Методика смысложизненных ориентаций д.а. леонтьева
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1,2,3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
1. Обычно мне очень скучно | 3 2 1 0 1 2 3 | Обычно я полон энергии |
2.Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей | 3 2 1 0 1 2 3 | Жизнь кажется мне всегда спокойной и рутинной |
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений | 3 2 1 0 1 2 3 | В жизни я имею очень ясные цели и намерения |
4.Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельно | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь мне кажется вполне осмысленной и целеустремленной |
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие | 3 2 1 0 1 2 3 | Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие |
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. | 3 2 1 0 1 2 3 | Когда я уйду на пенсию я постараюсь не обременять себя никакими заботами |
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал |
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов | 3 2 1 0 1 2 3 | Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни |
9. Моя жизнь пуста и неинтересна | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь наполнена интересными делами |
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной | 3 2 1 0 1 2 3 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла |
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе | 3 2 1 0 1 2 3 | Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как я живу сейчас |
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство | 3 2 1 0 1 2 3 | Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности |
13. Я человек очень обязательный | 3 2 1 0 1 2 3 | Я человек совсем не обязательный |
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию | 3 2 1 0 1 2 3 | Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств |
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком | 3 2 1 0 1 2 3 | Я не могу назвать себя целеустремленным человеком |
16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей | 3 2 1 0 1 2 3 | В жизни я нашел свое призвание и цели |
17. Мои жизненные взгляды еще не определились | 3 2 1 0 1 2 3 | Мои жизненные взгляды вполне определились |
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни | 3 2 1 0 1 2 3 | Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни |
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. | 3 2 1 0 1 2 3 | Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями |
20. мои повседневные дела приносят мне удовольствие | 3 2 1 0 1 2 3 | Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
КЛЮЧ. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:
В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
В нисходящую шкалу 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1переводятся пункты 2, 5, 6, 7. 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.
Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов теста;
Субшкала 1 (Цели) – пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2. (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (Локус контроля-Я- пп. 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (Локус контроля-жизнь) – пп. 7, 10, 11, 14, 18, 19.
При интерпретации учитываются баллы, набранные испытуемым по пяти отдельным шкалам и общее количество баллов.
Приложение 2
ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Социотип Апполон | Эктсра-версия | Интро-версия | Здраво-мыслие | Интуиция | Логика | Чувство-вание | Рассуди-тельность | Импуль-сивность |
ENFP | |||||||||
ENFJ | |||||||||
ENFP | |||||||||
Среднее | 6,7 | 3,3 | 7,4 | 12,3 | 5,5 | 14,6 | 9,4 | 10,6 |
……………………….
Приложение 5
ТЕСТ НА НОРМАЛЬНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Психологический признак | Статистика критерия Колмогорова – Смирнова | |
Значение | Уровень | |
статистики | значимости | |
Цель в жизни | 0,148 | 0,010 |
Процесс жизни | 0,139 | 0,150 |
Результативн. Жизни | 0,111 | 0,200 |
Локус контроля Я | 0,129 | 0,200 |
Локус контроля Жизнь | 0,106 | 0,200 |
Осмысленность жизни | 0,088 | 0,200 |
Собственный престиж | 0,017 | 0,200 |
Выс. матер. положение | 0,072 | 0,200 |
Креативность | 0,133 | 0,150 |
Активные соц. Контакты | 0,105 | 0,200 |
Развитие себя | 0,089 | 0,200 |
Достижения | 0,087 | 0,200 |
Дух.удовлетворение | 0,095 | 0,200 |
Сохр. Собств. Индивид. | 0,078 | 0,200 |
Профессион. Жизнь | 0,090 | 0,200 |
Обучение и образов. | 0,103 | 0,200 |
Семейная жизнь | 0,093 | 0,200 |
Общественная жизнь | 0,490 | 0,200 |
Увлечения | 0,093 | 0,200 |
Приложение 6
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИКИ
Психологический | Среднее | Медиана | Минимум | Максимум | Ассим. | Эксцесс |
признак | ||||||
Цель в жизни | 31,868 | 33,000 | 9,000 | 42,000 | -0,970 | 0,810 |
Процесс жизни | 31,289 | 33,000 | 11,000 | 42,000 | -1,133 | 1,370 |
Результативн. жизни | 26,711 | 27,500 | 13,000 | 35,000 | -0,766 | 0,660 |
Локус контроля Я | 21,803 | 23,000 | 11,000 | 28,000 | -0,914 | 0,507 |
Приложение 7