Нейрофизиологические механизмы чувств и эмоций

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств – результат деятельности мозга, сложной комплексной работы коры, подкорки и вегетативной нервной системы. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые происходят во внешнем или внутреннем мире человека. Физиологический субстрат эмоций – синтез и секреция многих биологически активных веществ, которые воздействуют на чувствительные к ним нервные элементы, модулируя или возбуждая их активность. Ведущая роль принадлежит коре, однако велика и роль подкорки. Отражаемые в сознании предметы и явления вызывают сильные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и в подкорку. А в подкорке находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности, выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить какую эмоцию переживает человек в данный момент. Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговые мышцы глаза и рта, подкожная мышца шеи.

В мимике улыбки участвуют те же мышечные группы, что и в мимике искреннего смеха. Однако степень сокращения их иная, а поэтому менее сближены веки и менее сужена глазная щель, рот лишь слегка приоткрыт или сомкнут, мышцы шеи не напряжены.

В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови а также лобная мышца.

В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения под воздействием сильных раздражителей, при переутомлении, опьянении, то в результате иррадиации, перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. Если же в этих центрах распространяется широкое торможение, то наблюдается угнетение, ослабление и скованность мышечных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.п. Следовательно, при переживании чувств и эмоций наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. Эмоциональные состояния, повышающие его жизнедеятельность, называются стеническими, эмоциональные состояния, понижающие жизнедеятельность человека, называются астеническими. Положительные или отрицательные эмоциональные переживания человек испытывает в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния. На протекание эмоций и чувств человека оказывает влияние вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но и могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают социальный характер. Лишь при ее деятельности возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Электрофизиологические исследования, проводимые в 50-е годы нашего столетия, установили огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы – узко специализированных мозговых структур. Эмоциональный «настрой» личности в значительной степени определяется функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты проводили Д. Олдс и П. Милнер на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса и которые обнаружили там центры положительных и отрицательных эмоций. Оказалось, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально положительные ощущения, к которым они активно стремились. Эти участки получили название «центров удовольствия» (наслаждения). Когда же раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы «центрами страдания». При этом было установлено, что «центры страдания», расположенные в различных отделах мозга, образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя о неблагополучии организма. А центры, продуцирующие положительные эмоции, менее связаны друг с другом, нет единой системы, что выступает основанием большего разнообразия, более дифференцированной картины положительных эмоций. Таким образом была подтверждена громадная роль эмоций в жизни высших животных и человека.



Наши рекомендации