Психокоррекционная и развивающая

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Учебное пособие

Для студентов средних

педагогических учебных заведений

Под редакциейИ.В. Дубровиной

Рекомендовано

Ученым советом Психологического института Российской Академии образования

УДК 376.3(075.32)

ББК 74.3я723

Д79

Издательская программа

«Учебники и учебные пособия

для педагогических училищ и колледжей»

Руководитель программы З.А.Нефедова

Авторы книги:

И. В.Дубровина (гл. I), А.Д.Андреева (гл. П, IV, V),

Е.Е.Данилова (гл. Ш), Т. В. Вохмянина (гл. VI)

Рецензент – доктор психологических наук Е. М. Борисова

Д79

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.

ISBN 5-7695-0189-8

В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содер­жание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и разви­вающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школь­ного возраста.

УДК 376.3(075.32)

ББК 74.3я723

Учебное издание

Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна,

Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

Учебное пособие

Редактор Л. И. Хлопова. Серийное оформление: В. И. Феногенов

Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка:

Н. В. Протасова. Корректоры Э. Г. Юрга, И. Н. Голубева

Подписано в печать 30.10.98. Формат 84 х 108/32. Гарнитура Таймс.

Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,4.

Тираж 10000 экз. Заказ № 1367.

ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095) 165-46-66, (095)367-07-98.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

ã Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В., 1998

ã Издательский центр «Академия», 1998

ISBN 5-7695-0189-8

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.

Конечно, решение сложных задач воспитания и обу­чения зависит в значительной степени от профессиональ­ного мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологичес­кой подготовкой педагога, его стремлением к сотрудни­честву с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.

Именно совместная деятельность педагога и психоло­га обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психичес­ком развитии и поведении ребенка и оказывать ему необ­ходимую психолого-педагогическую помощь.

В данном пособии раскрываются содержание и фор­мы организации одного из наиболее сложных и ответ­ственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологической коррекции.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятель­ность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

В пособии раскрываются основные цели, задачи, прин­ципы и содержание коррекционной работы, представле­ны конкретные коррекционно-диагностические и коррекционно-развивающие программы для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных ме­тодов, знать области их применения, уметь грамотно ис­пользовать коррекционные приемы и способы в практи­ке воспитания и обучения детей.

Коллектив авторов пособия надеется, что оно помо­жет будущему специалисту овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы, сформировать адек­ватные представления о роли и месте этого вида дея­тельности в общей психолого-педагогической работе с ребенком.

ГЛАВА I

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации