Упражнения на выработку навыков «мышечного контролера»
Упражнение «Мышечная энергия»
Инструкции преподавателя:
• Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
• Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно, а палец был напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
• Напрягите левую ногу, как если бы Вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
• Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы Вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение «Укажи вдаль»
Инструкция преподавателя:
Сядьте. Проверьте, нет ли излишнего напряжения. Тело легкое, свободное. Вы готовы встать, готовы к любому действию. Теперь вытяните и напрягите всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Можете двинуть рукой? Значит, она недостаточно напряжена. Напрягите ее предельно. Теперь уберите как можно больше напряжения с плеча, но постарайтесь сохранить такое
13*
195же сильное напряжение от локтя до кончиков пальцев. Есть? Убирайте напряжение в локтевой части, оставьте напряженной только кисть руки. Проверьте: плечо и локоть должны свободно двигаться. Теперь сделайте самое трудное — снимая излишки напряжения с кисти, сосредоточьте его только в последних суставах пальцев. Попробуйте оставить напряжение только в кончиках пальцев, в самых подушечках. Снимите все напряжение, кроме того, которое держит вашу руку вытянутой. Есть? Чувствуете напряженную точку в самом кончике указательного пальца? Протяните его вперед, укажите пальцем вдаль — вон голубь за окном, на крыше!.. Снимите все напряжение и опустите руку.
Упражнение «Сад»
Инструкция преподавателя:
Вы — в фруктовом саду. Рвите яблоки и груши, кладите в корзину. Ищите верное напряжение в руке.
Видите ли Вы внутренним зрением каждое яблоко, которое рвете? Нет двух одинаковых яблок, а значит, нет одинаковых напряжений — для каждого яблока свое! Вот яблочко маленькое, кривобокое, его легко сорвать. А вот огромное, на толстом черешке, на него нужно больше усилий.
Рефлексия нахождения напряжений и снятия их.
Упражнение «Гири»
Инструкция преподавателя:
1. Поднимите с пола двумя руками воображаемую гирю весом десять килограммов. Поставьте ее на стол. Одной рукой снимите ее со стола и поставьте на стул. Двумя руками поднимите стул вместе с гирей. Не уроните гирю! Опустите стул.
Возьмите с пола одной рукой воображаемую пятикилограммовую гирю, а другой — воображаемую гирю весом один килограмм. Поднимайте их одновременно вверх. Вниз! Не опуская гири на пол, поменяйте их в руках. Поднимите кверху. Наверху — поменяйте гири. Вниз!.. Вверх!..
Протяните вперед ладони. На одну поставьте мысленно пятисотграммовую гирю, на другую — стограммовую. Руки раз-
водите в стороны и вперед, в стороны и вперед. Следите, чтобы руки шли по одному уровню, несмотря на разную нагрузку.
Примечание.
В упражнении с воображаемыми гирями нужно добиваться верного физического ощущения тяжести и целесообразного напряжения мышц всего тела. Поясним эту мысль на примере. На вытянутую ладонь, как на чашу весов, мы поставим настоящую килограммовую гирю. Сразу же соответствующей силой будет напряжен бицепс предплечья. Он, этот бицепс, как бы ставит на вторую чашу такую же тяжесть, чтобы удержать руку-весы в равновесии. Если он будет недостаточно напряжен, — ладонь не удержит гирю, опустится. Если же напряжение будет чрезмерным, — ладонь пойдет кверху. Автоматический мышечный контролер мгновенно подбирает каждой мышце целесообразное напряжение.
2. Поставим теперь на ладонь воображаемую гирю. Постараемся разбудить нашего мышечного контролера, пусть он следит, верно ли напряжены мышцы. Не напряжен ли бицепс так, будто на ладони десять килограммов, а не один? А шея почему напряглась? Наверное, потому, что контролер еще не проснулся, а бесконтрольный наш организм еще не ощутил, еще не поверил в воображаемую конкретную тяжесть и на всякий случай напрягает все что попало — и шею, и другую руку. И даже глаза в растерянности напрягутся. Долой все излишнее напряжение! Поможем проснуться контролеру, будем проверять реальное напряжение, чередуя воображаемые и реальные тяжести.
