Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Задачи:организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
Оборудование:знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам.
Приветствие
Учитель. Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
Рассказ учителя о себе
У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
Выработка школьного правила
У. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.
– Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку? Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить – подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.
– Для чего нам нужно это правило?
Дети. Чтобы познакомиться.
У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».
– Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука».
– Что вы будете делать, если я покажу этот знак? Давайте попробуем.
Мальчик, как тебя зовут?
Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей:
– Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»
Игра «Именной паровозик»
– Понравилось ли вам отвечать по- школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Дети встают в круг лицом к центру.
– Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто может изобразить паровозик?
Дети имитируют движение паровозика на месте. Из участников игры выбирается ведущий-паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков.
– Привет, – говорит паровоз, – я Петя!
– Привет, Петя! Я Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!» После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
– Привет, я Петя!
– Я Маша!
– Привет, а я Павлик!..
Знакомство детей в группах
Учитель огорчается:
У. Дети, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять? Вам в группах помогать будут ваши мамы – я назначаю в каждую группу учителем маму. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?
Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль. Возможны варианты проверки.
Учитель подходит к одному человеку из группы 1, и тот называет имена остальных детей в группе.
Учитель подходит к одному ребенку в группе 2, а дети хором называют его имя.
Учитель подходит к одному ребенку из группы 3 и спрашивает у всех остальных его имя:
У. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)
Д. Нет, Наташа!
У. Этого мальчика зовут Саша?
Д. Нет, Андрей!
Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).
У. Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?
Д. Можно спросить у этого человека.
– Можно спросить у других детей.
– Можно спросить у учителя.
– Можно спросить у других взрослых.
– Можно прочитать на медали.
Игра «Твое имя»
–Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны?
Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится рефлексия.
Умение договариваться
Задачи:помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.
Оборудование:знак «Поднятая рука», ордена за хорошую работу, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Игра «Жесты»
Учитель предлагает детям с помощью жестов позвать кого-либо к себе, попрощаться, поздороваться, помириться, потом загадать свой жест, а остальным – отгадать его значение.
Проблемный вопрос
У. Ребята, а как вы думаете, нужны ли в школе жесты?
Скорее всего, мнения детей разойдутся. Учитель не должен убеждать ребят ни в чем.
– Давайте мы с вами вернемся к этому вопросу чуть позже.
Формирование нового умения
Обобщение
– Так нужны ли в школе жесты? Для чего?
Выполняется упражнение на применение нового жеста для взаимодействия в группах.
– А теперь давайте послушаем, как ребята запомнили имена своих одноклассников.
Группе, справившейся с заданием, можно выдать орден.
Игра с мячом «Знакомство»
Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч другому игроку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.
Итог занятия
У. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? Зачем нам потребовался новый школьный жест? Как вы думаете, нужны ли нам еще какие-нибудь школьные правила? Зачем мы придумываем школьные правила?
У. Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?
Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.
Выработка нового правила
Если учитель – сторонник традиционного школьного приветствия, то у него есть возможность заинтересовать детей своим предложением.
У. Мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете как?
Обычно дети с уверенностью заявляют: «Знаем».
– Пробуем.
В результате все молча сидят.
– Дети, я даже не поняла: вы поздоровались со мной или нет? Как же сделать это понятнее?
Учитель выводит детей на нужное приветствие: чтобы молча поздороваться, надо встать рядом с партой.
– Как здорово вы придумали – даже лучше, чем мои четвероклассники!
Давайте еще раз поздороваемся, как школьники, а теперь – как дошкольники.
Выбор приветствия
Задачи:помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.
Оборудование:знак «Поднятая рука», медальоны групп, красный и синий кружки, кувшин с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Учитель. Здравствуйте, дети! Как вы сейчас со мной поздоровались?
Дети. Как школьники.
У. А теперь давайте поздороваемся, как дошкольники:
Здравствуйте, дети!
Зачем люди здороваются?
Работа со стихотворением
Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
У. Какое это стихотворение?
Д. Доброе.
У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах? Давайте придумаем движения для этих строчек.
Дети заучивают стихотворение с движениями.
Проблемный вопрос
У. С кем должны здороваться школьники?
Д. С учителем.
У. Кто из вас маме и папе всегда говорит: «Доброе утро»? С кем еще вы раньше здоровались? А как будете теперь поступать? Конечно, дети, школьник всегда и со всеми должен быть вежливым. Только вот как теперь со всеми здороваться? Может, так, как с учителем? А поймут ли вас?
Игра «Не собьюсь»
У. Если я показываю красный кружок – говорите: «Здравствуйте», если синий – «До свидания».
· Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знакомые и незнакомые вам ребята. Как должно прозвучать приветствие?
· Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?
Итог занятия
У. Чему сегодня научились школьники? Как подготовились к учебе в школе? О чем вы расскажете дома? Какое новое правило узнали? Как помогли другим ребятам?
Введение знака «Хор»
Задачи:показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Оборудование:мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети! Как необычно начался сегодня урок! Почему я так сказала? Потому что сегодня все дети поздоровались по- школьному.
Что вы заметили? Действительно, у нас сегодня урок начинается совсем по- школьному: тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени заняться на уроке одним из любимых детских дел: отгадыванием загадок.
Знакомство в новых группах
У. В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова. Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию.
Игра «Зеркало»
Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает учитель с любым из учеников.
Изготовление корабля
– У нас дружная команда, но нет корабля, на котором мы могли бы плыть к острову. Заготовки для корабля у вас есть. Но в одиночку такую работу выполнить невозможно, поэтому работать будем парами. Кто уже догадался, как можно вместе собрать этот кораблик?
