Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина Леонардовна
Арцишевская И.Л.
А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. (Психологическая служба.) 18ВЫ 978-5-216-00049-5
В пособии даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школьного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привыкают к роли ученика, развивают познавательные процессы и моторику.
Приложение к пособию поможет специалистам оснастить занятия необходимым демонстрационным и раздаточным картинным материалом.
Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.
ББК 88.8
I8ВN 978-5-216-00049-5 |
© И.Л. Арцишевская, 2007 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008
Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина Леонардовна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Конспекты занятий
Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редакторы - Е. Алифанова, Т. Сазонова
Корректор - А. Сурженко
Оригинал-макет - Н. Руденко
Обложка - Д. Морозова
Подписано в печать 06.12.2007. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 2626.
ООО Издательство «Книголюб». 109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08. Е-та11: тЪ@Ьш&о1иЪ.ги. Ут^.]<т§о1иЪ.ги
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в
ОАО «Домодедовская типография» г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1
Введение
В связи с введением четырехлетнего начального образования многие дети переступают школьный порог уже в возрасте 6,5 лет Часто эти дети не попадают в подготовительную группу детского сада, их дошкольное образование ограничено программой старшей группы.
Данное пособие рассчитано на педагогов-психологов и призвано помочь воспитателям в подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности.
Программа успешно апробировалась в течение нескольких лет и доказала не только свою эффективность, но и необходимость.
Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям.
Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.
Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего бенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника - оно становится более уравновешенным и целенаправленным.
Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, как правило, быстро ликвидируется уже к концу первого класса, программа которого рассчитана на детей, не умеющих читать, считать и писать.
Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующего года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивости, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.
Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.
Большинство занятий не требует специального оборудования. Однако перед началом работы следует изготовить необходимые плакаты и пособия, представленные на рисунках в тексте, а также подготовить следующее оборудование и материалы:
• колокольчик;
• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;
• магнитная доска с магнитами;
• указка;
• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;
• мяч средних размеров;
• листы бумаги формата А4;
• пуговицы или фишки (по количеству детей);
• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;
• разрезные картинки;
• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);
• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);
• наборы счетных палочек (по количеству детей);
• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).
Занятия продолжительностью 25-30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого упражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять - словом, проявлять творческую инициативу.
Успешной работы!
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ
Занятие №1
Задачи:
v развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
v знакомство со школьными правилами;
v развитие произвольного поведения;
v диагностика тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации.
Материалы:
мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик», подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши.
Ход занятия
( 5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»
Все встают в круг.
Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.
После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:
- У меня в руках звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сядем,
Баловство свое оставим,
Нет, игрушки не бери,
Нам нужнее «Буквари»!
Дети садятся за столы.
(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»
Психолог читает рифмовку:
- Учитель входит - надо встать,
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не спеши,
А только руку подними.
Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описываемые в ней действия.
(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.
Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!
Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.
( 2-мин.) Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел:
Ключик, видно, не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:
Заключительный этап
По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и говорит:
- Вот опять звенит звонок
И кончается урок.
Все мы славно потрудились,
И чему-то научились.
А теперь пора домой,
Все устали: ой-ой-ой!
Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!
Занятие 2
Задачи:
v повторение школьных правил;
v развитие произвольного поведения;
v развитие внимания и мышления;
v развитие зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и тонкой моторики.
Материалы:
мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек - 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек.
Ход занятия
(3 мин.) Упражнение «Вежливые слова - вежливые ответы»
Все встают в круг.
Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините! - Ничего страшного!», «Здравствуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! - Будьте здоровы!» и т.д.
Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу.
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
( 2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок»
Психолог предлагает детям отгадать загадки:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Вот так дом:
Одно окно,
Каждый день
В окне кино. (Телевизор)
За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
(4 - 5 мин.) Игра «Пол - нос - потолок»
Психолог говорит:
- Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!
(1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1)
( 4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1»
На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. На доске - плакат «Фигурки из счетных палочек - 1».
Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек можно не только считать, но и выложить фигурки.
Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько палочек использовано в каждой из них.
(7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека»
Психолог раздает детям подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека.
Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.
Занятие 3
Задачи:
v развитие произвольного поведения;
v тренировка тонкой моторики;
v диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия;
v развитие фонематического восприятия.
Материалы:
колокольчик, бланки «Корректурная проба» (Демонстрационный материал), простые карандаши, доска, мел, часы с секундной стрелкой или секундомер.
Ход занятия
( 3-4 мин.) Упражнение «Вежливость»
Дети встают вокруг психолога.
