Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников

Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Она особенно очевидна там, где имеется звуковое сопровождение, ритм сигналов, следую­щих друг за другом. По ним мы можем судить и о равномерности применяемой человеком энергии, и о пространственном однообра­зии его движений. Именно таким ритмическим раздражителем

является музыка.

Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоя­щих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомле­нием. ' Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Использование музыки как средства повышения производи­тельности труда основано на положительном эмоциональном воз­действии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма.

Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные клас­сические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в каче­стве вспомогательного лечебного средства, нужно учитывать соответствующие вкусы отдельных людей.

Научные исследования показали, что построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой

математической логике, которая, конечно же, не осознавалась гени­ями искусства в момент творения. В частности, речь идет о логике, количестве и соотношении длинных и коротких повторов. Воспри­нимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную струк­туру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпадение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы, по мнению В. С. Лобзина и М. М. Решетникова, и создает то прекрасное чувство удовлетворения, обычно характери­зуемое как эстетическое восприятие. Музыкальное произведение, полностью состоящее из неожиданностей («какофония»), так же, как и бесконечно тянущаяся нота, не только не вызывает эстетичес­ких ощущений, но может приводить и к психическим нарушениям. Конечно же, помимо рассмотренных эффектов, существенное значе­ние имеют культурные установки и социализация восприятия.

Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на человека в процессе труда можно понять, исходя из учения А. А. Ухтомского о доминанте.

Проявление доминантного возбуждения в определенной сово­купности нервных центров лежит в основе деятельности, но устой­чивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров.

И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель спо­собен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, восстановить нарушенный уровень усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты.

Физиологические исследования показывают, что в ритмичес­ких движениях при работе руководящая роль принадлежит корко­вым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области центральной нервной системы. Это говорит о связи ритма движений с органическими потребнос­тями и эмоциональными состояниями человека.

Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует опре­деленная связь, регулируемая специальным нервным механизмом — моторно-висцеральными рефлексами. Ритмические движения пред­ставляют собой единую функциональную систему — двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель можно

достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы сопровождать отряды войск в длительных походах, обычно чуть мед­леннее ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки действительно можно идти очень долго, не испыты­вая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны, их темп усиливают до 72 тактов в минуту. Это несколько превышает нормальный ритм человеческо­го сердца в спокойном состоянии, поэтому такие марши с ритмом 2/4, 4/4 оказывают бодрящее мобилизирующее воздействие. В иссле­дованиях также показано, что ритмы вальса 3/4 оказывают успокаи­вающее воздействие.

Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкаль­ная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции — плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развивши­еся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние оказы­вает органная музыка.

При отборе музыкальных произведений необходимо также учитывать тот факт, что мелодичные произведения, особенно те, что обладают четким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей. Если же в музыкальном произведении нет единого четко выдер­жанного ритма, если оно отличается сложной архитектоникой, то воспринимать его во всей полноте, следить за развитием его тематики могут лишь люди, знакомые с музыкой, получившие определенную музыкальную подготовку. В связи с этим и ответная реакция на прослушивание такой музыки при отсутствии должной музыкальной культуры возникает несколько замедленно, примерно через одну-четыре минуты после начала прослушивания.

В целом, наиболее сильную эмоциональную реакцию на музы­кальные произведения проявляют люди со средней музыкальной культурой. Эти люди достаточно подготовлены, чтобы воспринять даже сложное музыкальное произведение во всей полноте, и в то же время часть нюансов звучания, отдельные технические моменты исполнения скрыты от них, не отвлекают их внимания от главного содержания музыки и не привносят в акт восприятия слишком явный элемент рассудочности, характерный для реакции знатоков и специалистов.

Кроме того, при подборе музыкальных произведений необхо­димо учитывать психологические свойства нервной системы лиц, подвергающихся воздействию . музыки. В одном из исследований A. А. Коротаев (1973) показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказы­вается одинаковым: приятная — улучшает деятельность, а непри­ятная — ухудшает.

В напряженной ситуации направление изменения в деятель­ности у лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влияни­ем приятной и неприятной музыки оказалось противоположным. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем почти в такой же степени, как и в спокойной ситуации. У «слабых» же, наоборот, под влиянием приятной музыки обнаружилась четкая тен­денция к ухудшению деятельности, то есть к дальнейшему усилению нервно-психического напряжения.

Однако, как позволили установить результаты динамики, это ухудшение деятельности у «слабых» под влиянием приятной музыки происходит не сразу с включением музыкальной передачи, а лишь спустя 13-15 минут. До этого же момента наблюдалось улучшение деятельности. В этом же исследовании отмечается отрицательное влияние неприятной музыки, которая в напряженной ситуации силь­нее воздействует на сильных, а слабые не обращают внимания, как бы отключаются.

В связи сэтим следует рекомендовать ограничивать музыкаль­ное воздействие на учащихся в зависимости от силы нервной системы в спокойной ситуации 20-30 минутами (перерыв, оконча­ние работы), а в условиях напряженной работы 10-15 минутами.

В учебных заведениях наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных передач (на переменах) с общим временем звучания в течение смены не более 1,5 часов. Место раз­мещения громкоговорителей, характер музыкальных передач, гром­кость и темп должны регулироваться в зависимости от возраста, вкусов, степени занятости внимания (чем больше занято внимание, тем меньше громкость и спокойнее ритм). Программы должны быть разнообразными во все дни и в течение смены. При этом должна учитываться стадия работоспособности.

Каждую передачу следует начинать и заканчивать постоянным позывным сигналом. Это — короткая (15 сек. ), ненавязчивая, красивая музыкальная фраза, исполняемая на электромузыкальном инструменте.

Начальный период учебной смены характеризуется пониженной работоспособностью. Чтобы уменьшить его продолжительность,

необходимо уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной про­граммой, призванной стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить их эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на

рабочий ритм.

В связи с этим, в начале смены музыка может быть темповой,

громкой, что помогает войти в ритм учебной деятельности. На пере­мене, в период высокой работоспособности транслируют спокой­ную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, транслируемая музыка должна быть бод­рящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкаль­ное звучание должно быть бодрым, веселым. Музыка предупреждает развитие утомления и способствует росту эффективности и произ­водительности учебной деятельности.

Следует отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превы­шая обычный шум в данном помещении на три-четыре децибела.

Типовую, применимую в любом учреждении программу,

разработал И. А. Гольдварг (1988).

Первая музыкальная передача длится 20-30 минут и призвана сократить период врабатываемости, помочь быстрей включиться в необходимый рабочий ритм. Состоит она из бодрых жизнерадост­ных песен, маршей — о начале учебы может предупреждать какой-нибудь постоянный сигнал. В худшем случае это может быть традиционный звонок. Но лучше заменить его переливом коло­кольчика.

Музыка, транслируемая на большой перемене, должна учиты­вать вкусы и просьбы слушателей и может быть составлена по заяв­кам учащихся.

Последняя музыкальная программа начинается сигналом о кон­це последнего урока. Она провожает отработавших бодрой веселой музыкой, песнями. Через 10-15 мин. провожающей музыки идет вторая часть, предназначенная для начала занятий учащихся второй смены. С этой точки зрения, большая ответственность ложится на составление музыкальных программ, их жанровую и структурную компоновку, тональность, уровень громкости звучания.

Как показали социологические исследования, в которых изучалось отношение к функциональной музыке, только шесть % опро­шенных относятся к ней негативно. В основном это были лица старше 40 лет. Поэтому нередко пожилые'учителя отрицательно относятся к музыкальным паузам, что связано с возрастными изме­нениями. При этом верхняя граница слуха человека значительно

снижается, вследствие чего звуковые колебания от 10000 гц и выше ему могут быть не слышны. Результаты обследования, проведенно­го учеными среди лиц сорокалетнего возраста, показывают, что вер­хняя граница чувствительности слуха каждые шесть месяцев снижается примерно на 80 колебаний в секунду.

Подростки и юноши живей реагируют на музыкальные передачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определенную ритмичность (физкультура).

Музыка в учебе и труде так же, как и во время отдыха, спо­собна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воз­действия, она способна придать нам в производственной обстанов­ке покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом может отвлечь, рассеять внимание, поэтому более пред­почтительным является материал пусть и с текстом, но на незнако­мом языке. Такие произведения, соответствующие ритму учебного процесса, воспринимаются аналогично мелодиям инструментальной музыки.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом всевозможных видов лечеб­ной ритмики и физкультуры.

Для этих же целей может использоваться искусство танца, тре­нирующего не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нерв­ную системы. Публикации американских врачей и психологов показывают, что на Западе наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима. При этом танец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения. По мнению М. Р. Тумбе, для этой формы психологической разрядки наиболее подходят со­временные танцы, основанные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации. Как показывают наблюдения, использование танцетерапии вместо традиционной физкультуры значительно повышает психоэмоциональный тонус учащихся.

Решение вопроса об использовании музыкальных произведе­ний в ходе коррекции психологических и физиологических процес­сов учащихся требует специально остановиться на применении музыки в комнате отдыха, во время проведения сеансов психологи-

ческой разгрузки, аутотренинга и других психопрофилактических мероприятий.

Применение музыкального сопровождения занятий ауто­тренинга существенно повышает их эффективность. Слияние формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое или «наслоение» формул самовнушения на музыкальные фразы является обязатель­ным условием, поэтому при подборе музыкальных произведений необходимо тонко чувствовать произведение, чтобы постараться «попасть в такт».

В ходе проведения сеансов отдыха, аутогенной тренировки (за исключением последней фазы «мобилизация») музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая зву­чания текста.

