Раздел 3. Важность надежности и валидности
Может ли экзаменуемый:
1. Объяснить понятие корреляции как меры степени связи двух переменных.
2. Дать определение условий, при которых корреляция достигает максимального (положительного и отрицательного) и минимального значения.
3. Дать приблизительную оценку величины коэффициента корреляции для различных двумерных диаграмм рассеяния.
4. Описать базовую предпосылку классической теории тестов: измеренный показатель всегда содержит погрешность и может быть представлен как сумма истинного показателя и случайной ошибки.
5. Объяснить в общих чертах основные методы оценки надежности тестов (внутренней согласованности, устойчивости к перетестированию, параллельных форм) и описать их относительные преимущества и недостатки.
6. Описать причины ненадежности тестовых баллов (напр., ошибки измерения, подсчета баллов, влияние ситуационных факторов, особенностей формирования выборки заданий теста).
7. Дать описание того, как изменяется надежность теста при изменении его длины.
8. Дать описание того, как на надежность теста влияет ограничение диапазона вариации признака и как можно корректировать это влияние.
9. Вычислить доверительные интервалы с разными доверительными коэффициентами для сырых и стандартизированных баллов, используя стандартную погрешность измерения.
10. Вычислить стандартную ошибку разницы баллов по двум шкалам и их суммы.
11. Объяснить, как величина корреляции между баллами по двум шкалам влияет на надежность их суммы и разности.
12. Сформулировать основное положение теории генерализации, а именно утверждение о том, что надежность количественно характеризует возможность обобщить (генерализовать) результаты, полученные при одном наборе условий, на результаты, которые могут быть получены при другом наборе условий.
13. Описать и проиллюстрировать примерами различия между внешней, содержательной, конструктной и критериальной валидностью.
14. Описать процедуры для измерения конкурентной и прогностической критериальной валидности и указать на положительные и отрицательные стороны каждой из процедур.
15. Описать, как эффекты отбора могут оказывать влияние на оценку прогностической валидности теста.
16. Описать взаимосвязь надежности и валидности.
17. Описать, в какой степени возможен перенос данных о валидности теста, полученных в одних условиях, на его использование в некоторой другой ситуации.
Раздел 4. Принятие решений об использовании тестов в качестве одного из компонентов процесса обследования
Может ли экзаменуемый:
1. Описать закон, относящийся к прямой или косвенной дискриминации на основании половой или этнической принадлежности при найме на работу или отборе.
2. Использовать каталоги издателей тестов, рекламные образцы и другие справочные материалы для определения инструментария, потенциально пригодного для выполнения определенной функции.
3. Определить для каждого теста на основании руководства к нему данные о его теоретических основаниях, надежности, валидности, нормативных выборках, а также о специфических ограничениях области применения.
4. Учесть относящиеся к делу соображения практического характера(простота проведения, требуемое время, необходимость в специальном оборудовании и т. п.).
5. Рассмотреть любые ограничения области применения теста (напр., возраст испытуемых, культурные или этнические особенности, диапазон выраженности изучаемого свойства и т. п.) и вынести суждение относительно возможности его использования.
6. Сопоставить имеющуюся информацию о валидности теста с задачами обследования и вынести суждение о степени их соответствия.
7. Рассмотреть данные о нормативной выборке и вынести суждение о ее соответствии решаемой задаче в терминах ее репрезентативности и объема.
8. Определить, будет ли отвечать использование теста обязательным требованиям законодательства «О равных возможностях и половой дискриминации».
9. Объяснить, как можно оценить прибыль или потери, связанные с использованием психологических тестов в качестве компонента процесса принятия решения о персонале.
10. Объяснить, каким образом информация о тесте (особенно о его прогностической валидности) может быть использована для уменьшения риска, связанного с принятием решений о персонале.
11. Произвести окончательный отбор теста (тестов), демонстрирующий тщательный учет всех имеющихся показаний уместности проведения психологического тестирования для решения задач обследования.
Раздел 5. Проведение тестирования и обработка результатов
Может ли экзаменуемый:
1. Правильно спланировать сбор данных для заданного количества испытуемых с учетом их максимального числа в группе и предельной продолжительности тестирования.
