Типы конституции телосложения по Ростану, Сиго, Кречмеру и Шелдону и соответствующие типы характера по Э. Кречмеру

Ростан (1824) и Сиго (1914) Конституциональные типы Кречмер(1924) Типы телосложения Шелдон(1940) Конституциональные типы
Дигестивный     Мускулярный   Церебральный Пикник Циклотимный тип характера   Атлетик Вискозный тип характера Астеник Шизотимный тип характера Эндоморфный (круглый, с недоразвитием костей и мышц, большими внутренностями) Мезоморфный (развитие костей и мышц) Эктоморфный (тонкий, с большой головой)

Типы строения тела или конституции человека по Кречмеру характеризуются следующими особенностями.

1.Пикнический типотличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитыхмышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек – среднего роста, с короткой шеей.

2. Атлетическому типусвойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мошной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Астенический типхарактеризуется небольшой толщиной тела в профиль при среднем или выше среднем росте. Астеник мужчина – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

Как показано Э. Кречмером и другими исследователями, тип телосложения определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Так, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. По мнению ученого, заболевания представляют собой «карикатуры определенных нормальных типов личности». Тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал «шизотимным», тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, «циклотимиками». Шизотимическому типу свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. Циклотимический тип характеризуется веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легким восприятием жизни.

Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях акцентуаций, выделенных Э. Кречмером. К ним относятся классификации характеров, предложенных А.Е. Личко и зарубежными учеными К. Леонгардом и Э. Фроммом. Классификация характеров А.Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками и включает 11 типов. Вторая классификация, построенная на основе концепции «акцентуированных личностей» взрослых людей, характеризует в большей мере стиль общения человека с окружающими людьми. Она состоит из 10 типов, близких к типам, описанным Личко. В основе третьей типологии характеров, состоящей из трех типов, лежит отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям.

Классификация характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом, в интерпретации Е.М. Вайнер выглядит следующим образом.

1. Гипертимный тип.Активный, энергичный, оптимистический, с высоким жизненным тонусом. Окружающий мир воспринимает в радужных красках. Добр, отзывчив, беззаботен, чрезвычайно контактен, словоохотлив, с большой выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Обладает многосторонними способностями, но из-за неустойчивости внимания и недостаточной выдержки интересы поверхностны. Не терпит стеснения своей свободы. Плохо переносит жесткую дисциплину, монотонную деятельность, строго регламентированный режим, критику в свой адрес. В необычных ситуациях находчив, умеет приспосабливаться к трудностям, бурно переживает неудачи, но они не выбивают надолго его из колеи. К правилам и законам относится легкомысленно, стремится к рискованным приключениям, новым местам, занятиям, встречам. Обладает склонностью к аморальным поступкам. Тяготится одиночеством, в группе стремится к лидерству. При общении неразборчив в выборе знакомств, может оказаться в неблагоприятной среде. Приподнятое, солнечное настроение может омрачаться вспышками раздражительности, вызванными противодействием окружающих.

2. Застревающий тип. Длительное время переживает одни и те же чувства, настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключается на что-то новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Проявляет повышенное самомнение и себялюбие, недовольство недостаточным признанием его достоинств и заслуг. Озабочен свои престижем. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, превзойти других, выдвинуться в лидеры. Отличается повышенной чувствительностью к действительным и мнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждению порождает бдительное отношение к окружающим, склонность к обдумыванию их действий, недоверчивость, обидчивость, злопамятность. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах обычно выступает инициатором. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет повышенные требования к себе, непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

3. Эмотивный тип. Отличается богатством эмоциональных реакций, изменчивостью настроения, которое часто колеблется по самым незначительным поводам. От настроения момента зависит и работоспособность, и общительность, и самочувствие. Соответственно настроению окружающий мир то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным. Вследствие большой подвижности чувств его влечения, стремления и интересы неустойчивы. Этот тип людей предпочитает общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты и которых он понимает «с полуслова». Ищет эмоциональных контактов, стремясь быть всеобщим любимцем. Редко эти люди сами вступают в конфликт, играя в них пассивную роль. В группе такой тип не претендует на роль лидера. Развитая интуиция позволяет почти безошибочно определять отношение к себе окружающих: безразличие, расположение или неприязнь. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попытки его утаить. Часто неспособен к волевым действиям, слабо выражено чувство долга. Привлекательными чертами являются доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность, отталкивающими – чрезмерная чувствительность, слезливость.

