Раздел 3. Важность надежности и валидности

Может ли экзаменуемый:

1. Объяснить понятие корреляции как меры степени связи двух переменных.

2. Дать определение условий, при кото­рых корреляция достигает максималь­ного (положительного и отрицатель­ного) и минимального значения.

3. Дать приблизительную оценку вели­чины коэффициента корреляции для различных двумерных диаграмм рас­сеяния.

4. Описать базовую предпосылку клас­сической теории тестов: измеренный показатель всегда содержит погреш­ность и может быть представлен как сумма истинного показателя и слу­чайной ошибки.

5. Объяснить в общих чертах основные методы оценки надежности тестов (внутренней согласованности, устой­чивости к перетестированию, парал­лельных форм) и описать их относительные преимущества и недостатки.

6. Описать причины ненадежности тес­товых баллов (напр., ошибки измере­ния, подсчета баллов, влияние ситуа­ционных факторов, особенностей формирования выборки заданий тес­та).

7. Дать описание того, как изменяется надежность теста при изменении его длины.

8. Дать описание того, как на надеж­ность теста влияет ограничение диа­пазона вариации признака и как мож­но корректировать это влияние.

9. Вычислить доверительные интервалы с разными доверительными коэффи­циентами для сырых и стандартизиро­ванных баллов, используя стандарт­ную погрешность измерения.

10. Вычислить стандартную ошибку раз­ницы баллов по двум шкалам и их суммы.

11. Объяснить, как величина корреляции между баллами по двум шкалам вли­яет на надежность их суммы и разно­сти.

12. Сформулировать основное положение теории генерализации, а именно ут­верждение о том, что надежность ко­личественно характеризует возмож­ность обобщить (генерализовать) результаты, полученные при одном на­боре условий, на результаты, которые могут быть получены при другом на­боре условий.

13. Описать и проиллюстрировать приме­рами различия между внешней, содер­жательной, конструктной и критери­альной валидностью.

14. Описать процедуры для измерения конкурентной и прогностической кри­териальной валидности и указать на положительные и отрицательные сто­роны каждой из процедур.

15. Описать, как эффекты отбора могут оказывать влияние на оценку прогно­стической валидности теста.

16. Описать взаимосвязь надежности и валидности.

17. Описать, в какой степени возможен перенос данных о валидности теста, полученных в одних условиях, на его использование в некоторой другой си­туации.

Раздел 4. Принятие решений об использовании тестов в качестве од­ного из компонентов процесса обсле­дования

Может ли экзаменуемый:

1. Описать закон, относящийся к прямой или косвенной дискриминации на ос­новании половой или этнической при­надлежности при найме на работу или отборе.

2. Использовать каталоги издателей те­стов, рекламные образцы и другие справочные материалы для определе­ния инструментария, потенциально пригодного для выполнения опреде­ленной функции.

3. Определить для каждого теста на ос­новании руководства к нему данные о его теоретических основаниях, на­дежности, валидности, нормативных выборках, а также о специфических ограничениях области применения.

4. Учесть относящиеся к делу сообра­жения практического характера(про­стота проведения, требуемое время, необходимость в специальном обору­довании и т. п.).

5. Рассмотреть любые ограничения об­ласти применения теста (напр., воз­раст испытуемых, культурные или эт­нические особенности, диапазон вы­раженности изучаемого свойства и т. п.) и вынести суждение относитель­но возможности его использования.

6. Сопоставить имеющуюся информа­цию о валидности теста с задачами об­следования и вынести суждение о сте­пени их соответствия.

7. Рассмотреть данные о нормативной выборке и вынести суждение о ее со­ответствии решаемой задаче в терми­нах ее репрезентативности и объема.

8. Определить, будет ли отвечать ис­пользование теста обязательным тре­бованиям законодательства «О рав­ных возможностях и половой дискриминации».

9. Объяснить, как можно оценить при­быль или потери, связанные с исполь­зованием психологических тестов в качестве компонента процесса приня­тия решения о персонале.

10. Объяснить, каким образом информа­ция о тесте (особенно о его прогнос­тической валидности) может быть ис­пользована для уменьшения риска, связанного с принятием решений о персонале.

11. Произвести окончательный отбор теста (тестов), демонстрирующий тщательный учет всех имеющихся по­казаний уместности проведения пси­хологического тестирования для ре­шения задач обследования.

Раздел 5. Проведение тестирова­ния и обработка результатов

Может ли экзаменуемый:

1. Правильно спланировать сбор данных для заданного количества испытуе­мых с учетом их максимального чис­ла в группе и предельной продолжи­тельности тестирования.

