Глава ii. эмпирическое исследование агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.. 18
2.1. Описание методов исследования уровня агрессивности. 18
у детей старшего дошкольного возраста. 18
2.2. Анализ методик исследования детской агрессии. 19
2.3. Выводы по II главе. 23
ГЛАВА IIi. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 24
3.1. Методические рекомендации по профилактике агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. 24
3.2. Выводы по III главе. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 29
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 31
ВВЕДЕНИЕ
В детстве закладываются важные личностные качества, формируются многие черты характера, а так же важное влияние на воспитание детей оказывает семья, социальная среда. Наше современное общество рассчитывает на хорошо воспитанных, уверенных и перспективных работников, но многие забывают, что все это закладывается именно в детстве.
В настоящее время изучение вопроса агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира.
Рост разнообразных отклонений в личностном развитии, а так же поведении детей обуславливает обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране: острая, изменчивая социальная, а так же экономическая.
Особое внимание вызывает не только отсутствие духовности и особой тревоги у детей, но и их жестокость, цинизм, а самое главное – агрессивность. Именно семья, как институт воспитания – является важной ступенью развития ребенка. Это обусловлено тем, что в ней ребенок находится в течение большей части своей сознательной жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, формируются определенные черты характера. Никто не относится к ребенку лучше и не любит его, как близкие ему люди, а именно семья. К сожалению, вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда и негатива в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Одной из главнейших задач практической психологии является коррекция ранних проявлений агрессивности, обучение социальным навыкам межличностного общения.
Проблема детской агрессивности представлена во многих работах зарубежных и российскими ученых, таких как: А.Фрейд, З. Фрейд, А. Джон, Р. Бэрон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Бандура, А.А. Реан, Г.Э. Бреслав, Л.Б. Гиппенрейтер, А.И. Захаров, Л.М. Семенюк, и другие. В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивности возрос. В зарубежной литературе тема агрессии, в том числе и детской агрессивности, обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования.
В связи с актуальностью данной проблемы определена тема курсовой работы: «Факторы формирования агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы – определить факторы, влияющие на агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - диагностика агрессивного поведения старших дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования - профилактика агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если:
1. будет проведена диагностика детей с агрессивными проявлениями в поведении;
2. профилактическая работа (ее формы и методы) будет выстроена с учетом результатов диагностики;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по выбранной теме исследования;
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать рекомендации для родителей с целью предупреждения детской агрессивности.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Диагностика агрессивных проявлений у старших дошкольников.
3. Разработка рекомендаций по профилактике агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 1411 СП 1350 города Москвы. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в возрасте 5 - 6 лет в количестве 18 человек.
Методологической основой данного исследования являются основные положения, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейд А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А., С. Н. Ениколопова, Н. Д. Левитова и других.
Структура курсовой работы.Работа состоит из введения, где есть актуальность исследования, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, методологическая основа исследования, элементы новизны и теоретической значимости. Первая глава посвящена теоретическим аспектам агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Во второй главе нами были описаны результаты исследования агрессивных проявлений у старших дошкольников. В III главе разработаны рекомендации, как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей. Так же в работе есть выводы после каждой главы, заключение, список литературы, приложения.