4. Педантичный тип. Отличается чрезмерной, преувеличенной приверженностью к определенному порядку. Противится изменениям, плохо переключается на что-либо новое в деятельности. Неуклонно следует принятому образу мыслей, устоявшимся привычкам. Придает большое значение внешней стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе предъявляет окружающим много формальных требований. Вместе с тем охотно уступает лидерство другим людям. Привлекательные стороны: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов – формализм, занудливость, брюзжание.

5. Тревожный тип. Испытывает ощущение неблагополучия, внутренней напряженности. Склонен к неопределенным опасениям, тревожному ожиданию каких-то неприятностей, несчастий. Проявляет повышенное внимание к отрицательным сигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий, поэтому часто возникают сомнения и колебания при необходимости принять решение. Не удовлетворен своими способностями разрешать жизненные трудности и достигать желаемого. Очень высокая тревожность плохо влияет на уровень достижений и может вызывать физические нарушения. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в основном в них пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

6. Циклоидный тип. Периоды ровного настроения чередуются с периодами подъема и субдепрессивными фазами, которые характеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости и утомленности, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своих силах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко встречаются в этот период из-за падения работоспособности, тяжело переживаются, вызывают уныние. Общение раздражает, компании избегаются.

В период жизненного подъема ускоряются мыслительные процессы, появляются оживленность, общительность, подвижность, инициативность; идет постоянный поиск источников развлечения. Длительность периодов увеличивается с возрастом.

7. Демонстративный тип.Эгоцентричен, жаждет признания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания. Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позерстве, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. С целью привлечения к себе внимания способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества и необычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключительное положение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза». Увлечения обычно экстравагантные и не требующие слишком упорного труда.

Этот тип людей характеризуется легкостью установления контактов, жаждой власти и похвалы, высокой приспособляемостью к людям и вместе с тем склонностью к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Такие люди раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обладают следующими привлекательными для партнеров по общению чертами: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

8. Возбудимый тип.Агрессивен, упрям, самолюбив, занудлив, угрюм и обидчив. Отличается постоянной внутренней напряженностью, раздражительностью. Причем сила реакций не соответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышенную требовательность к окружающим, часто не желает считаться с их мнением.

Данному типу людей присуща низкая контактность в общении, неуживчивость, склонность к хамству и брани, конфликтам, в которых они сами являются активной, провоцирующей стороной. Характерна чрезмерная сила влечения, неудержимость в их удовлетворении. В эмоционально спокойном состоянии часто это добросовестные, аккуратные люди, любящие животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения бывают вспыльчивы, плохо контролируют свое поведение.

9. Дистимный тип.Испытывает частые и длительные изменения настроения в сторону его снижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, в предчувствиях неприятностей или безрадостных явлений. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди обычно домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Обладают следующими привлекательными чертами личности: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Отрицательные черты: пассивность, пессимизм, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

10. Экзальтированный тип.Склонен приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительным поводам и впадать в отчаяние под влиянием разочарований. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

Классификация типов характера врачом-психиатром фрейдистской направленности Э. Фроммом основана на наблюдениях за социальным поведением людей, соотнесенных с практикой работы в клинике. Она включает только три типа характера [11, с. 351-352].

1. «Мазохист-садист».Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей в «лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя «из благих намерений». «Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции – это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности»*, – писал Фромм.

* См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1990. С. 124-125.

Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваться самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем. По наблюдениям ученого, в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как те страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью.

2. «Разрушитель».Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия»*. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, Ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

* Там же. С. 155.

3. «Конформист-автомат».Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиямсоциальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»*. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это – тип сознательного или бессознательного приспособленца.

* Там же. С. 168.

Литература

1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. II. С. 52-103.

2.Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. С. 257-280.

4.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. С. 231-254.

5.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. С. 6-10.

6.Немов Р.С. Психология: В 2т. М., 1994. Т. 1. С. 341-357.

7.Общая психология/Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 419-438.

8.Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 48-54.

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. М., 1989. Т. П. С. 211-235.

План-задание для самостоятельной работы

1. Используя методическую процедуру (см. §1, план-задание, п.1) дайте определения следующим понятиям: акцентуация, физиогномика, характер.

2. Изобразите в виде схемы структуру характера и выделите соответствующие группы черт, выражающие отношение личности к различным сторонам действительности.