2. Обеспечить правильное функционирование оборудования (напр., компьютера) и наличие достаточного количества тестовых материалов для испытуемых.
3. Обеспечить тщательную проверку многократно используемых тестовых материалов на наличие пометок или надписей, сделанных предыдущими испытуемыми.
4. Организовать подходящее тихое помещение для проведения тестирования, обеспечить испытуемых посадочными местами и достаточным пространством за столом так, чтобы создать им максимально комфортные условия работы и уменьшить вероятность подглядывания. Информировать испытуемых заранее о месте и времени проведения тестирования, убедиться, если это необходимо, что они соответствующим образом подготовлены к тому, что от них потребуется и по какой причине.
5. Кратко объяснить испытуемым цель сеанса тестирования, добиться того, чтобы они чувствовали себя свободно, поддерживая в то же время соответствующую деловую атмосферу. Внести сведения об испытуемых и относящуюся к делу информацию об используемом инструментарии в соответствующий журнал учета и регистрации.
6. Произвести проверку наличия у каждого кандидата всех необходимых материалов.
7. Использовать стандартные инструкции к тестам, излагать их испытуемым ясно и доступно.
8. Дать испытуемым достаточно времени для проработки примеров тестовых заданий.
9. Осуществлять тщательный контроль за правильным заполнением тестовых бланков и процедурами ответа.
10. Отвечать на любые возникающие вопросы таким образом, чтобы это не шло вразрез с целью теста.
11. Объяснить ограничения на время обдумывания и обеспечить тишину в ходе тестирования.
12. Четко объяснить испытуемым, что после начала тестирования никаких вопросов задавать нельзя.
13. Строго придерживаться инструкций конкретного теста относительно темпа и времени предъявления.
14. Собрать все материалы после завершения каждого теста.
15. Тщательно проверить по списку возврат всех тестовых материалов.
16. Закрывать все материалы в безопасном месте.
17. Поблагодарить испытуемых за участие после завершения работы с последним тестом и объяснить следующий этап обследования (если таковой имеется).
18. Внести заключительные записи в журнал учета и регистрации данных, включая заметки о тех или иных конкретных проблемах, возникших в ходе тестирования, которые могли повлиять на работу кандидата.
19. Визуально проверить опросные листы для выявления случаев взаимоисключающих ответов, которые пройдут незамеченными при ручной обработке с помощью просветных «ключей» или создадут проблемы при машинном подсчете баллов.
20. Продемонстрировать правильное использование различного рода ручных способов подсчета «сырых» баллов по ключам, а также бланков, предполагающих подсчет баллов самими испытуемыми.
22. Правильно перенести «сырые» баллы на бланки регистрации.
23. Использовать таблицы норм для получения соответствующего процентильного и (или) стандартного балла и перенести их в личные дела испытуемых.
Раздел 6. Адекватное использование результатов тестирования и обеспечение письменной или устной обратной связи с клиентами и испытуемыми
Может ли экзаменуемый:
1. Выбрать соответствующие таблицы норм в руководстве по тесту или в дополнительных материалах.
2. Соответствующим образом использовать информацию из руководства по тесту о критериальных границах (точках отсечения), имеющих отношение к данной профессии.
3. Сделать соответствующее предостережение относительно интерпретации результатов тестирования либо вовсе отказаться от применения теста в отсутствие подходящих норм или критериальных границ.
4. Уделить должное внимание, где это необходимо, вопросу сопоставимости данных кандидата с той или иной референтной группой, стандартной ошибке групповой средней и стандартной ошибке измерения баллов кандидата.
5. Представлять баллы, вычисленные на основе норм, в контексте, который дает четкое представление о диапазоне изменения измеряемой переменной в данной группе, или иных, имеющих значение, характеристик нормативной выборки.
6. Описывать значение баллов по шкалам в терминах, которые правильно передают смысл, отражают доверительные интервалы соответствующих баллов, а также понятны клиенту и испытуемому.
7. Строить интерпретацию тестовых баллов, обращая должное внимание на величину корреляций, существующих между каждой парой шкал, и стандартную ошибку их разности.