Физкультминутка
У. Мы плывем на остров Чунга-Чанга. Я думаю, что жителям острова будет приятно, если мы выучим их танец.
Дети разучивают элементы танца.
У. На острове живет какое-то странное животное. Вот его фотография. Может быть, если мы его раскрасим, оно не будет нам казаться таким страшным?
Дети раскрашивают карандашами рисунок. Кто справился – поднимают руки – сигнал «Мы готовы».
– Что это за животное?
Закройте глаза. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы работали. Откройте глаза. Если кто-то не знал имя соседа, познакомьтесь.
Закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали. Откройте глаза. Кто не успел внимательно рассмотреть соседа – сделайте это.
Введение нового правила
У. Скажите, а что вы делаете дома, если чего-то не знаете? А как вы думаете, в школе можно задавать вопросы или нет? Давайте попробуем.
Учитель повторяет последний вопрос и просит детей задать ему встречный вопрос. В классе может возникнуть шум.
– Ребята, это хорошо, что вы не стали делать ошибок, а спросили меня. Но получилось у вас как-то шумно. Может быть, воспользуемся подарками, которые нам прислали ученики лесной школы?
Учитель достает знак «Вопрос» и дает всем детям карточки со знаком вопроса. Снова задается последний вопрос, и дети тренируются задавать вопросы молча – знаками.
– Каждый раз, когда я буду видеть, что кто-то поднял этот знак, я буду спешить к вам на помощь.
Посвящение в ученики
Задачи:обобщить представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.
Оборудование:портреты учеников лесной школы, школьные знаки, фишки на каждого зверька, образцы письменных заданий учеников лесной школы, маршрутные листы для поиска клада, клад с букварями и прописями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Учитель. Сегодня у нас торжественный день: мы познакомились со всеми школьными правилами и хотим, чтобы все знали, что мы – ученики. К нам на урок сегодня пришло много гостей – это ваши родители и еще ученики из лесной школы. Сейчас я вас с ними познакомлю.
Конкурсы
У. Это Мудрая Сова, она директор Лесной школы. Сова принесла вам задания и пообещала, что если вы их дружно выполните, то в конце вас ожидают подарки. Согласны?
Школьные загадки
– Умеете ли вы отгадывать школьные загадки?
Учитель загадывает детям загадки о школьных предметах.
Веселая задачка
– А считать вы умеете?
За гусыней шли гуськом восемь гусят. Покажите на пальчиках.
Один отстал.
Сколько осталось с гусыней? Покажите.
Потом отстали еще два гусенка.
Сколько осталось? Покажите.
Три гусенка спрятались в кустах.
Сколько осталось? Покажите.
Забеспокоилась гусыня.
Стала собирать гусят.
Всех собрала. Сколько стало гусят?
Сколько гусят шли за гусыней гуськом? Покажите.
Посвящение в школьники
У. Целый месяц, ребята, вы старательно изучали школьные правила. И сегодня каждый из вас получает диплом настоящего школьника. Я приглашаю вас пройти через школьные ворота за дипломом... (учитель называет учеников).
Теперь вам предстоит найти клад, который спрятали специально для школьников. Каждая группа будет идти по маршрутному листу.
Учитель раздает маршрутные листы.
В конце пути дети находят клад – буквари и прописи.
Итог занятия
У. Понравился ли вам сегодняшний урок? Кому захотелось прийти завтра на новые уроки? Почему? Какими бывают настоящие школьники?
Введение знака «Хор»
Задачи: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».
Организационный момент
Учитель.
Что вы заметили? Действительно, у нас сегодня урок проходит совсем по- школьному: тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени заняться на уроке одним из любимых детских дел: отгадыванием загадок.
Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»
Задачи:организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
Оборудование:знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам.
Приветствие
Учитель. Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
Рассказ учителя о себе
У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
Выработка школьного правила
У. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.
– Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку? Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить – подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.
– Для чего нам нужно это правило?
Дети. Чтобы познакомиться.
У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».
– Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука».
– Что вы будете делать, если я покажу этот знак? Давайте попробуем.
Мальчик, как тебя зовут?
Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей:
– Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»
Игра «Именной паровозик»
– Понравилось ли вам отвечать по- школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Дети встают в круг лицом к центру.
– Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто может изобразить паровозик?
Дети имитируют движение паровозика на месте. Из участников игры выбирается ведущий-паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков.
– Привет, – говорит паровоз, – я Петя!
– Привет, Петя! Я Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!» После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
– Привет, я Петя!
– Я Маша!
– Привет, а я Павлик!..
Знакомство детей в группах
Учитель огорчается:
У. Дети, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять? Вам в группах помогать будут ваши мамы – я назначаю в каждую группу учителем маму. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?
Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль. Возможны варианты проверки.
Учитель подходит к одному человеку из группы 1, и тот называет имена остальных детей в группе.
Учитель подходит к одному ребенку в группе 2, а дети хором называют его имя.
Учитель подходит к одному ребенку из группы 3 и спрашивает у всех остальных его имя:
У. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)
Д. Нет, Наташа!
У. Этого мальчика зовут Саша?
Д. Нет, Андрей!
Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).
У. Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?
Д. Можно спросить у этого человека.
– Можно спросить у других детей.
– Можно спросить у учителя.
– Можно спросить у других взрослых.
– Можно прочитать на медали.
Игра «Твое имя»
–Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны?
Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится рефлексия.
Умение договариваться
Задачи:помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.
Оборудование:знак «Поднятая рука», ордена за хорошую работу, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