2. Обеспечить правильное функциони­рование оборудования (напр., компь­ютера) и наличие достаточного коли­чества тестовых материалов для ис­пытуемых.

3. Обеспечить тщательную проверку многократно используемых тестовых материалов на наличие пометок или надписей, сделанных предыдущими испытуемыми.

4. Организовать подходящее тихое по­мещение для проведения тестирова­ния, обеспечить испытуемых посадоч­ными местами и достаточным про­странством за столом так, чтобы со­здать им максимально комфортные условия работы и уменьшить вероят­ность подглядывания. Информиро­вать испытуемых заранее о месте и времени проведения тестирования, убедиться, если это необходимо, что они соответствующим образом подго­товлены к тому, что от них потребу­ется и по какой причине.

5. Кратко объяснить испытуемым цель сеанса тестирования, добиться того, чтобы они чувствовали себя свобод­но, поддерживая в то же время соот­ветствующую деловую атмосферу. Внести сведения об испытуемых и от­носящуюся к делу информацию об ис­пользуемом инструментарии в соот­ветствующий журнал учета и регист­рации.

6. Произвести проверку наличия у каж­дого кандидата всех необходимых ма­териалов.

7. Использовать стандартные инструк­ции к тестам, излагать их испытуе­мым ясно и доступно.

8. Дать испытуемым достаточно време­ни для проработки примеров тестовых заданий.

9. Осуществлять тщательный контроль за правильным заполнением тестовых бланков и процедурами ответа.

10. Отвечать на любые возникающие воп­росы таким образом, чтобы это не шло вразрез с целью теста.

11. Объяснить ограничения на время об­думывания и обеспечить тишину в ходе тестирования.

12. Четко объяснить испытуемым, что после начала тестирования никаких вопросов задавать нельзя.

13. Строго придерживаться инструкций конкретного теста относительно тем­па и времени предъявления.

14. Собрать все материалы после завер­шения каждого теста.

15. Тщательно проверить по списку воз­врат всех тестовых материалов.

16. Закрывать все материалы в безопас­ном месте.

17. Поблагодарить испытуемых за учас­тие после завершения работы с пос­ледним тестом и объяснить следую­щий этап обследования (если таковой имеется).

18. Внести заключительные записи в жур­нал учета и регистрации данных, включая заметки о тех или иных кон­кретных проблемах, возникших в ходе тестирования, которые могли повли­ять на работу кандидата.

19. Визуально проверить опросные листы для выявления случаев взаимоисклю­чающих ответов, которые пройдут не­замеченными при ручной обработке с помощью просветных «ключей» или создадут проблемы при машинном подсчете баллов.

20. Продемонстрировать правильное ис­пользование различного рода ручных способов подсчета «сырых» баллов по ключам, а также бланков, предпола­гающих подсчет баллов самими испытуемыми.

22. Правильно перенести «сырые» баллы на бланки регистрации.

23. Использовать таблицы норм для по­лучения соответствующего процентильного и (или) стандартного балла и перенести их в личные дела испы­туемых.

Раздел 6. Адекватное использо­вание результатов тестирования и обеспечение письменной или устной обратной связи с клиентами и испы­туемыми

Может ли экзаменуемый:

1. Выбрать соответствующие таблицы норм в руководстве по тесту или в до­полнительных материалах.

2. Соответствующим образом использо­вать информацию из руководства по тесту о критериальных границах (точ­ках отсечения), имеющих отношение к данной профессии.

3. Сделать соответствующее предосте­режение относительно интерпрета­ции результатов тестирования либо вовсе отказаться от применения тес­та в отсутствие подходящих норм или критериальных границ.

4. Уделить должное внимание, где это необходимо, вопросу сопоставимости данных кандидата с той или иной ре­ферентной группой, стандартной ошибке групповой средней и стандар­тной ошибке измерения баллов кан­дидата.

5. Представлять баллы, вычисленные на основе норм, в контексте, который дает четкое представление о диапазо­не изменения измеряемой перемен­ной в данной группе, или иных, имею­щих значение, характеристик норма­тивной выборки.

6. Описывать значение баллов по шка­лам в терминах, которые правильно передают смысл, отражают довери­тельные интервалы соответствующих баллов, а также понятны клиенту и испытуемому.

7. Строить интерпретацию тестовых баллов, обращая должное внимание на величину корреляций, существую­щих между каждой парой шкал, и стандартную ошибку их разности.