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
Психолог демонстрирует движения (руки вверх, в стороны, прыжки, наклоны и т.д.), дети их повторяют, но только в том случае, если психолог скажет «пожалуйста».
По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садятся за столы.
( 2-3 мин). Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
( 2 -3 мин.) Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем песни пел,
С этим пальцем кашу ел,
Оттого и потолстел.
Наелся!
(4-5мин.) Тест «Корректурная проба
На столе каждого ребенка - бланк с тестовым материалом и простой карандаш.
Психолог просит детей посмотреть на доску и объясняет:
-У вас на листах нарисованы разные фигурки: треугольники, кружочки, квадратики, стрелки, флажки. Вам нужно, просматривая строчку за строчкой, в треугольнике ставить черточку, в кружочке - крестик, а во флажках - точку. В остальных фигурках ничего ставить не надо. Давайте повторим: что мы ставим в кружках? А во флажках? В треугольниках? Возьмите карандаши и потренируйтесь.
Образец выполнения задания дается на доске.
Первую строчку дети выполняют под руководством психолога, который затем ее проверяет.
После этого задание повторяется еще раз, и детей предупреждают, что теперь по сигналу психолога в течение двух минут они будут работать самостоятельно, пока не услышат: «Стоп!». Следует обратить внимание детей на то, что нужно постараться поставить как можно большее количество значков, ничего при этом не пропустив и не перепутав.
Представленный на доске образец через минуту стирают, и оставшееся время дети работают по памяти.
Иногда дети начинают искать фигурки одного вида по всему листу и расставлять в них нужный знак. В таком случае нужно еще раз объяснить задание. Если ребенок продолжит выполнять задание неправильно, это может свидетельствовать о его неподготовленности к переходу на планомерную работу.
По истечении двух минут психолог дает детям команду отложить карандаши и перевернуть лист чистой стороной вверх. Если некоторые дети будут продолжать работу, можно дать им время для ее завершения, но отметить этап, на котором оно истекло.
Обработка результатовпроводится по формуле:
Q=C/C+D
где Q - коэффициент работоспособности;
С - количество просмотренных строчек;
D - количество ошибок.
Пропущенная строка считается одной ошибкой. Чем выше коэффициент работоспособности, тем выше уровень концентрации внимания ребенка.
Как показывает практика, дети 6-6,5 лет с высокой умственной работоспособностью и вниманием за две минуты успевают просмотреть 10-12 строк, сделав при этом 1-2 ошибки. Такие дети, как правило, отличаются хорошим интеллектуальным развитием и высокой готовностью к школьному обучению.
(3-4- мин.) Задание для диагностики пространственных представлений
Психолог дает задание:
-А теперь нарисуйте, пожалуйста, в центре листа домик, в правом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем - елочку, в правом нижнем - дерево, а в левом верхнем - облачко.
(Образцы схематичных рисунков рекомендуется дать на доске.)
Таким образом, можно получить представление не только об уровне концентрации внимания детей, их умении понимать и выполнять инструкцию, но и об уровне развития пространственных представлений и умении ориентироваться на листе бумаги.
( 2 – 3 мин.) Физкультминутка
Раз, два, три , четыре. Хлопают в ладоши.
Мыши дернули за гири Соответствующие движения руками.
Вдруг раздался страшный гром, Закрывают уши ладонями и покачивают головой.
Убежали мышки в дом. Бег на месте.
( 4 мин.) Упражнение «Звуковые прятки»
Дети садятся застолы.
Психолог говорит:
- А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.
Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 4
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v повышение уровня школьной компетентности;
v развитие восприятия и мышления;
v диагностика зрительно-моторной координации.
Материалы:
колокольчик, доска, мел, наборы счетных палочек, простые карандаши, бланки «Выявление уровня зрительно-моторной координации» (Демонстрационный материал).
Ход занятия
(3-4-мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
( 2 мин.) Тренинг навыков школьного поведения
Звенит колокольчик, дети занимают свои места. Психолог объясняет:
- Сейчас я выйду за дверь, а когда войду обратно, вы должны молча встать около своих стульчиков.
После этого психолог говорит:
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок.
( 5 мин.) Упражнение «Потопаем, похлопаем»
Психолог коротко рассказывает детям о некоторых правилах поведения в школе, например:
- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит.
Затем психолог говорит:
- А теперь давайте поиграем. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами. Начинаем!
Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Писать в тетрадях буквы? Рисовать в тетрадях машинки? Есть конфеты? Рисовать на страницах учебника? Отвечать на вопросы учительницы? И т. д.
