Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
Введение
Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:
• создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т.п.).
• повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению;
• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников пятых классов.
В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами и родителями.
3. Методическая работа.
4. Профилактическая работа.
5. Коррекционно-развивающая работа.
6. Аналитическая работа.
Психологическая диагностика.
На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
При обследовании пятиклассников целесообразно учитывать систему психолого-педагогических требований к содержанию статуса ученика 3-5 классов (Битянова М.Р., 2000) и обращать внимание на следующие аспекты.
• Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
— соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);
— индивидуальные особенности познавательной деятельности;
— умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
• Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
• Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.
• Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики (см. Приложения 1—3): тест школьной тревожности Филлипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой), групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
Методическая работа.
Осуществляется психологом совместно с администрацией школы. Комплектование классов происходит особым образом, поэтому и методы работы в пятых классах разные. Они направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.
Профилактическая работа.
Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов. Предлагаемый в данной книге сценарий тренинга (с. 24—81), цель которого — адаптация учащихся к условиям средней школы, является примером профилактической работы.
Аналитическая работа.
Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы — наладить такое сотрудничество.
Программа: Первый раз в пятый класс!
О программе
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. А нам, психологам, хотелось бы, чтобы педагоги, уставшие от своего нелегкого труда и поэтому иногда не замечающие ожиданий, проблем детей, принимая на обучение пятиклассников, умели оказывать поддержку своим подопечным. Поэтому мы рассчитываем, что предлагаемая программа будет интересна не только психологам, но и педагогам. Мы особенно надеемся заинтересовать учителей-предметников, классных руководителей, школьную администрацию самой постановкой проблемы адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Мы думаем, что предлагаемые в этой книге конкретные технологии и упражнения могут быть с успехом использованы в работе педагогов, а также побудить их к творческому осмыслению и поиску собственных путей решения проблемы адаптации детей в школе.
Давайте начнем разговор с описания некоторых ситуаций из школьной жизни пятиклассников.
Маленькая Дина спускается с третьего этажа по лестнице, осторожно прижимаясь к стене, с тревогой косясь на пробегающих мимо «огромных» старшеклассников. Проходящий мимо психолог здоровается с девочкой, спрашивает, где у нее должен быть следующий урок, уверенно берет за руку и провожает до кабинета. По дороге Дина задает вопросы, которые слышит в школе почти каждый взрослый, оказывающий детям даже самую маленькую поддержку: «А вы кто? Вы будете у нас что-нибудь вести? А по каким дням вы бываете в школе? »
Оля, ответственная и очень скромная девочка, вот уже второй день гордо уносит журнал 5 класса «А» домой — ведь так надежнее, не пропадет. Завуч школы, случайно увидев, как Оля заталкивает журнал в портфель, который никак не закрывается, удивляется: «Ты домой его несешь? Ты что? Это же важный документ! Если в кабинете администрации никого не было, надо было..." У Оли закапали слезы. «Конечно, спасибо, ты молодец, не растерялась. Сохранила журнал, но в будущем...» — произнесла Ирина Петровна и подробно рассказала о правилах хранения документации.
На занятиях у психолога Катя рисует акварельными красками ситуацию счастья. «Учительница математики, я забыла, как ее зовут, наконец-то похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была пятерка по математике, и устный счет я выполняла быстрее всех. А теперь все по-другому", — переживает пятиклассница.
Саша, только после звонка успевший купить булочку в буфете (старшеклассники оттеснили его в конец очереди), теперь стоит в коридоре и не понимает, куда же делись все ребята из кабинета и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут новую учительницу, и не знает, что же делать дальше.
Учитель информатики рассказывает про 5 «А»: «Дети активные, добрые, умные и смешные, но маленькие. У некоторых еще ноги до пола не достают, когда они занимаются в компьютерном кабинете на стульях для старшеклассников. Сегодня по доброте душевной решили помочь и выключили все компьютеры после того как я сказал, что урок закончен. Мне пришлось все переделать: все опять включать, перегружать, и выключать — это же система; задержался на целый урок».
Что переживают в этих ситуациях дети?
• Дина плохо ориентируется в школе, для нее, как и для других детей, в новой ситуации обучения чрезвычайно важен взрослый, который выделяет ее среди остальных, обращает внимание именно на нее, создавая тем самым ощущение безопасности и причастности к школе.
• Оля, ожидая похвалы и одобрения со стороны педагога, почувствовала вину и теперь не уверена в правильности своего поведения. Хотя никто никогда не объяснял ей раньше, что делать в подобной ситуации.
• Катя растеряна, потому что учителя предъявляют разные требования. Она проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.
• Саша не уверен в правильности собственного поведения, плохо ориентируется в школьном здании и не знает, где посмотреть расписание.