3. Перечислите в письменной форме, какие в истории психологии были теории объяснения характера различных людей? Дайте характеристику конституционной теории и опишите ее классификацию характера.

4. Для того, чтобы установить, как характер человека проявляется в его поступках, поведении и деятельности, проведите экспериментальное исследование в группе школьников из 8-10 чел. (о чем они не должны знать) и установите особенности их поведения:

- в обычной деятельности (на уроке) и в ходе, например, спортивного соревнования, обратив внимание на активность и проявление волевых качеств характера; во время трудовой деятельности;

- при выполнении порученного задания (домашние уроки, общественные поручения, помощь семье и т.п.), что позволит выявить развитие чувства долга, отношение к коллективу;

- во взаимоотношениях с товарищами по классу.

Опишите ход своей работы и сформулируйте рекомендации для учителей по работе с разными учащимися.

5. Для учета индивидуальности учеников изучите их черты характера, используя методику В.С. Ивашкина.

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА МЕТОДОМ ПРЯМОГО ОЦЕНИВАНИЯ*

* См.: Ивашкин B.C. Психологическое изучение школьников. Владимир, 1990. С. 57-58.

При дифференциальном, компонентном подходе к изучению характера, его рассматривают как целостно организованную совокупность черт. Поскольку их число велико, их объединяют в синтетические черты характера, с помощью которых можно достаточно полно описать существенные особенности характера любого человека.

Для изучения характера школьника с ним проводится беседа, в которой экспериментатор добивается правильного понимания учеником сущности характера в соответствии с определением, приведенным выше. Далее даются понятие черты характера и содержательные определения семи синтетических черт, выбранных для изучения. После усвоения этих определений испытуемому дается карточка, содержащая перечень выбранных черт и их определений.

Черты характера Оценки
  Моральная зрелость – доброта, тактичность, человеколюбие, коллективизм, интернационализм, трудолюбие, честность.  
  Цельность - единство, согласованность и непротиворечивость психического склада. Единство слова и дела.  
  Определенность – устойчивость поведения, соответствие сложившимся убеждениям, ценностям и направленности личности.  
  Сила – энергичность, страстность, увлеченность, настойчивость и упорство в достижении цели и преодолении препятствий на пути к ней.  
  Твердость – последовательность и непреклонность в сознательном отстаивании принципов, взглядов и принятых решений. .
  Уравновешенность - оптимальное соотношение активности и сдержанности, ровность в деятельности и общении.  

Инструкция

На линиях, расположенных правее каждой черты характера, поставьте вертикальную черточку так, чтобы расстояние от начала линии до поставленной вами черточки показывало, насколько у вас сформирована соответствующая черта характера. Имейте в виду, что полная длина всей линии соответствует высшему уровню развития соответствующей черты характера. Затем отметьте крестиком на той же линии, до какого уровня вы надеетесь развить у себя эту черту характера к моменту окончания школы. Проделайте то же самое по каждой черте характера, включенной в список.

Длина линий на карточке – 10 см. Середина каждой линии отмечена легким штрихом.

Обработка результатов

1. Измерить в миллиметрах длины отрезков и выразить оценки черт характера в числовой форме.

2. Построить индивидуальные профили актуального (до штриха) и желаемого (по крестикам) уровней сформированности черт характера. Сопоставить полученные профили.

3. Провести содержательный анализ полученных данных, наметьте программу работы по воспитанию и в случае необходимости – коррекции характера. При анализе использовать все данные о характере, полученные другими методами. Описанная процедура может быть применена в коллективном эксперименте, а также в ситуации обобщения независимых характеристик и экспертных оценок.

6. Для диагностики характера старших школьников, проявляющих явные признаки социальной дезадаптации, и своего характера используйте опросник К. Леонгарда–Х.Шмишек.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА ПО К.ЛЕОНГАРДУ*

* См.: Леонгард К. Акцентуирование личности. Киев, 1981.

Для диагностики характера старших школьников, проявляющих явные признаки социальной дезадаптации, можно использовать опросник, предложенный в 1970 г. Х. Шмишек, позволяющий выявить наличие и выраженность акцентуации отдельных черт характера. В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. По ней черты личности делятся на две группы: основную и дополнительную. Основные черты составляют стержень личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных для нее социальных условиях могут деформировать ее структуру. Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леонгард назвал акцентуированными. Они безоговорочно могут считаться нормальными, хотя чрезмерная акцентуация выводит личность за пределы нормы. В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательных проявлений. Социально неприемлемые проявления акцентуированных личностей, как правило, обусловливаются неблагоприятными для них жизненными обстоятельствами. Вполне возможно, что при других обстоятельствах они стали бы незаурядными людьми.