8. Устанавливать соответствующую связь между результатами по тесту и пунктами исходной профессиограммы.

9. Вычислять интегральные показатели по батарее тестов на основании при­веденных в руководстве весовых ко­эффициентов.

Обеспечивает ли экзаменуемый обрат­ную связь испытуемому по результатам тестирования,которая:

10. Дается в форме, соответствующей пониманию последним тестов и шкал.

11. Описывает точно и осмысленно значе­ние шкал в обыденных понятиях.

12. Дает возможность испытуемому за­дать вопросы, прояснить те или иные моменты, прокомментировать тест и процедуру его проведения.

13. Побуждает кандидата высказаться о воспринимаемой правильности и точ­ности (или наоборот) информации, полученной с помощью теста.

14. Ясно информирует кандидата о том, как информация будет представле­на (устно или письменно) и кому именно.

Может ли экзаменуемый готовить письменные отчеты для клиента (или кан­дидата), которые:

15. В обыденных терминах разъясняют обоснование и правомерность исполь­зования теста.

16. Описывают значение наименований шкал в обыденных, точных и осмыс­ленных терминах.

17. Тщательно разъясняют применение любых нормированных баллов в отно­шении к диапазону проявления диаг­ностируемого свойства в нормативной выборке; тщательно обосновыва­ют предсказания относительно буду­щего исполнения на основании ин­формации о валидности теста.

18. Дают четкое представление о том, ка­кое значение следует придавать обна­руженному.

Уровень Б

Базовые разделы включают общие те­оретические вопросы и фундаментальные знания, предположительно обеспечиваю­щие пользователю такой уровень понима­ния проблем исследования личности, ко­торый является необходимым для видения конкретного инструмента в соответству­ющем контексте.

Базовый раздел 1. Теория лично­сти (вес =1)

Может ли испытуемый:

1. Дать определение понятию «лич­ность» и объяснить различия между имплицитной (обыденной, «наи­вной») и эксплицитной (научно обо­снованной, экспериментальной) мо­делями личности.

2. Дифференцировать понятия темпе­рамента (личности), мотивации (по­требностей, интересов и устремле­ний), ценностей, отношений, убежде­ний и способностей.

3. Обсудить воздействие наследствен­ных факторов и внешних условий (та­ких, например, как культура и обра­зование) на развитие личности.

4. Описать ключевые отличия подходов к описанию и объяснению межлично­стных различий представителями те­ории социального научения, а также психометрического, психоаналитического, гуманистического направле­ний в психологии.

5. Описать особенности и привести при­меры типологического и «координат­ного» (аксиального, дименсионального) подходов к исследованию личнос­ти и объяснить ограничения каждого из них.

Базовый раздел 2. Методы иссле­дования личности (вес = 2)

Может ли экзаменуемый:

1. Описать основные преимущества и ог­раничения ведущих подходов к иссле­дованию личности и привести приме­ры типичного инструментария, разра­ботанного в рамках этих подходов.

2. В общих чертах описать основные ис­точники и возможности появления специфических ошибок и искажений, присущих методам исследования лич­ности, которые разработаны в рамках основных подходов.

3. Описать, как подобные искажения можно контролировать или свести к минимуму.

4. Объяснить, как искажения проявля­ют себя также и в неформальных ме­тодах получения информации о лич­ности (в реальном межличностном взаимодействии, при проведении ин­тервью и т. п.).

5. Привести примеры инструментов, предназначенных для измерения черт и состояний, объяснить их различия.

6. Описать такую факторную модель личности, как «Большая Пятерка», и привести пример того, как можно шкалы двух тестов спроецировать в факторное пространство этой модели.

7. Дать определение ипсативному шка­лированию и привести пример двух тестов, в которых оно применяется.

8. Объяснить опасность доверия к лож­ной валидности на примере эффекта Барнума, оценки адекватности ре­зультатов тестирования самим испы­туемым, буквальной интерпретации и переноса названий шкал на оценку по­ведения.

9. Привести примеры псевдонаучных процедур оценки личности, имеющих высокую внешнюю валидность (сте­пень принятия испытуемым) или вос­принимаемых обычными людьми как убедительные, которые в действи­тельности валидностью не обладают, а также указать на опасности, связан­ные с их использованием.

Освещение подходов к исследованию личности должно включать:

• процедуры, основанные на самоот­чете;

• экспертные оценки;

• групповую или индивидуальную си­туационную оценку;

• проективные методы;

• наблюдение за поведением;

• «объективные тесты»;

• физиологические показатели;

• репертуарные решетки.

Наши рекомендации