(9-10 мин.) Упражнение «Складываем и считаем»
Психолог раздает наборы счетных палочек.
Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры.
Следует обратить внимание детей на отличия квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата.
На доске - рисунок:
Психолог спрашивает: «Что это за фигуры и сколько их?»
(Пять.)
Затем детям предлагается выложить рядом два треугольника и сосчитать, сколько палочек они использовали. Задание можно усложнить, попросив детей выложить из пяти палочек Два треугольника. Если дети не справляются с заданием, следует дать образец.
Также можно использовать и более сложные задания*.
٭Подходящие задания можно найти в книге: Михайлова З.А. Игровые задачи Для дошкольников. - СПб., 1996.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
( 3 мин.) Задание для выявления уровня зрительно-моторной координации
•Психолог раздает детям бланки, простые карандашии предлагает «скопировать» крестик.
Заключительный этап (см. Занятие 1)
Занятие 5
Задачи:
v развитие групповой сплоченности;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие слухо-моторной координации и внимания;
v развитие кругозора, речи и мышления;
v диагностика самооценки.
Материалы:
сшитая концами узкая лента, колокольчик, наборы «Учись считать», подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
( 4 - 5 мин.) Игра «Паутинка»
Все встают на равном расстоянии друг от друга и берутся за края ленты, образуя круг.
Психолог называет одного из детей и задает ему вопрос, например: «Какого лесного зверя ты знаешь?».
Если ребенок правильно отвечает на вопрос, он переходит на другое место круга, потянув за собой ленту. Остальные участники ослабляют натяжение ленты, но не отпускают ее.
После того, как все дети ответят на вопросы, психолог обращает их внимание на образовавшуюся «паутинку» и предупреждает, что она распадется, если даже кто-то один отпустит ленту, а, значит, важен и значим каждый участник.
Звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)
( 2 мин.) Пальчиковая гимнастика
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же я без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту солим, солим
И с морковкой жмем,, жмем.
( 3 мин.) Упражнение «А в школе... »
Дети хором отвечают на вопросы психолога:
- В детском саду - воспитательница, а в школе кто?
- В детском саду вас называют детьми, а в школе?
- В детском саду - столы, а в школе?
- В детском саду - группы, а в школе?
- В детском саду - занятия, а в школе?
- В детском саду главная - заведующая, а в школе?
- В детском саду вы играете, а в школе что вы будете делать?
- Утром вы завтракаете, а днем?
-Дома вы играете, а на улице? И т.д.
( 8 – 10 мин.) Упражнение «Цветные дорожки»
Психолог раздает детям наборы «Учись считать» и говорит:
- Сейчас вы будете выкладывать из фигурок цветные дорожки. Положите на стол красный квадрат, справа от него —
желтый, справа от желтого - зеленый. Потом опять красный, желтый, зеленый. Продолжайте так же. Когда закончатся квадратики, поднимите руку, я подойду и посмотрю, правильно ли вы выполнили задание.
Молодцы! Сложите в коробочку все фигурки.
Теперь будем делать другую дорожку: два зеленых квадрата, один желтый, два красных, кружок, два желтых квадрата, один красный, один зеленый.
Молодцы! Уберите все в коробочку.
Давайте сложим узор. Возьмите кружок и положите его перед собой. Над кружком положите красный треугольник, под кружком — желтый квадрат, слева от круга - зеленый квадрат, справа от круга - красный.
Для проверки выполнения задания или при возникновении затруднений психолог выполняет соответствующий рисунок на доске.
( 2-мин.) Физкультминутка
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора.
(5 мин.) Диагностическое задание «Автопортрет»
Дети садятся за столы.
Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые и цветные карандаши и просит нарисовать автопортрет.
Если кто-то из детей справился с заданием быстрее остальных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборотной стороне листа.
Занятие 6
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v обучение работе в тетрадях;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие понятийного мышления.
Материалы:
мяч, колокольчик, подписанные тетради в крупную клетку, простые карандаши, наборы из четырех предметных картинок, разложенных по двум понятийным группам: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, мебель и одежда и др. ( Здесь и далее в подобных упражнениях можно использовать пособие: Картинный словарь. - М.: Книголюб.)
Ход занятия
( 3 – 4 мин.) Упражнение «Вежливые слова» (см. Занятие 1)
(8 – 9 мин.) Упражнение на развитие произвольности
Психолог объясняет, что в школе так же, как и в детском саду, есть дежурные. Детям предлагается назначить дежурных, которые будут помогать психологу, можно прикрепить к их одежде отличительный знак, например, бейджик.
