Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)

Возраст Содержание задания Критерий выполнения  
3 мес. 1. Поднесение руки или предмета ко рту Вложить в правую руку кубик или другой лег­кий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. По­вторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок под­носить руку ко рту 2. Реакция на звук Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не ме­нее 1 мин. 3. Координация глазных яблок Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица — 75 см. Движение направленно, а не случайно.   Реакция в форме вздрагива­ния или другого движения   Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей  
    6 мес.   12мес.     18мес.     24 мес. 4. Слежение за предметом в боковом поле зрения Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка 5. Моргание Резкие движения перед глазами. 1 . Удержание головки и сидение Посадить ребенка, подложив под спинку по­душку 2. Поворот головы на звук Держать за правым и левым ухом по телеграф­ному ключу на расстоянии 60 см. Быстро по­щелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом 3. Отведение большого пальца Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка 4. Удержание предмета в руке Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п.   5. Движение рук в направлении к предмету Протянутый яркий предмет в пределах дости­жения ребенка 1. Стояние и сидение Ребенка усаживают и оставляют без поддер­жки и опоры, затем ставят на пол 2. Речь Повторение слогов вслед за взрослым или са­мостоятельно 3. Подражательные движения Помахать на расстоянии 60 см от ребенка погремушкой, затем вложить ее в руку. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка 4. Рисование Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыпол­нении поводить рукой ребенка 5. Предпочтение Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить 1. Умение пить 2. Самостоятельная еда 3. Речь 4. Cплевывание Положить в рот кусок хлеба, смоченный в уксусе 5. Распознание Узнавание нарисованных предметов   1. Показ названных предметов Демонстрация восьми картинок с изображе­ниями различных предметов 2. Подражательные движения Поднять перед ребенком руки вверх. Предло­жить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за го­лову. Предложить сделать то же самое 3. Выполнение простых поручений Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 метра. Предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол 4. Копирование круга На глазах ребенка начертить один-два круга. Предложить выполнить задание самостоя­тельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка 5. Разворачивание конфеты Поворот головки или глаз   Начинает моргать   Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10с Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука   Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами Удержание более длитель­ное, чем при рефлекторном схватывании Уверенное протягивание руки к предмету   Стоит 5 с, сидит 2-3 мин.     Самостоятельное произне­сение или повторение 2-3 слогов   Безошибочное повторение движений     Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений     Повторное предпочтение отдельных предметов Питье частыми глотками, а не всасывание Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вил­кой Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопро­сов без сопровождения же­стикуляцией Активное сплевывание   Интерес к отдельным кар­тинкам, свидетельствую­щий о знании предметов Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов Правильное воспроизведе­ние двух-трех движений   Воспроизведение действий   Самостоятельное вычерчи­вание круга     Разворачивание перед тем, как кладет в рот
         

Проведение исследования и оцен­ка полученных результатов.Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последо­вательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, со­ответствующих уровню, меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хроно­логический) возраст. Если на этой ступе­ни обследуемый получает менее пяти бал­лов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.





За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных де­тям в возрасте 3 и 6 мес., равна 0,6 мес., а для 12-, 18- и 24-месячных — 1,2 мес. Вре­менные показатели выполнения тестов суммируются, что позволяет определить умственный возраст (см. Интеллекта ко­эффициент, Станфорд—Бине умствен­ного развития шкала).

Примечание: Приведенные здесь шкалы Бине—Симона и Кюльмана носят иллюстративный характер. Легко заме­тить, что показатели психического разви­тия, на которые опирается, например, шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей со­ответствующих возрастных групп в насто­ящее время. Шкала Кюльмана приводит­ся с сокращениями (А. Шуберт, 1927).

ПРИЛОЖЕНИЕ V. Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности*

* Государственный сертификационный ре­гистр британского психологического общества. Авторы благодарят А. Виноградова, участвовавше­го в переводе этих материалов.

Уровень А

Раздел 1. Психологическое тести­рование: определение необходимости в обследовании

В состоянии ли экзаменуемый:

1. Описать различие между тестами, пред­назначенными для измерения успеш­ности деятельности(способности,до­стижения и т. п.) и тестами, измеря­ющими типические особенности дея­тельности (личность, интересы и т.п.)

2. Провести различие между тестами способности и тестами достижения.

3. Дифференцировать нормативно-ори­ентированные, критериально-ориен­тированные и предметно-ориентиро­ванные тесты (например, тесты мас­терства, процедуры диагностики ком­петентности на рабочем месте).

4. Объяснить, что такое тесты, моделирующие рабочие функции, и как они используются.

5. Привести примеры каждого типа тестов, применяющихся в психологии профессиональной деятельности.

6. Описать различия инструментов для измерения общих и специальных спо­собностей и привести примеры.

7. Описать характер влияния факторов внешней среды на измерение спо­собностей и привести конкретные примеры.

8. Описать связь между анализом про­фессии или другими процедурами оп­ределения критериев отбора и пост­роением профессиограммы.

9. Привести для каждого пункта профес­сиограммы один или несколько воз­можных методов диагностики.

10. Описать важность знания особеннос­тей профессии и рабочих процедур для корректного использования тес­тов в профориентации.

Наши рекомендации