Упражнение «Чаши»
На этом столе стоят дорогие хрустальные чаши, полные до краев вишневым вареньем. Представляете их себе? Подходите к столу и берите по чаше. Осторожнее, не пролейте варенье. Сколько весит такая чаша? Килограмма три-четыре. Вспомните, как напряжены пальцы, если они держат такой груз. Проверьте. Поставьте чашу, возьмите этот настоящий графин с водой. Ощущаете вес? Прислушайтесь к пальцам — как они напряжены? Поставьте графин, берите воображаемую чашу... Еще раз проверьте вес на графине.
197Перенесите свои чаши через всю комнату и поставьте их на тот стол... Тише идите, осторожнее! Почему напряжено все тело? Найдите центр тяжести, снимите излишние напряжения.
Упражнение «Японский прием со стулом»
Вариант 1. По сигналу ведущего необходимо резко изменить положение своего тела на стуле, как бы бросить тело в неожиданную для себя позу. Затем оправдать эту позу. С чего начинается оправдание? Прежде всего обследуется мышечным контролером степень напряженности основных групп мышц. Затем, не меняя позы, постепенно расслабляются закрепощенные мышцы, то одни, то другие. Найти, что можно было бы делать в таком положении, проверить, нет ли излишков напряжения. Обнаружив излишки, снять их.
Вариант 2. Все ходят по комнате. По сигналу ведущего (хлопку) студенты принимают какую-либо позу. Поза заранее не придумывается. По сигналу резко принимается какая-либо неожиданная поза. Затем необходимо найти напряжения в мышцах, снять излишние.
Упражнения телесно-ориентированной терапии на снятие излишнего напряжения
Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.
Упражнение «Волна»
а) «Волна» рукой
Исходное положение — стоя, руки свободно свисают вдоль тела. Поднять правую руку до уровня плеча вбок и зафиксировать в этом положении: кисть, локоть и плечо относительно расслаблены и чуть опущены. Перенести внимание на кончики пальцев руки и, начиная движение с первых фаланг пальцев, пытаться «проскользнуть», «поднырнуть» в пространстве, попеременно задействуя все суставы кисти. Сформировавшаяся
волна кистью выталкивает локоть наружу вверх и, продолжая свое развитие, немного приподнимает и подает вперед плечо. На этом развитие волны заканчивается. Для того чтобы направить «волну» назад, следует выполнить в обратном порядке движения: «отпустить», расслабить плечо, изменение положения которого автоматически вызывает опускание локтя и обратную «волну» в кисти. Рука приходит в первоначальную позицию. То же проделать с другой рукой.
б) «Полная волна»
Для реализации «полной волны» — двумя руками — необходимо освоить упражнение, называемое «коромысло». Для этого поочередно поднимается одно плечо при одновременном синхронном опускании другого; движение возникает посредством передачи волнового импульса из одной руки в другую. В результате «полная волна» выглядит следующим образом: одной рукой от кисти до плеча мы пускаем «прямую волну», другой, получившей энергию движения от первой, — «обратную». Это можно представить так, как будто по руке катится шарик, то поднимаясь, то опускаясь на сгибах в суставах.
Упражнение «Шаг Чарли Чаплина»
Непревзойденный мастер трюка Чарли Чаплин оставил свой след и в пантомиме.
Техника исполнения шага предполагает активное включение в работу тазобедренных суставов. Движение начинается с импульса, исходящего от бедра, с перемещением ноги через «волновую» форму в диагональном направлении по отношению к линии шага. При этом корпус остается в одном центральном положении, сбалансированно удерживаемом при перемещении ног.
Упражнение «Шаг 2»
Техника исполнения шага представляет собой попеременную фиксацию стопой точки опоры на носке (подъеме) и пятке. Итак, Вы стоите, например, полностью на правой стопе, с
199фиксацией подъема левой. Перенеся центр тяжести на левую ногу, Вы опускаете ее на пятку и одновременно поднимаете правую ногу на подъем. Далее Вы одновременно ставите правую ногу на пятку и поднимаете левую стопу на полупальцы. Теперь вниз опускается левая стопа и параллельно с этим правая, возвращаясь в шестую позицию, выходит на «подъем», на полупальцы. Шаг правой ногой завершен. Шаг левой ногой совершается в том же порядке. Правая стопа опускается на пятку, в то время как левая выходит на подъем. Теперь, при сохранении веса на правой ноге, выносим вперед (вбок, назад) левую ногу на пятку с одновременным переходом правой стопы на подъем. И на третьем этапе возвращаем правую пятку на пол с параллельным перемещением левой ноги в шестую позицию и фиксацией ее на подъеме. Далее прием повторяется в том же порядке.
