Игра-беседа «Способы разрешения конфликтов»
Игры и упражнения
Игра-беседа «Способы разрешения конфликтов»
Цель: формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.
Психолог: Обычно родители воспринимают конфликтные ситуации, когда они чем-то недовольны или ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон, воздействие отрицательных эмоций, выражение неприязни друг к другу. (Психолог просит родителей привести примеры конфликтов, которые были у них с ребенком, а затем проанализировать причины, мотивы и результаты этих ситуаций.)
Психолог: В любом конфликте каждая сторона желает получить победу, часто любыми путями, даже если страдают личные интересы. На примере разделения яблока, родителям необходимо показать, как происходит разрешение конфликтов. Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие результаты этого действия:
1. Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс, но страдают обе стороны, поскольку каждый хотел получить целое яблоко.
2. Яблоко получает соперник, в этом случае одна сторона обделяет себя.
3. Яблоко оставляет себе, что обделяет интересы соперника.)
Психолог: В двух последних случаях конфликт не решается, поскольку могут быть негативные последствия. Компромиссное решение приводит к обделению обеих сторон, но конфликт все же решается.
Существует еще четвертый вариант - нахождение других способов решения.
На примере разделения яблока можно рассмотреть любую конфликтную ситуацию. Главное - осознать, что хотите в этой ситуации вы и ваш соперник, обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.
Родителям также можно предложить поделиться своим опытом относительно того, как ведет себя ребенок, когда они ссорятся между собой.
Игра приветствие «Трамвайчик»
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий: «А я рядом». Следующий: «А я зайцем». Четвертый: «А я с…» и называет имя любого участника. Тот, чье имя назвали, торопится сесть на свободный стул, и все по аналогии повторяется сначала.
Упражнение «Алфавит эмоций»
Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных.
Я прав, а ты (он) не прав Чем Ваша точка зрения отличается от их точки зрения?
Я не буду… Что могло бы помочь Вам сделать это?
Все пропало.… Как сделать это успешным? Как можно это улучшить?
Он (она) безнадежен! Что в их поведении Вам не нравится?
Я (они) должен/вынужден. Можете ли Вы (они) избрать такое действие?
Слишком много/мало… По сравнению с чем?
Они всегда… При каких обстоятельствах они не делают этого?
Я не хочу… Какого исхода Вы хотели бы?
Я не могу… Вы не сможете? Или, быть может, просто не видите, каким образом сделать это?
Он (она) никогда не… Что произойдет, если Вы увидите такую возможность?
Это невозможно… Если бы это было возможным, что потребовалось бы тогда?
Тест «30 пословиц»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекоменду-ется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».
После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.
Бланк теста «30 пословиц»
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Интерпретация
1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спря-таться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного кон-серватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип —«акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип —«медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать ост-рые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип —«лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть ком-промисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип —«сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Бланк теста
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если вы не можете заставить другого думать как вы, тогда заставьте его поступать как вам нужно
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два – лучше.
6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь, не поедешь.
9. С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрец знает, а не то, что все болтают.
11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врага.
13. Убивай врага своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Держитесь подальше от людей, не согласных с вами.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты мне, я – тебе.
20. Только тот, кто откажется от монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладают другие.
21. Кто спорит, тот ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот не обращается в бегство.
23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.
24. Кто дарит, тот друзей наживает.
25. Выноси заботы на свет и держи с друзьями совет.
26. Лучший способ разрешать споры – вовсе избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
Психотехническое упражнение "Давление"
Цель:осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Упражнение "Тренировка интонации".
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5мин)
Участники разделены на два круга.
"-Вам необходимо произнести эти фразы:
1. Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка
2. Я благодарна Вам за оказанную помощь.
с оттенком иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлемая в общении с родителями?
Наверное, у каждого из вас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятна, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
Упражнение "Самый трудный родитель"
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Воспитателям предлагается в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
Анализ упражнения:
Каких родителей можно назвать трудными? (участники высказываются).
Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать "подыгрывания" такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями - объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребёнка.
Упражнение "Резервуар"
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряжённой ситуации. Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, "эмоционально заряженным" родителем. Примите на себя роль "пустой формы", резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние "резервуара". Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и всё будет легко получаться. Когда Вы будете уверенны, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в диалог с собеседником.
На первой фазе общения с "трудными" родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстранённость и поддерживать в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет, т. е. не позволять себе зарядиться отрицательными эмоциями этого родителя. как показывает опыт, необходимо "продержаться" примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с "агрессивным" родителем, нужно стараться выслушать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с "жалующимся" родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы:"Я Вас слушаю. ", "Я Вас понимаю". Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнёт "остывать", его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов он успокоиться, в нём будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителями - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблемы.
Что бы избежать противостояния с родителями:
- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
- подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребёнка;
- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребёнку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботиться о благополучии его ребёнка, он перестанет прибегать к "психологической" защите и проявит готовность к сотрудничеству. Не надо стремиться, во что бы то не стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). Обсуждайте проблему, а не личностные качества ребёнка и его родителей».
«-Теперь давайте поговорим немного о конфликте и о конструктивном решении конфликтных ситуаций» (раздаются памятки). В психологии существует термин «стратегия поведения» в конфликте. Подразделяют 5 стратегий используемых человеком в разных конфликтных ситуациях (уступка или приспособление, уход или избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс)».
Упражнение «Войди в круг»
Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Процедура выполнения: участники тренинга встают в круг и крепко держаться за руки – это круг родителей. Один участник остаётся за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, что бы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.
Ситуация 3
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Ситуация 4
В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.
Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.
Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.
Ситуация 5
Данная ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.
Ситуация 6
Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям. Ребенок с выводами воспитателя согласился.
Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.
Ситуация 7
Одного из воспитанников ДОУ родители записали на подготовительные занятия в школу, из-за которых мальчик пропускает многие занятия в подготовительной группе детского сада. Воспитатель попытался убедить их в важности занятий, пропускаемых ребенком, но его мама категорически заявила, что занятия в школе намного важнее.
Ситуация 8
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Игры и упражнения
Игра-беседа «Способы разрешения конфликтов»
Цель: формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.
Психолог: Обычно родители воспринимают конфликтные ситуации, когда они чем-то недовольны или ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерны эмоциональное напряжение сторон, воздействие отрицательных эмоций, выражение неприязни друг к другу. (Психолог просит родителей привести примеры конфликтов, которые были у них с ребенком, а затем проанализировать причины, мотивы и результаты этих ситуаций.)
Психолог: В любом конфликте каждая сторона желает получить победу, часто любыми путями, даже если страдают личные интересы. На примере разделения яблока, родителям необходимо показать, как происходит разрешение конфликтов. Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие результаты этого действия:
1. Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс, но страдают обе стороны, поскольку каждый хотел получить целое яблоко.
2. Яблоко получает соперник, в этом случае одна сторона обделяет себя.
3. Яблоко оставляет себе, что обделяет интересы соперника.)
Психолог: В двух последних случаях конфликт не решается, поскольку могут быть негативные последствия. Компромиссное решение приводит к обделению обеих сторон, но конфликт все же решается.
Существует еще четвертый вариант - нахождение других способов решения.
На примере разделения яблока можно рассмотреть любую конфликтную ситуацию. Главное - осознать, что хотите в этой ситуации вы и ваш соперник, обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.
Родителям также можно предложить поделиться своим опытом относительно того, как ведет себя ребенок, когда они ссорятся между собой.