Дежурные раздают простые карандаши, а психолог - подписанные тетради. Детям следует объяснить, что такое «обложка», «страница», «лист», «поля» и предупредить о том, что на полях писать нельзя. Психолог предлагает детям открыть первую страницу тетради и взять в руки карандаши, а затем говорит:
— Мы будем рисовать по клеточкам фигурки, слева направо. Рисовать будем, обводя линеечки, вот так (показывает на доске).
Далее психолог в произвольном порядке называет различные геометрические фигуры, которые рисуют дети в тетради.
Следует следить за тем, чтобы дети придерживались строк, обводили линеечки и не заходили за поля.
( 2 -3 мин.) Физкультмитнутка
Все встают в круг.
Психолог предлагает детям расслабить руки, потрясти кистями, потереть ладони друг о друга, втянуть голову в плечи, покачать ею вперед-назад, сделать «массаж» головы и ушей.
( 3 – 4 мин.) Игра «Трутень и пчелы» (см. Занятие 1)
( 7 – 9 мин.) Упражнение «Классификация»
На столе каждого ребенка набор из четырех предметных картинок. Психолог говорит:
- У вас есть четыре картинки. Две из них относятся к одной группе, они чем-то похожи, их можно назвать одним словом, а две - к другой, их тоже можно назвать одним словом. Положите две похожие картинки слева, а две другие похожие - справа.
Психолог подходит к каждому ребенку и просит его объяснить свое решение, а при необходимости оказывает разъяснительную помощь.
Звенит колокольчик.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные - тетради и карандаши.
Заключительный этап
Звенит колокольчик.
Психолог просит детей оставаться на местах, пока он не соберет картинки, а дежурные – тетради и карандаши.
Занятие 7
Задачи:
v развитие воображения и выразительных движений;
v развитие произвольного поведения;
v тренировка тонкой моторики;
v развитие внимания и восприятия.
Материалы:
колокольчик, тетради, простые карандаши, разрезные картинки или открытки, знаки «Говорит один» и «Говорим хором » (Демонстрационный материал).
Ход занятия
( 3 -5 мин.) Упражнение «Передаем по кругу»
Все встают в круг.
Психолог говорит:
- Сейчас мы будем передавать друг другу воображаемые предметы. Вот сейчас у меня в руках огромный мяч (разводит руки в стороны). Я его передаю тебе.
Ребенок, стоящий справа от психолога, расставляет ладошки и имитирует передачу мяча своему соседу справа.
Также можно предложить детям «передать» тяжелую гирю, колючего ежика, хрупкий цветок, горячий блин и т.п.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(7- 8 мин.) Упражнение «Говорит один — говорим хором»
Психолог показывает детям два знака. Первый называется «Говорит один» и показывается в том случае, если ответ на вопрос должен дать один ребенок. (Дети поднимают руки, психолог называет того, кто будет отвечать). Второй знак - «Говорим хором» - показывается в том случае, если на вопрос разрешается ответить всем вместе, хором.
Вопросы могут быть следующими:
- Как называется этот палец? (Показывает большой палец и знак «Говорит один».)
- Отгадайте загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее- ? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называется человек, который умеет рисовать картины? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какие животные дают молоко? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Что едят коровы? (Показывает знак «Говорит один».)
- Какое сейчас время года? (Показывает знак «Говорим хором».)
- На какой свет светофора можно переходить улицу? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называются цветы, которые растут дома, а не на улице? (Показывает знак «Говорит один».)
- Как зовут мальчика, которого папа Карло вырезал из дерева? (Показывает знак «Говорит один».)
- А скажите, пожалуйста, драться, ругаться и толкаться - это хорошо или плохо? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
( 3 мин.) Упражнение «Фигурный диктант»
Дежурные раздают простые карандаши, психолог - подписанные тетради.
Детям предлагается выполнить «фигурный диктант», пример: «Кружок, квадрат, два треугольника, два круга, угольник, три квадрата, треугольник, круг, два квадрата и т.д.», по окончании которого дети ставят в каждом кружке точку, а в каждом квадрате - крестик.
Психолог следит за правильностью выполнения задания! также за тем, чтобы дети оставляли между фигурами пропуск в одну клетку и не заходили на поля.
( 2 мин.) Физкультминутка (см. Занятие 3)
( 5 – 7 мин.) Упражнение «Разрезные картинки»
На столе каждого ребенка - картинка или открытка, разрезанная следующим образом:
Детям предлагается ее собрать.
Выполнив задание, дети обмениваются картинками. За одно занятие каждому ребенку нужно сложить 4-5 картинок.