Упражнение «Голый человек на голой сцене»
Главной целью педагогической деятельности Э. Декру было научить актера передавать свое достояние при использовании минимума театральных средств. «Голый» человек в одной набедренной повязке открыт, уязвим для критики. Внутреннее спокойствие, осознанность тела и открытость к общению со зрителем — залог его успешного выступления.
Реципиенту закрывают лицо и задают ситуативную тему, он пытается одним движением, жестом выразить свое отношение к событию. У каждого человека существуют свои «слабые места». В одной области отношений он чувствует себя уютно, свободно и ответ подыскивает быстро, бессознательно находя оптимальное для данной ситуации движение. При правильном решении движения просты, естественны, самодостаточны. В данном случае можно говорить о том, что индивидуум имеет достаточно знаний, чтобы продуктивно отреагировать на предлагаемую тему. В другой области отношений его действия носят неопределенный, не до конца осознанный характер.
Тестовое задание включает в себя отреагирование через движение на следующие темы: «свобода», «защита», «знакомство», «страх», «Я», «сила».
Упражнение «Подиум»
В процессе выполнения упражнения предлагаются различные способы самовыражения:
• пройти естественно, так, как присуще человеку в жизни;
• представить в движении зрителям изящество и красоту своего тела;
• показать стиль, манеру движения, неестественную для данной личности;
• продемонстрировать свободу обхождения с вещами, используемыми в качестве костюма и бижутерии и подчеркивающими особенности индивидуальности — прием «возле
зеркала»;
• выбрать один из предлагаемых стилей движения («восточный», «испанский», «немецкий», «американский», «русский», «итальянский» и т. д.) и попробовать в нем просуществовать во взаимодействии с партнером.
Упражнение «Броуновское движение»
Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники группы становятся в круг и начинают вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Доходя до границ круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории. Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно скорость увеличивается и доходит до бега, в работу вовлекаются руки, которые помогают играющим лавировать. На втором этапе занятий участники движутся спиной друг к другу, изредка используя поворот головы для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами. Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди. Движение с зак-
201рытыми глазами осуществляется в малых группах по 3—5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение ряда занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано в первую очередь на безопасности движения участников группы.
Упражнение «Неваляшка»
Упражнение, подобное представленному, часто применяется на психотерапевтических тренингах личностного роста (упражнение «Свеча»).
Ниже приведены два варианта упражнения, несколько отличные от «классического» исполнения «Свечи». В «Свече» все выстраиваются по кругу, в то время как ведущий (жестко, на прямых ногах) занимает место в центре. Участники группы толкают его из стороны в сторону.
В «Неваляшке» ведущий стоит не на прямых ногах, а в свободной, раскованной позе, с чуть согнутыми коленями. Во время толкания он свободно «перелетает» из одной стороны в другую. Если в первом варианте тело ведущего жесткое и напряженное, то во втором — легкое и мягкое. В первом варианте участникам круга приходится проделывать тяжелую работу — ловить, поднимать и толкать тяжелое, напряженное тело. Во втором их задача намного проще — следует только подтолкнуть свободно летящего партнера в определенном направлении. В данном подходе мы получаем объективную информацию о степени напряжения тела ведущего, об уровне и характере его страхов, о свободе перемещения его ног, а следовательно, и о степени его доверия к толкающим. С другой стороны, ведущий непосредственно ощущает характер касания со стороны каждого участника группы. Кто-то делает это спокойно и по-доброму, кто-то судорожно и агрессивно. После прохождения всеми членами коллектива испытания «на доверие» мы обсуждаем впечатления о переживаниях как ведущего, так и участников круга. Особое внимание ведущий акцентирует на характере пере-
движения ног. Ноги жесткие, тяжелые свидетельствуют о напряжении, страхе и недоверии ведущего к своим возможностям и к окружающим. В процессе выполнения упражнения удается частично либо полностью снять излишнее телесное напряжение, страх падения и контакта.