8. Устанавливать соответствующую связь между результатами по тесту и пунктами исходной профессиограммы.
9. Вычислять интегральные показатели по батарее тестов на основании приведенных в руководстве весовых коэффициентов.
Обеспечивает ли экзаменуемый обратную связь испытуемому по результатам тестирования,которая:
10. Дается в форме, соответствующей пониманию последним тестов и шкал.
11. Описывает точно и осмысленно значение шкал в обыденных понятиях.
12. Дает возможность испытуемому задать вопросы, прояснить те или иные моменты, прокомментировать тест и процедуру его проведения.
13. Побуждает кандидата высказаться о воспринимаемой правильности и точности (или наоборот) информации, полученной с помощью теста.
14. Ясно информирует кандидата о том, как информация будет представлена (устно или письменно) и кому именно.
Может ли экзаменуемый готовить письменные отчеты для клиента (или кандидата), которые:
15. В обыденных терминах разъясняют обоснование и правомерность использования теста.
16. Описывают значение наименований шкал в обыденных, точных и осмысленных терминах.
17. Тщательно разъясняют применение любых нормированных баллов в отношении к диапазону проявления диагностируемого свойства в нормативной выборке; тщательно обосновывают предсказания относительно будущего исполнения на основании информации о валидности теста.
18. Дают четкое представление о том, какое значение следует придавать обнаруженному.
Уровень Б
Базовые разделы включают общие теоретические вопросы и фундаментальные знания, предположительно обеспечивающие пользователю такой уровень понимания проблем исследования личности, который является необходимым для видения конкретного инструмента в соответствующем контексте.
Базовый раздел 1. Теория личности (вес =1)
Может ли испытуемый:
1. Дать определение понятию «личность» и объяснить различия между имплицитной (обыденной, «наивной») и эксплицитной (научно обоснованной, экспериментальной) моделями личности.
2. Дифференцировать понятия темперамента (личности), мотивации (потребностей, интересов и устремлений), ценностей, отношений, убеждений и способностей.
3. Обсудить воздействие наследственных факторов и внешних условий (таких, например, как культура и образование) на развитие личности.
4. Описать ключевые отличия подходов к описанию и объяснению межличностных различий представителями теории социального научения, а также психометрического, психоаналитического, гуманистического направлений в психологии.
5. Описать особенности и привести примеры типологического и «координатного» (аксиального, дименсионального) подходов к исследованию личности и объяснить ограничения каждого из них.
Базовый раздел 2. Методы исследования личности (вес = 2)
Может ли экзаменуемый:
1. Описать основные преимущества и ограничения ведущих подходов к исследованию личности и привести примеры типичного инструментария, разработанного в рамках этих подходов.
2. В общих чертах описать основные источники и возможности появления специфических ошибок и искажений, присущих методам исследования личности, которые разработаны в рамках основных подходов.
3. Описать, как подобные искажения можно контролировать или свести к минимуму.
4. Объяснить, как искажения проявляют себя также и в неформальных методах получения информации о личности (в реальном межличностном взаимодействии, при проведении интервью и т. п.).
5. Привести примеры инструментов, предназначенных для измерения черт и состояний, объяснить их различия.
6. Описать такую факторную модель личности, как «Большая Пятерка», и привести пример того, как можно шкалы двух тестов спроецировать в факторное пространство этой модели.
7. Дать определение ипсативному шкалированию и привести пример двух тестов, в которых оно применяется.
8. Объяснить опасность доверия к ложной валидности на примере эффекта Барнума, оценки адекватности результатов тестирования самим испытуемым, буквальной интерпретации и переноса названий шкал на оценку поведения.
9. Привести примеры псевдонаучных процедур оценки личности, имеющих высокую внешнюю валидность (степень принятия испытуемым) или воспринимаемых обычными людьми как убедительные, которые в действительности валидностью не обладают, а также указать на опасности, связанные с их использованием.
Освещение подходов к исследованию личности должно включать:
• процедуры, основанные на самоотчете;
• экспертные оценки;
• групповую или индивидуальную ситуационную оценку;
• проективные методы;
• наблюдение за поведением;
• «объективные тесты»;
• физиологические показатели;
• репертуарные решетки.