Заключительный этап
Звенит колокольчик. Психолог разрешает детям встать и посмотреть картинки друг друга.
Детей следует похвалить за работу, затем попросить дежурных собрать тетрадки и карандаши, а остальных детей - построиться.
Занятие 8
Задачи:
v развитие выразительных движений;
v развитие внимания и произвольности;
v тренировка тонкой моторики;
v закрепление порядковых числительных;
v развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
v развитие логического мышления.
Материалы:
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3 (формат листа АЗ), знаки «Говорит один» и «Говорим хором», набор из трех предметных картинок (две из них с изображением предметов, принадлежащих к одной группе, а третья - к другой), указка, магнитная доска с магнитами, бланки «Соединим точки по порядку» (Демонстрационный материал) , тетради, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
( 3- 4 мин.) Игра «Изобразим животных»
Дети встают в круг.
Психолог называет какое-нибудь животное, дети с помощью выразительных движений его изображают.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
(5 мин.) Упражнение «Фигуры»
На магнитной доске - плакат:
( 3 -4 мин.) Упражнение «Говорит один - говорим хором» (см. Занятие 7)
Психолог задает вопросы:
- Сейчас вы в детском саду, а через год будете где? (Показывает знак «Говорим хором».)
- Сейчас тебе (называет имя ребенка,) 6 лет, а через год будет? (Показывает знак «Говорит один».)
- В детском саду комната называется группой, а в школе?
(Показывает знак «Говорим хором».)
- Как называется сумка, в которой носят учебники? (Показывает знак «Говорит один».)
- Сейчас у нас осень, а скоро что наступит ? (Показывает знак «Говорим хором».) И т.д.
(2 мин.) "Пальчиковая гимнастика
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка…кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда!
( 4 мин.) Упражнение «Соединим точки по порядку»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог- бланки и тетради.
Детям предлагается рассмотреть точки, соединить их по порядку, а потом дорисовать рисунок так, чтобы получился какой-нибудь предмет.
Психолог, указывая на знаки и фигуры, просит детей назвать их. Дети отвечают хором.
После этого психолог дает краткие команды, например: «Посмотрите на круг... на крест... на треугольник... на квадрат... на ромб... на звезду...».
Подобные глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания.
(2-Змин. ) Упражнение «Фигурный диктант»
Психолог говорит:
- Откройте тетради. Нарисуйте кружок, справа от него - квадратик, под квадратиком - крестик, слева от крестика - овал.
(Психолог выполняет задание на доске.) Сравните с тем, что нарисовано на доске.
(1мин.) Физкультминутка
Дети встают около стульчиков.
Две сестрицы, две руки - правая и левая
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядках сорняки
И друг дружку моют.
Две сестрицы, две руки - левая и правая -
И озера, и моря загребают, плавая.
( 6 -7 мин.) Упражнение «Третий - лишний»
На столе каждого ребенка - набор из трех предметных картинок.
Психолог предлагает детям отложить в сторону «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор.
Занятие 9
Задачи:
v развитие внимания и произвольности;
v расширение кругозора и развитие речи;
v тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности;
v развитие пространственной ориентации.
Материалы:
колокольчик, плакат, выполненный по рис. 3, тетради, простые и цветные карандаши, пластиковые тарелки с перегородками, делящими их на три части, маленькие мисочки или другие емкости, наполненные смесью из гороха, фасоли и макарон «перышки».
Ход занятия
( 4 – 5 мин.) Игра «Летает — не летает»
Все встают в круг.
Психолог называет разные предметы, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова. Дети поднимают руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
Следует избегать таких слов, как «пух», «лист», так как эти предметы не могут летать самостоятельно.
По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами.
( 3-4 мин.) Упражнение «Фигуры» (см. Занятие 8)
Упражнение можно усложнить, предложив детям хором ответить на вопросы:
- Ч то находится между звездой и точкой?
- А какая фигура над квадратом?
-А между крестиком и треугольником?
- Что справа от круга?
- Какая фигура слева от квадрата? И т.д.
( 10 мин.) Упражнение «Разноцветные фигурки»
Дежурные раздают простые и цветные карандаши, психолог - тетради.
Психолог говорит:
- Нарисуйте простым карандашом ряд из трех кружков.
А теперь раскрасьте первый кружок слева желтым карандашом, второй - синим, а последний - красным.
Следующее задание: нарисуйте под этими кружками четыре квадратика. Закрасьте первый квадратик зеленым карандашом, следующий за ним - синим, последний