Упражнение «Полифония»
Один из участников группы, закрыв глаза, садится или ложится в круг. Партнеры поочередно и все вместе, одновременно касаются его тела. Постепенно количество и скорость контактов увеличивается. Упражнение заканчивается поглаживанием.
Участники обсуждают свои ощущения от прикосновений, эмоции, переживаемые ими во время телесного общения.
Упражнение «Маятник»
В группе из четырех человек один из участников становится спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и голове (в затылочной части) руки так, чтобы водящий мог спокойно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды движения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя коллегам, «падает» на руки, постепенно опускаясь до пола.
Перед выполнением упражнения ведущий обучает участников принципам и техникам правильной поддержки и контролирует деятельность каждого из участников. В случае если реципиент плохо чувствует контакт с партнерами, не контролирует свои движения и/или излишне нервничает, он не допускается к упражнению.
Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в Две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек — «машина», последний — «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потирают бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высушить» — обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.
203Упражнение «Аукцион скульптур»
Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль «скульптора», другой — «материала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.
Рефлексия. Ответить на вопросы:
• «Податлив» ли «материал»?
• Каков характер прикосновений скульптора?
• Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела?
• Слушается ли нас наше тело?
• Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?
Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники: Учеб.-метод, пособие к урокам актерского мастерства. М.—Л., 1967.
Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М., 1998.
Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: Система К.С.Станиславского в действии. М., 1984.
Упражнения для развития пластического аппарата
Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельности. Она должна быть выразительной, демонстрировать готовность к общению с детьми: жесты ритмичные, поза красивая, осанка прямая и легкая, движения несут в себе внутреннее спокойствие. Для развития пластического аппарата будущего педагога предлагаются следующие упражнения:
• Встать, мысленно соединить кончики плеч и мочки ушей воображаемым шнуром, идти так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение.
Встать спиной к стене; точки соприкосновения со стеной — затылок, лопатки, пятки; простоять до счета «десять»; в это время хорошо читать стихи или произносить любые речи; отойти от стены и попытаться сохранить осанку. Соединить руки, вытянутые вперед, кистями — это воображаемая малярная кисть; «красить» этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхности; добросовестно «красить», плотно проводя кистью по воображаемой стене. Игра с облаком: на вытянутые руки, на ладони село облако, нежное, ласковое, пушистое; подбросить его и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; нежно погладить его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться.
Где-то далеко, за ручьем, канавами, лужайкой, идет человек; приветствовать его жестами, пригласить на встречу («Иди сюда!»), а далее «руками сопереживать» его движению, предупреждая о канаве, радуясь переходу через ручей, нетерпеливо ожидая его приближения.
Вытянутая рука, ладонь повернута в просительном положении. Вообразим, что на ладонь кладут... змею — резко отодвигаем руку, говоря «Нет!». Чередуем движение: «дай» — «нет» — для правой и левой руки.
Поочередно подходить друг к другу, протягивая ладошки навстречу; в момент соприкосновения ладошек послать добрые пожелания другому.
Предложить «подарить» свое место, на котором сидишь, кому-то другому; встать, выйти в свободное пространство, говоря пластическим языком: «Мне все равно где сидеть. Не место красит человека, а человек место»; через некоторое время сесть на любой свободный стул, выражая полное удовлетворение.
«Говорящие руки»: руки лежат свободно на столе и меняют свое положение, как только получают сообщение о состоянии хозяина: «он спокоен», «он весел», «он задумчив», «он озабочен», «он нервничает», «он напряженно думает», «он удивлен», «он собирает волю в кулак», «он в предвкушении удовольствия», «он приступает к делу» и т. д.
205• Пройти по аудитории: «я спокоен, я уверен в себе; я счастливый человек; я знаю, чего хочу; я люблю эту жизнь».
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Упражнения на физическую
и психологическую раскрепощенность
Физическая раскрепощенность (отсутствие мышечных зажимов, свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом внимания, свободное изъявление воли, мысли, чувства, психическое равновесие) — это первое исходное условие выполнения упражнения. При данном условии каждый участник сумеет проявить свое индивидуальное «Я», а значит, стать интересным для всех, что, в свою очередь, повышает интерес к занятиям, обогащая социально-психологический климат в группе.
