Особенности проявления детской агрессии

В воспитании дошкольника имеет большое значение то чувство, которое ощущают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Любовь матери и отца – это самое главное,что есть на этой земле, их преданность ему, желание только добра и счастья [3].

Некорректное поведение родителей, в чём бы оно не выражалось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо. Досадные и обидные насмешки, прозвища, шлепки и постоянные запреты, - всё это только ожесточает детей. Становясь взрослыми, они чаще всего платят родителям той же монетой. Проблема детской агрессии, чаще всего, в недостатке воспитания.

Большинство исследователей, как зарубежных так и отечественных, отмечают роль семьи в формировании агрессивных форм поведения. По мнению Л.С. Выготского агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста [13, 485]. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости, гнева, сопровождается криком, кусанием, драчливостью. В раннем возрасте такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности [12]. Многие авторы подчеркивают, что такие поведенческие реакции агрессивными можно назвать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

Уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка. На первый план выдвигаются конфликтные ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот период, как отмечают исследователи, более чем в 5 раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, а вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Т. о. можно сказать, что агрессия, проявляемая в этом возрасте, носит прямой и непосредственный характер.

В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности будет зависеть от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

С возрастом ребенка реакция родителей на проявление его агрессивности меняется. Если раньше родители реагировали лаской отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то в дальнейшем они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий [8].

Психологи выделяют 2 наиболее частые причины агрессии у детей:

1 – это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения, чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх,

2 – это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых [17].

Отдельные исследователи объединяют демонстрацию агрессивности у детей с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или отличительными чертами «Эдиповой ситуации» в семье.

В среднем и старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение расценивается как особая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми – явление достаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс аффективных личностно значимых переживаний. Это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемленным самолюбием. Реакции такого типа всегда имеют определенную избирательную направленность. Впервые они возникают в той ситуации, которая является психотравмирующей, и направлены против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов [10].

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов:

· Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.

· Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости.

· Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

По форме агрессивные действия могут быть самыми разнообразными. Сюда входят: детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты; у взрослых: от таких вполне социально одобренных форм, как дискуссии, спортивные соревнования, до социальной патологи: войны, убийства, оскорбления, насилия и терроризм и пр.. Среди психологических особенностей, вызывающих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы [15].

Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте [4].

Именно в дошкольном возрасте, агрессивное поведение приобретает различные формы. В психологии наиболее полную классификацию агрессивного поведения дал А.Басс [20],[24]. Он выделяет два основных параметра, по которым характеризует формы агрессивного поведения:


I. Вербальная агрессия:

· Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; агрессивных фантазий.

· Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии: дразнилки.

II. Физическая агрессия:

· Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого (ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок подруги); уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку, с удовлетворением наблюдая ужас и слезы его владельца).

· Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную.

· Символическая представляет собой угрозы и запугивание (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - это уже непосредственное физическое нападение (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, применения в качестве “оружия” палок, кубиков и пр.).

Н.Д. Левитов предлагает следующую классификацию агрессии в зависимости от ее устойчивости:

а) типичная для характера человека устойчивая агрессия;

б) нетипичная для характера человека неустойчивая агрессия;

в) эпизодическая, переходящая агрессия.

Перечисленные классификации можно дополнить делением агрессии на групповую и индивидуальную, реальную и символическую (в виде рисунков, игр, фантазий).

Для многих детей семья является одним из главных источников живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия приводит к деформации семьи. В такой семье, с проявлениями агрессии, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение, и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его копируют. Семьи агрессивных детей имеют свои отличительные черты, присущие только им.

Наши рекомендации