Психокоррекционная и развивающая
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Учебное пособие
Для студентов средних
педагогических учебных заведений
Под редакциейИ.В. Дубровиной
Рекомендовано
Ученым советом Психологического института Российской Академии образования
УДК 376.3(075.32)
ББК 74.3я723
Д79
Издательская программа
«Учебники и учебные пособия
для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель программы З.А.Нефедова
Авторы книги:
И. В.Дубровина (гл. I), А.Д.Андреева (гл. П, IV, V),
Е.Е.Данилова (гл. Ш), Т. В. Вохмянина (гл. VI)
Рецензент – доктор психологических наук Е. М. Борисова
Д79
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с.
ISBN 5-7695-0189-8
В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
УДК 376.3(075.32)
ББК 74.3я723
Учебное издание
Дубровина Ирина Владимировна, Андреева Алла Дамировна,
Данилова Елена Евгеньевна, Вохмянина Тамара Викторовна
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми
Учебное пособие
Редактор Л. И. Хлопова. Серийное оформление: В. И. Феногенов
Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка:
Н. В. Протасова. Корректоры Э. Г. Юрга, И. Н. Голубева
Подписано в печать 30.10.98. Формат 84 х 108/32. Гарнитура Таймс.
Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 8,4.
Тираж 10000 экз. Заказ № 1367.
ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095) 165-46-66, (095)367-07-98.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате.
410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
ã Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В., 1998
ã Издательский центр «Академия», 1998
ISBN 5-7695-0189-8
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен. Это связано прежде всего с тем, что ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Конечно, решение сложных задач воспитания и обучения зависит в значительной степени от профессионального мастерства воспитателя, учителя. Но сейчас уровень этого мастерства во многом определяется психологической подготовкой педагога, его стремлением к сотрудничеству с психологами, работающими в учреждениях образования – детских садах, школах, лицеях, гимназиях, интернатах и пр.
Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь.
В данном пособии раскрываются содержание и формы организации одного из наиболее сложных и ответственных видов совместной деятельности психолога и педагога – психологической коррекции.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.
В пособии раскрываются основные цели, задачи, принципы и содержание коррекционной работы, представлены конкретные коррекционно-диагностические и коррекционно-развивающие программы для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
Будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных методов, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей.
Коллектив авторов пособия надеется, что оно поможет будущему специалисту овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей психолого-педагогической работе с ребенком.
ГЛАВА I
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