Физическая и психологическая свобода должны стать характеристикой профессиональной деятельности педагога — деятельности по природе своей творческой.
Предлагаемые ниже упражнения нуждаются в музыкальном сопровождении: легкий, мягкий, веселый ритм и изящная мелодия, простая для поверхностного восприятия.
Упражнение «Дарю свое место другому»
Участникам, удобно устроившимся за столом и застывшим в мышечной зажатости, предлагается «подарить свое удобное место другому»: для этого необходимо выйти, пройтись под музыку по аудитории и присесть на любое другое место. Спросить, удобно ли сидеть теперь на другом месте.
Упражнение «Вот он(а) я!»
Студенты поочередно выходят перед группой (не имеет значения, сидят ли участники за столами или в полукруге на стульях), пластически и мимически выстраивая приветствие всем,
как бы говоря: «Я вам рад, мне приятно с вами работать, мои дорогие коллеги».
Упражнение «Игра со стульями»
Перед аудиторией выставляется несколько стульев. Один из участников пересаживается с одного стула на другой, пластически и мимически выражая следующее: «Хороший стул, но по-пробую-ка я посидеть на другом. Этот еще лучше... А другой -как?.. О! Вот этот самый удобный!» Каждый из участников проигрывает такой пантомимический разговор с собою.
Упражнение «Приветствие по «цепочке»
Ведущий посылает первое пластическое приветствие одному из участников (открытая поза, улыбка доброжелательности, небольшая «диагональ» в сторону субъекта, развернутые ладони). Тот, ответив на обращение к нему, встает и посылает свое приветствие тоже пластическим и мимическим способом следующему.
Упражнение «Присоединение в музыкальном ритме»
Несколько человек выстраиваются вдоль длинного стола с карточками в руках. При звучании музыки они ритмично поочередно выкладывают карточки на стол, поворачивают голову к соседу, как бы говоря: я сделал — теперь ты! Тот, улыбнувшись, подхватывает ритмичные движения и в таком же ритме выкладывает свои карточки. И так далее. Потом точно таким же порядком они соберут карточки. Это очень красивая ритмичная игра. Обычно группа аплодирует маленькому психологическому спектаклю.
Упражнение «Я тебя понял»
Один из студентов, оснащенный плейером, получает карточку с текстом, описывающим сюжет и состояние субъекта во время развертывания данного сюжета. Включив магнитофон, студент пантомимически изображает то, что с ним происходит.
207Когда он завершает показ, все громко говорят: «Я понял, что с тобой происходит», и воспроизводят изображенное все одновременно. Главный же герой становится арбитром, он оценивает правильность изображенного сюжета.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Задания для самостоятельной работы
Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»
Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами — дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксировать внимание на отдаленном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вздоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза.
Таким образом организм освободится от напряжения в 12 основных точках.
Упражнение «Думайте нежно»
Направить внимание на напряженные мышцы. Вообразить, что они превращаются во что-то мягкое. Можно представить, что Вы держите в руке горящую свечу. Воск тает и капля за каплей, падает на руку, ощущается его тепло. Мышцы начинают расслабляться. Этот способ позволяет достигать результатов в течение 60 секунд.
Можно использовать любые образы и картины, ассоциирующиеся с миром и доверием. Например, представить себя в виде
свернувшегося клубочком спящего котенка или урчащего от удовольствия льва или львицы. Чтобы расслабить лицо, можно представить его в виде роскошного цветка. Можно также ассоциировать свои ощущения с действиями над различными неодушевленными предметами. Например, отчаяние представить в виде туго натянутой резинки. Если отпустить ее конец, она сожмется и отчаяние исчезнет. Можно вообразить, что все несчастья находятся в руке, затем медленно раскрыть ладонь и дать им улетучиться.
Упражнение «Антистрессовая релаксация» (рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения)
Упражнение выполнять поэтапно:
1. Лечь или сесть поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении (одежда не должна стеснять ваших движений).
2. Закрыть глаза, дышать медленно и глубоко. Сделать вдох и примерно на 10 секунд задержать дыхание. Выдыхать не торопясь, следить за расслаблением и мысленно говорить себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторить эту процедуру 5—6 раз. Затем отдохнуть около 20 секунд.
