Недостаточная эмоциональная поддержка

В эмоциональной поддержке нуждаются оба супруга, но женщины заявляют об этом чаще. Для женщины очень важно иметь поддержку. Но эмоциональный климат в семье создает именно женщина. В большинстве случаев виновниками возникающих в семье конфликтов бывают женщины. Они чаще, чем мужчины, стремятся сделать «назло», «отомстить», «проучить, чтобы знал», они более злопамятны и склонны из мухи делать слона. Мужчины чаще, чем женщины, пытаются сгладить конфликт, найти конструктивный выход из конфликтной ситуации, не обобщая, а конкретизируя разногласия.

По данным соцопросов, 48 % семей в Беларуси считают нормой грубость, 14 % – унижение друг друга, 6 % – рукоприкладство.

Больше половины всех убийств совершается на бытовой почве. Примечательно, что 12 из 100 женщин считают, что мужчина может в определенных ситуациях применить по отношению к женщине физическое насилие (всецело их поддерживают 24 из 100 мужчин). На наличие такого мнения влияет даже не возраст и не семейное положение, а уровень образования. У высокообразованных женщин чувство собственного достоинства значительно выше. Количество семей, где муж жестоко обращается с женой, в 3,5 раза больше, чем семей, где деспот – жена. Почти каждая вторая женщина с неудовольствием, а то и просто со страхом приходит сегодня домой.

Откуда такая жестокость?

По данным исследования социологической службы «Общественное мнение» 68 % мужчин и 55 % женщин современного белорусского общества воспитывались при помощи наказаний. При этом в детстве наказывались гораздо чаще те, кто считает, что они были «непослушными» детьми. Наиболее грубое наказание – битье – пережили 31 % девочек и 40 % мальчиков. Так или иначе, наказывают своих детей 66 % отцов и 71 % матерей. Как правило, это те, кто в детские годы воспитывался так же. Отцы чаще матерей действуют грубо: 21 % мужчин и 17 % женщин могут ударить или побить своего ребенка (чаще достается мальчикам). Вполне логично, что, с малолетства подвергаясь насилию, люди в зрелом возрасте относятся к определенным его формам спокойно. Насилие становится обязательной приметой бытия.

Таким образом, жестокость в семейных отношениях передается как бы по наследству. Этот вывод должны постоянно помнить родители, заботящиеся о судьбе своих детей [295].

Деньги

Приведем мнение врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук Александра Полеева.

«Любовь» и «деньги»… В каждом из этих слов есть нечто магическое, превращающее их сочетание во взрывоопасную смесь. Ссоры из-за денег между любящими порой оказываются такими яростными, такими горькими, как никакие другие.

«Не пойму, что происходит с моей женой? – горестно признается тридцатилетний Саша. – Мы постоянно ссоримся из-за денег! Большую часть времени Галя чрезмерно экономна. Но временами она становится настоящей транжирой. То золотые часы купила на весь месячный доход, то безумно дорогую вазу для цветов. Но главное – все эти покупки она делает, не советуясь со мной, просто ставит перед фактом. Конечно, я закипаю, говорю ей резкие слова, она оправдывается. И ходит потом как в воду опущенная…» (из практики врача-психотерапевта А. Полеева) [295].

Камень преткновения

Известный американский семейный психолог С. Форвард полагает, что явные или скрытые разногласия по поводу денег лежат в основе двух третей всех разводов. В ее исследовании 93 % мужей заявили, что принципиально не согласны с тем, как их жены расходуют деньги, тогда как претензии в сфере сексуальной жизни высказали только 50 %.

Корни конфликтов – в принципиально разном отношении мужчин и женщин к деньгам. Для женщин деньги – всего лишь бумага, за которую можно приобрести товары и услуги. Для мужчин они – символ успеха. Сенсационными оказались проведенные в Париже, Лондоне и Нью-Йорке исследования материального положения одиноких мужчин и женщин в возрасте от 30 до 50 лет. Хотя средний доход сильного пола лишь в полтора раза превышал доход женщин, сбережений у мужчин оказалось в 24 (!) раза больше. И все же специалисты считают, что частота наших ссор из-за денег обусловлена не только половыми различиями в отношении к «презренному металлу», но и другими факторами.

В приведенном выше примере из практики врача-психотерапевта А. Полеева, как выяснилось в ходе его работы с Галей и Сашей, в их браке муж играл роль лидера. Нередко он относился к жене как к ребенку, что Галю обижало. Временами она пыталась поднять себе настроение с помощью дорогих покупок. Важно, чтобы приобретение было дорогим, – от этого Галя испытывала душевный подъем, ощущала уверенность в себе, самостоятельность и независимость (она совершила поступок!), но уже через два-три часа после покупки ее охватывало чувство вины перед мужем.

Саша в своих претензиях к жене тоже перегибал палку: не столь уж разорителен был для семьи ее «тратоголизм». После нескольких бесед стало понятно: Саша, не пользуясь большим успехом у женщин, в глубине души очень боится потерять обаятельную и общительную жену и поэтому часто критикует ее, как бы внушая: «Ты без меня пропадешь!»

Яростные споры по поводу покупок и денег служат своеобразным щитом, защищающим людей от глубинных тревог, опасений, страхов. Если бы они не смогли спорить о деньгах, им пришлось бы признаться друг другу в гораздо большее важных и значимых проблемах: Саше – в страхе потерять жену, Гале – в недовольстве его лидерством. Ссоры из-за денег – на самом деле отводной клапан для множества отрицательных эмоций.

Отношение к «презренному металлу» у людей очень разное. Одни во что бы то ни стало к нему стремятся, хорошо зарабатывая уже в 20 лет, другие и в тридцать пять довольствуются скромным заработком. Одни легко расстаются с деньгами, другие копят «на черный день». Но ведь большинство из них обращались ко мне с проблемами в любовных и супружеских отношениях! С годами я понял: то, как мы обращаемся с деньгами, – прямое отражение нашего отношения к себе, к любви и любимым.

Если человек не стремится заработать деньги, то, как правило, он считает себя недостойным настоящих денег и одновременно – недостойным настоящей любви. Если он скуп в расходах на себя и близких, он скуп и в проявлениях любви. Если в денежных делах он непоследователен и хаотичен, то и любовные его отношения пребывают, скорее всего, в состоянии хаоса.

Наше обращение с деньгами – это окно в самую суть нашей личности [295].

Наши рекомендации