможен также и компонентный анализ воли, опирающийся на вычленение и разностороннее изучение отдельных волевых качеств. Обычно эксперимент проводится в два этапа. На первом измеряется продуктивность какой-либо деятельности по нейтральной инструкции, на втором - при максимальном волевом усилии. Учитываются параметры, характеризующие настойчивость, выдержку, решительность и другие волевые качества. Для их оценки используется процентное отношение значений измеряемого параметра при волевом усилии к значениям того же параметра, измерянного в нейтральной ситуации. Примером может служить, эксперимент при измерении продуктивности волевой регуляции внимания.

4. Проведите изучение спонтанных колебаний и продуктивности волевой регуляции внимания с помощью методики В.С.Ивашкина*.

* См.: Ивашкин B.C. Психологическое изучение школьников. Владимир, 1990. С. 24, 45.

Наши рекомендации