• 5 «А» класс не знает о правилах поведения в компьютерном классе.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.
Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» и их преподавателям?
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Нам хотелось бы отдельно отметить, что выделение именно этих навыков обосновано не столько теоретическими изысканиями, сколько многолетними наблюдениями за детьми в это сложное для них время — период адаптации к средней школе.
Приведем результаты диагностики психологического состояния пятиклассников, полученные с помощью теста школьной тревожности Филипса (см. Приложение 1). Тест не только позволяет изучать выраженность и причины школьной тревожности, но и помогает ребенку осознать свое излишнее волнение и беспокойство на уроках, во время проведения контрольных, самостоятельных работ, страх при общении с определенным учителем, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. На основе осознанного желания ребенка работать с подобными проблемами можно организовать и индивидуальную работу, и групповую с классом в целом.
Анализируя результаты четырехлетних наблюдений (в данном обследовании приняло участие около 400 пятиклассников), мы можем сказать, что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены. В среднем, не более 65% учеников 5-х классов имеют нормальные значения по этому показателю. Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии. Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности, позволяющая определить направление коррекционной работы с пятиклассниками. Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх самовыражения, оценивания, страх не соответствовать ожиданиям и требованиям окружающих. По приведенной на с. 15 диаграмме можно оценить распределение значений по этим показателям.
Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологического состояния учащихся 5-х классов. Очевидно, что значения по трем видам школьной тревожности превышают допустимые пределы (50%).
Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка. Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами, которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки, требуют «правильного» поведения и награждают за результат, а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать. Но, с другой стороны, если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого, то, значит, в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности, но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Именно поэтому в программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы
В методической литературе принято формулировать цель программы научным языком, тогда она является обобщенным выражением некоторой идеи. В этом случае основная цель нашей программы звучала бы так: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
Однако нам хотелось бы сформулировать цель эмоционально, чтобы передать наше стремление помочь пятиклассникам в этот сложный для них период. Итак, основная цель данной программы — создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
В соответствии с целью формулируются задачи тренинга:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых
школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденное го материала. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Предлагаем вашему вниманию сценарий тренинга «Первый раз в пятый класс». Мы осознаем, что ни один сценарий не может быть использован в неизменном виде, поскольку все классы разные; его следует дополнять и видоизменять, учитывая потребности и запросы конкретной группы и динамику ее развития. Можно комбинировать разные элементы тематических тренингов, самостоятельно подбирать упражнения, уделяя больше времени работе с актуальными для класса проблемами. Начинать занятия с пятиклассниками лучше всего с середины сентября.
Программа тренинга рассчитана на 12-14 занятий по 1 академических часа. Желательно встречаться 2 раза в неделю, в этом случае цикл занятий завершится к концу 1 четверти. Если занятия поводить 1 раз в неделю, работа по программе займет первое полугодие. Большие классы лучше делить пополам: численность группы не должна превышать 15 человек. Если есть возможность, занятия проводят параллельно два психолога (по одному на группу).
Сценарий тренинга
Занятие 1. Создание группы
Цели:
— сформировать группу участников;
- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;
— выяснить ожидания детей;
— развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.
Материалы:
— небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан, наполовину наполненный водой.
Знакомство
Представьтесь, коротко расскажите о целях и особенностях предстоящих занятий.
Разминка
Работа по теме занятия
Принятие правил
Ведущий предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:
1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.
3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.
4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.
Ведущий говорит о добровольности участия в работа группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.
Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми, например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.
Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы. После этого все участники заполняют и прикрепляют к одежде свои именные карточки.
Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»
Выполняя это упражнение, каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение о школе и увидеть положительное в новой ситуации, научиться конструктивно относиться к школьным проблемам.
Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стал пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что — нет».
Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.
Вот что говорили дети одной из московских школ:
- учиться стало сложнее;
- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;
- разные учителя;
- некогда отдохнуть;
- короткие перемены — мы не успеваем найти кабинет;
- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;
- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;
- много домашних заданий;
- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;
- появилась возможность прогуливать;
- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.
Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.
Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:
- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;
— кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;
— было много праздников;
— поменьше примеров задавали;
— не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.
Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?
2. Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?
3. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе?
4. О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?
Обсуждение итогов занятия
Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными,
Домашнее задание
Постарайтесь найти как можно больше положительных сторон в новой школьной жизни.
Прощание
Занятие 2. Здравствуй, пятый класс!
Цели:
— дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;
- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.
Материалы:
- таблички с ответами «да»©, «нет»©, «иногда»© (для упражнения «Найди того, кто...»);
— мяч (для упражнения «Игра с мячом»);
— бланки «Мои цели» (Приложение 5) — по количеству участников;
— бланки «Солнышко» (Приложение 6) — по количеству участников.
