Консультативная работа с педагогами и родителями.
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им.
Мы приводим материалы, которые можно использовать при подготовке первого семинара для учителей пятых классов (см. Приложение 4).
На первом родительском собрании следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе (можно частично использовать материалы, подготовленные для проведения семинара с учителями). Можно поговорить о том, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители. Следует также ознакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение тренинга и коррекционных занятий.
Методическая работа.
Осуществляется психологом совместно с администрацией школы. Комплектование классов происходит особым образом, поэтому и методы работы в пятых классах разные. Они направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.
Профилактическая работа.
Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов. Предлагаемый в данной книге сценарий тренинга (с. 24—81), цель которого — адаптация учащихся к условиям средней школы, является примером профилактической работы.
Коррекционно-развивающая работа.
Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа.
Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы — наладить такое сотрудничество.
Программа: Первый раз в пятый класс!
О программе
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. А нам, психологам, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому иногда не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказывать поддержку своим подопечным. Поэтому мы рассчитываем, что предлагаемая программа будет интересна не только психологам, но и педагогам. Мы особенно надеемся заинтересовать учителей-предметников, классных руководителей, школьную администрацию самой постановкой проблемы адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Мы думаем, что предлагаемые в этой книге конкретные технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.
Давайте начнем разговор с описания некоторых ситуаций из школьной жизни пятиклассников.
Маленькая Дина спускается с третьего этажа по лестнице, осторожно прижимаясь к стене, с тревогой косясь на пробегающих мимо «огромных» старшеклассников. Проходящий мимо психолог здоровается с девочкой, спрашивает, где у нее должен быть следующий урок, уверенно берет за руку и провожает до кабинета. По дороге Дина задает вопросы, которые слышит в школе почти каждый взрослый, оказывающий детям даже самую маленькую поддержку: «А вы кто? Вы будете у нас что-нибудь вести? А по каким дням вы бываете в школе? »
Оля, ответственная и очень скромная девочка, вот уже второй день гордо уносит журнал 5 класса «А» домой — ведь так надежнее, не пропадет. Завуч школы, случайно увидев, как Оля заталкивает журнал в портфель, который никак не закрывается, удивляется: «Ты домой его несешь? Ты что? Это же важный документ! Если в кабинете администрации никого не было, надо было..." У Оли закапали слезы. «Конечно, спасибо, ты молодец, не растерялась. Сохранила журнал, но в будущем...» — произнесла Ирина Петровна и подробно рассказала о правилах хранения документации.
На занятиях у психолога Катя рисует акварельными красками ситуацию счастья. «Учительница математики, я забыла, как ее зовут, наконец-то похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была пятерка по математике, и устный счет я выполняла быстрее всех. А теперь все по-другому", — переживает пятиклассница.
Саша, только после звонка успевший купить булочку в буфете (старшеклассники оттеснили его в конец очереди), теперь стоит в коридоре и не понимает, куда же делись все ребята из кабинета и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут новую учительницу, и не знает, что же делать дальше.
Учитель информатики рассказывает про 5 «А»: «Дети активные, добрые, умные и смешные, но маленькие. У некоторых еще ноги до пола не достают, когда они занимаются в компьютерном кабинете на стульях для старшеклассников. Сегодня по доброте душевной решили помочь и выключили все компьютеры после того как я сказал, что урок закончен. Мне пришлось все переделать: все опять включать, перегружать, и выключать — это же система; задержался на целый урок».
Что переживают в этих ситуациях дети?
• Дина плохо ориентируется в школе, для нее, как и для других детей, в новой ситуации обучения чрезвычайно важен взрослый, который выделяет ее среди остальных, обращает внимание именно на нее, создавая тем самым ощущение безопасности и причастности к школе.
• Оля, ожидая похвалы и одобрения со стороны педагога, почувствовала вину и теперь не уверена в правильности своего поведения. Хотя никто никогда не объяснял ей раньше, что делать в подобной ситуации.
• Катя растеряна, потому что учителя предъявляют разные требования. Она проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.
• Саша не уверен в правильности собственного поведения, плохо ориентируется в школьном здании и не знает, где посмотреть расписание.
• 5 «А» класс не знает о правилах поведения в компьютерном классе.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.
Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» и их преподавателям?
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Нам хотелось бы отдельно отметить, что выделение именно этих навыков обосновано не столько теоретическими изысканиями, сколько многолетними наблюдениями за детьми в это сложное для них время — период адаптации к средней школе.
Приведем результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса (см. Приложение 1). Тест не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проведения контрольных, самостоятельных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. На основе осознанного желания ребенка работать с подобными проблемами можно организовать и индивидуальную работу, и групповую с классом в целом.
Анализируя результаты четырехлетних наблюдений (в данном обследовании приняло участие около 400 пятиклассников), мы можем сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. В среднем, не более 65% учеников 5-х классов имеют нормальные значения по этому показателю. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы с пятиклассниками. Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. По приведенной на с. 15 диаграмме можно оценить распределение значений по этим показателям.
Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся 5-х классов. Очевидно, что значения по трем видам школьной тревожности превышают допустимые пределы (50%).
Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Именно поэтому в программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы
В методической литературе принято формулировать цель программы научным языком, тогда она является обобщенным выражением некоторой идеи. В этом случае основная цель нашей программы звучала бы так: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
Однако нам хотелось бы сформулировать цель эмоционально, чтобы передать наше стремление помочь пятиклассникам в этот сложный для них период. Итак, основная цель данной программы — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
В соответствии с целью формулируются задачи тренинга:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых
школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.