Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)
Возраст | Содержание задания | Критерий выполнения | ||
3 мес. | 1. Поднесение руки или предмета ко рту Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту 2. Реакция на звук Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин. 3. Координация глазных яблок Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица — 75 см. | Движение направленно, а не случайно. Реакция в форме вздрагивания или другого движения Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей | ||
6 мес. 12мес. 18мес. 24 мес. | 4. Слежение за предметом в боковом поле зрения Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка 5. Моргание Резкие движения перед глазами. 1 . Удержание головки и сидение Посадить ребенка, подложив под спинку подушку 2. Поворот головы на звук Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом 3. Отведение большого пальца Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка 4. Удержание предмета в руке Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п. 5. Движение рук в направлении к предмету Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка 1. Стояние и сидение Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол 2. Речь Повторение слогов вслед за взрослым или самостоятельно 3. Подражательные движения Помахать на расстоянии 60 см от ребенка погремушкой, затем вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка 4. Рисование Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка 5. Предпочтение Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить 1. Умение пить 2. Самостоятельная еда 3. Речь 4. Cплевывание Положить в рот кусок хлеба, смоченный в уксусе 5. Распознание Узнавание нарисованных предметов 1. Показ названных предметов Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов 2. Подражательные движения Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить сделать то же самое 3. Выполнение простых поручений Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол 4. Копирование круга На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка 5. Разворачивание конфеты | Поворот головки или глаз Начинает моргать Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10с Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании Уверенное протягивание руки к предмету Стоит 5 с, сидит 2-3 мин. Самостоятельное произнесение или повторение 2-3 слогов Безошибочное повторение движений Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений Повторное предпочтение отдельных предметов Питье частыми глотками, а не всасывание Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией Активное сплевывание Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов Правильное воспроизведение двух-трех движений Воспроизведение действий Самостоятельное вычерчивание круга Разворачивание перед тем, как кладет в рот | ||
Проведение исследования и оценка полученных результатов.Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, соответствующих уровню, меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.
За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных детям в возрасте 3 и 6 мес., равна 0,6 мес., а для 12-, 18- и 24-месячных — 1,2 мес. Временные показатели выполнения тестов суммируются, что позволяет определить умственный возраст (см. Интеллекта коэффициент, Станфорд—Бине умственного развития шкала).
Примечание: Приведенные здесь шкалы Бине—Симона и Кюльмана носят иллюстративный характер. Легко заметить, что показатели психического развития, на которые опирается, например, шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время. Шкала Кюльмана приводится с сокращениями (А. Шуберт, 1927).
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности*
* Государственный сертификационный регистр британского психологического общества. Авторы благодарят А. Виноградова, участвовавшего в переводе этих материалов.
Уровень А
Раздел 1. Психологическое тестирование: определение необходимости в обследовании
В состоянии ли экзаменуемый:
1. Описать различие между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности(способности,достижения и т. п.) и тестами, измеряющими типические особенности деятельности (личность, интересы и т.п.)
2. Провести различие между тестами способности и тестами достижения.
3. Дифференцировать нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и предметно-ориентированные тесты (например, тесты мастерства, процедуры диагностики компетентности на рабочем месте).
4. Объяснить, что такое тесты, моделирующие рабочие функции, и как они используются.
5. Привести примеры каждого типа тестов, применяющихся в психологии профессиональной деятельности.
6. Описать различия инструментов для измерения общих и специальных способностей и привести примеры.
7. Описать характер влияния факторов внешней среды на измерение способностей и привести конкретные примеры.
8. Описать связь между анализом профессии или другими процедурами определения критериев отбора и построением профессиограммы.
9. Привести для каждого пункта профессиограммы один или несколько возможных методов диагностики.
10. Описать важность знания особенностей профессии и рабочих процедур для корректного использования тестов в профориентации.