К. Леонгард выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный.

Инструкция

Внимательно прочитайте вопрос. Отвечайте на него «Да» или «Нет», проставляя на регистрационном бланке соответственно «+», если ответ утвердительный («Да») и «-», если ответ отрицательный («Нет»). Не задумывайтесь долго над ответом, т.к. здесь не может плохих или неверных ответов.

Опросник можно применять с 11-12-летнего возраста как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.

1. У вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение?

2.Чувствительны ли к обидам, оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кинотеатре, разговоре?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве были таким же смелым и отчаянным, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас сменяется настроение от невероятно веселого к очень тоскливому?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком недовольно-раздражительном настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Способны ли восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро забываете, если вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, прошло ли оно, не застряло ли в щели?

15. Стремитесь ли всегда считаться в числе лучших работников?

16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

17. Стремитесь ли во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство необычайного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности?

21. У вас часто несколько подавленное настроение?

22. Была ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам длительное время усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавеска висит или скатерть лежит неровно и вы сразу же стараетесь поправить их?

27. В детстве боялись оставаться один дома?

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины?

29. Всегда ли стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии или одним из лучших в учебе?

30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. Можете ли быть абсолютно беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как думаете, получился бы из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови, так как ее вид вызывает у вас неприятные ощущения?

36. Любите ли работу, требующую высокой личной ответственности?

37. Склонны ли выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли вы работу, требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и где требования к качеству невысоки?

40. Общительный ли вы человек?

41. Охотно ли в школе декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были расстроены, что чувствовали себя не в состоянии пойти на работу, учебу?

45. Можно ли сказать, что даже при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы первым шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Беспокоили ли вас мысли, что с вами или вашими родными что-нибудь может случиться?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать, выступать на сцене перед большим количеством людей?

52. Можете ли ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень высока потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли вас так взволновать трагический фильм, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли вам трудно уснуть из-за того, что проблемы пережитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью одному пойти на кладбище?

61. Следите ли за тем, чтобы в вашем доме каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли так, что ложась спать в хорошем расположении духа, на следующий день вы встаете в подавленном, недовольном настроении?

63. Легко ли вам привыкать к новым ситуациям?

64. Подвержены ли вы головным болям?

65. Часто ли смеетесь?

66. Можете ли быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Любите ли вы природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыты ли двери?

71. Боязливы ли вы?

72. Часто ли меняется ваше настроение?

73. Принимаете ли вы участие в кружках художественной самодеятельности (театр, танцы и пр.) или охотно ли участвовали в них в молодости?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Бывают ли у вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?

77. Легко ли вам удается понять настроение друзей или компании?

78. Долго ли переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, переписывали страницу в вашей тетради, если случайно ставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и настороженно, чем с доверчивостью?

82. Часто ли видите страшные сны?

83. Бывает ли так, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Среди близких людей становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно?

87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы?

88. Если бы вам надо было играть на сцене, смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

Ключи

1. Гипертимность / х 3 /

ДА: 1, 11,23,33,45,55,67,77;

НЕТ: -

2. Застревание / х 2 /

ДА: 2, 15,24,34,37,56,68,78,81;

НЕТ: 12,46,59;

3. Эмотивность / х 3 /

ДА: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79;

НЕТ: 25.

4. Педантичность / х 2 /

ДА: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83;

НЕТ: 35.

5. Тревожность / х 3 /

ДА: 16,27,38,49,60,71,82;

НЕТ: 5.

6. Циклотимность / х 3 /

ДА: 6, 18,28,40,50,62,72,84;

НЕТ: -

7. Демонстративность / х 2 /

ДА: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 88, 85;

НЕТ: 51.

8. Возбудимость / х 3 /

ДА: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 75, 86;

НЕТ: -

9. Дистимность / х 3 /

ДА: 9, 21,43, 74, 87;

НЕТ: 31, 53, 65.

10. Экзальтированность / х 6 /

ДА: 10, 32, 54, 76;

НЕТ: -

Обработка результатов

Для их обработки следует изготовить трафареты в соответствии с ключами, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, и осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключам и умноженных соответственно им на 2 или 3,6.

Наши рекомендации