3. Волевым усилием сокращать отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживать до 10 секунд, потом расслабить мышцы. Таким образом пройтись по всему телу. Повторить данную процедуру трижды, отрешиться от всего, думать о расслаблении мышц тела.
4. Попробовать как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторять про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно».
5. Представить себе, что ощущение расслабленности проникает во все части тела. Почувствовать, как напряжение покидает тело. Как расслабляются плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Наслаждаться испытываемым ощущением около 30 секунд.
6. Сосчитать до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой мышцы все более расслабляются.
14—1626
2097. Наступает «пробуждение». Сосчитать до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2—3 раза в неделю.
Упражнение «Утренняя психогигиеническая гимнастика»
Для ее проведения используется естественное переходное состояние от сна к бодрствованию тотчас по пробуждении. Целью ее является создание уравновешенной психофизиологической настройки на предстоящий день («встать с той ноги» — в противоположность известному «встать не с той ноги»). Гимнастика состоит из трех частей.
/ часть. Лежа на спине с закрытыми глазами в обычном исходном положении один раз медленно и настойчиво мысленно произнести: «Я совершенно спокоен». Затем образно и возможно более ярко представьте себе: «Моя правая (левая у левши) рука очень тяжелая ... Она налилась свинцом... Тяжесть разливается по всему телу... Все тело стало очень тяжелым, расслабленным... Появляется приятное чувство тепла в правой руке... Тепло растекается по всему телу... Я охвачен теплом как в теплой ванне... Легкая прохлада овевает лоб».
II часть. Образно представить себе: «Я весел и спокоен... Улыбаюсь... Дыхание свободное, ровное и глубокое... Заряжаюсь внутренней энергией... Свежесть и бодрость наполняют меня... Владею собой без усилия... Впереди плодотворный день... Воля собрана, как пружина... Мышцы напряглись... внимание... Встать!»
/// часть. Встать с постели и приступить к физической зарядке. Наряду с обычными гимнастическими упражнениями обращать особое внимание (!) на умение сразу же после напряжения мышц полностью их расслаблять. После полного расслабления мышц научиться мгновенно и достаточно сильно напрягать их. Тренировать способность быстрого перехода от напряжения к расслаблению и обратно.
Отработка I и II частей упражнения утренней психогигиенической гимнастики со временем дает состояние эмоциональной уравновешенности, сосредоточенности и концентрации
внимания. Особое значение имеет III часть. Главное здесь — тренировка самообладания. Умение быстро расслабляться и, наоборот, моментально мобилизоваться развивает подвижность нервных процессов, психическую гибкость, повышает волевой тонус и развивает способность в любой обстановке быстро и незаметно гасить отрицательные эмоции.
Упражнение «Вечерняя психогигиеническая гимнастика»
Производится перед сном с переходом в естественный глубокий сон. После принятия удобной, привычной позы в постели с закрытыми глазами и расслабленными мышцами начать упражнения, соответствующие I части утренней психогигиенической гимнастики. Очень важно обращать внимание на полнейшее, максимальное расслабление всех мышц и вызывание яркого ощущения тепла в конечностях и во всем теле. Добившись этого, все внимание концентрируют на дыхании. Выполнив несколько глубоких вдохов и выдохов, стараются найти ровный, замедленный и слегка углубленный ритм дыхания, сосредоточиваясь на расслабленном и удлиненном выдохе.
После овладения приемами психогигиенической гимнастики словесные формулы и образные представления могут несколько видоизменяться в требующемся направлении. Например, при эмоциональной неустойчивости могут быть введены вместе с образной разверткой формулы: «Спокойствие без усилий», «Я уверен в себе», «Я внутренне улыбаюсь». Главное правило в самостоятельном выборе формул: они должны утверждать, а не отрицать. Нельзя формулировать: «Я не раздражаюсь». Нужно: «Я совершенно спокоен». Если повелительный стиль формул-вызывает внутреннее сопротивление, то строить формулу лучше в мягкой форме, в виде пожеланий («Пусть я стану совершенно спокойным!», «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой и теплой!» и т. п.).
Беляев Г.С., Лобзин B.C., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л., 1977. Психология делового общения /Авт.-сост. Ю.А. Фомин. — Минск, 1999.
14*