Особое значение подбор произведений приобретает при моде­лировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки. Опыт показывает, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произ­ведения П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и др.

Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является ритм. Чередование долгих и кратких, «тяжелых» и «легких» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоци­ации, но и целую гамму эмоционально-психологических пережива­ний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. Тем не менее, каждому типу музыкального произведения и темпу его исполнения соответствуют вполне определенные, субъективные ассоциации или переживания. В процессе психологической разгрузки обычно ис­пользуются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе, которые в зависимости от эмоциональной окраски и художе­ственного выражения, той или иной формы, могут ассоциироваться со скорбью, спокойно-повествовательным или умиротворяющим воз­действием. Естественно, что нежелательно использование в процес­се сеансов разгрузки музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби.

Для того, чтобы вывести человека из того или иного эмоцио­нального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мело­дии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой.

На основании опытов можно утверждать, что наиболее силь­ный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену

настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим, в психопрофилак­тических целях не следует брать объемных произведений целиком. Лучше проводить тщательный целенаправленный подбор музыкаль­ных отрывков или произведений малых форм.

В большинстве исследований указывается, что достаточно про­вести восемь-десять сеансов направленного прослушивания музы­ки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать два-три специально подобранных комплекса, состоящих из трех произве­дений, вызывающих в итоге сходную реакцию.

Выбираются, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого сеанса первой звучит мелодия, в какой-то мере отвечаю­щая душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если человека мучает меланхолия, навязчивая тревога, страх, то пер­вой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него, как голос сострадания и сочувствия его подлин­ным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произве­дения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данном случае это будет светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произ­ведение, завершающее данный комплекс, выбирается с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоцио­нального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического состояния. Как правило, это динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа.

Для моделирования настроения посетителей комнаты разгруз­ки можно порекомендовать следующие музыкальные произведения:

«Утро» Грига, «Полонез» Огинского (при переутомлении и нерв­ном истощении).

«К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта (при угнетен­ном меланхолическом настроении).

«Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чай­ковского (при выраженной раздражимости, гневности).

«Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана (при снижении сосредоточенности, внимания).

Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как «Баркарола» Чайковского, «Пастораль» Бизе, Соната до мажор (часть 3) Леклена, «Лебедь» Сен-Санса, «Сентиментальный вальс» Чайковского; Кроме того, для более широкой аудитории можно использовать более популярные произведения: Романс из

кинофильма «Овод» Шостаковича, «Старинную песенку» Бизе, «Историю любви» Лея, «Вчера» Леннона, «Элегию» Форе и др.

Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Монти, «Кумпарситы» Родригеса, «Аделиты» Пурсела, «Шербургских зонтиков» Леграна и др.

Непосредственно для занятий аутогенной тренировкой музы­кальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции, при этом могут быть пре­дусмотрены варианты, направленные на успокоение (в конце учеб­ной смены) и мобилизацию (перед занятиями). В качестве примера можно использовать следующее (табл. 11).

Таблица 11 1. Успокаивающий вариант

№   Упражнение   Музыкальный фон   Время  
  Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха   И. С. Бах. Прелюдия №1   2 мин  
  Расслабление мимических мышц   И. С. Бах. Прелюдия №8   4 мин 30 с  
  Расслабление мышц рук   И. С. Бах. Хор   3 мин 30 с  
  Расслабление мышц туловища   Ф. Шопен. Прелюдия № 4   2 мин 5 с  
  Расслабление мышц ног   Ф. Шопен. Прелюдия №13   4 мин 35 с  
  Регуляция ритма дыхания   Ф. Шопен. Прелюдия №15   1 мин 10 с  
  Регуляция ритма сердечных сокращений   Ф. Шопен. Прелюдия №15   1 мин 10 с  
  Выход из состояния расслабленности   Глюк. «Мелодия»   4 мин 5 с  
  Общая активизация   Ф. Шопен. Прелюдия №17   3 мин 45 с  

Общее время 25 мин. 40 с 2. Мобилизующий вариант

№   Упражнение   Музыкальный фон   Время  
  Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха   И. С. Бах. Прелюдия №1   2 мин  
  Расслабление мимических мышц   И. С. Бах. Прелюдия №8   4 мин 30 с  
  Расслабление мышц рук   И. С. Бах. Хор   3 мин 20 с  
  Расслабление мышц туловища   Ф. Шопен. Прелюдия № 4   2 мин 5 с  
  Расслабление мышц ног   Ф. Шопен. Прелюдия №13   4 мин 35 с  
  кого и психического тонуса   duck. «Мелодия»   4 мин 5 с  
  Формирование состоя­ния уверенности и репро­дукция предстоящей деятельности   М. Таривердиев. «Мгновение» Ж. Бизе-Р. Щедрин. Тема «Тореодор»   1 мин 10 с 1 мин 45 с 45 с  

Общее время 24 мин 15 с

Наши рекомендации