Приветствие
Разминка
Упражнение «Прошепчи имя»
Скажите следующее: «Все вы стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Уберите в сторону стулья, чтобы в классе было достаточно свободного места. Начните бродить по классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко сначала свое, а затем их имя... Теперь остановитесь, пожалуйста. Когда по моей команде вы снова начнете ходить по классу, прошепчите другому на ушко самое приятное, что случилось с вами вчера. Начали!».
Упражнение заканчивается, после того как каждый ребенок пообщается со всеми участниками.
Работа по теме занятия
Упражнение «Найди того, кто...»
Развесьте таблички с ответами на разные стены классной комнаты.
Скажите следующее: «Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ "да" и нарисована веселая рожица, если не согласитесь, — подойдете к табличке с ответом "нет" (на ней изображена грустная рожица). Есть еще третий вариант ответа — "иногда, не всегда" (на табличке нарисована недоумевающая рожица), если он подходит вам больше всего, то встаньте около этой таблички».
Зачитайте следующие утверждения:
Я люблю путешествовать.
Мое настроение похоже сегодня на осенний теплый, солнечный денек.
Я регулярно чищу зубы.
Я плачу, когда смотрю печальные фильмы.
Я верю в равные права мальчиков и девочек.
Мне нравится слушать музыку.
В прошлом месяце я прочел новую книгу.
Я играю на музыкальном инструменте.
Я говорю на иностранном языке.
Я — учащийся 5 «А» класса. "
Я не люблю учиться.
Я не люблю домашние задания.
Я умею постоять за себя.
Я — добрый (веселый).
Я надеюсь навести порядок в своем столе.
Мне здесь нравится.
У меня есть друзья в классе.
После каждого утверждения оставляйте достаточно времени, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же как они, а кто — по-другому. Спрашивайте детей, почему они выбрали тот или иной ответ.
Упражнение «Игра с мячом»
Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я...». Ответы могут быть самыми разными.
После выполнения упражнения раздайте детям бланки «Мои цели» (Приложение 5). Предложите им написать на своем листочке четыре главных желания или цели («Я хочу...»), учитывая свои возможности. Скажите: «Прежде чем написать, про свою цель, пусть каждый подумает про себя: "А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу... "».
Бланки остаются у детей. В ходе работы группы, по мере Достижения своих целей, каждый ребенок будет раскрашивать радугу, изображенную на бланке.
Обсуждение итогов занятия
Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
1. Найдите свою фотографию, где вы изображены в раннем детстве. Наверняка вы были чудесными малышами. Сейчас я раздам вам листы, на которых нарисовано солнышко (см. Приложение 6). Приклейте эту фотографию в серединку листа, в солнечный круг, получится «портрет в лучах солнца» (в крайнем случае, если дети не найдут фотографии, они могут нарисовать «автопортрет»). Не показывайте фотографию до следующего занятия никому из ребят своего класса. Задумка состоит в том, что каждый из вас должен будет угадать того, кто изображен на том или ином солнышке.
Убедитесь, что дети правильно поняли задание, и раздайте заготовки.
2. Понаблюдайте за собой: чувствуете ли вы себя увереннее в настоящем, когда вспоминаете ощущение успеха, который вы пережили в прошлом.
Прощание
Занятие 3. Находим друзей
Цели:
- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;
- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
— повысить самооценку детей.
Материалы:
- мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);
— «портреты в лучах солнца» с фотографиями или автопортретами детей;
- плакаты, на которых крупно написаны пословицы и поговорки о дружбе (для оформления помещения).
Приветствие
Разминка
Работа по теме занятия
Упражнение «Найди меня»
Соберите и развесьте на школьной доске принесенные детьми «солнышки» с фотографиями. Попросите детей определить, кто есть кто. Выберите любую фотографию, и пусть каждый участник даст свой вариант ответа. После этого изображенный на фотографии ребенок называет себя. Затем по очереди покажите остальные фотографии. В конце упражнения дети подписывают свои «солнышки». Обязательно произнесите добрые слова в адрес каждого ребенка.
Упражнение «Настоящий друг»
Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.
Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».
Попросите каждого ребенка, передавая мяч другому, закончить предложение: «Друг — это тот, кто...». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.
Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге и представить его группе, например:
Привет! Я бы хотел познакомить вас со своим другом — Светланой. Она наша соседка, и я знаю ее очень давно. Она готовит самое лучшее печенье в мире и приглашает меня в гости. Мы с ней много разговариваем, а еще ходим вместе гулять. Она очень добрая и веселая.
Дискуссия на тему занятия
1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?
2. А если бы этот человек захотел сказать о том, чтоему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
3. Что мешает дружбе?
3. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
4. Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?
Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях (например, для гимназических классов, в которые дети попадают в результате жесткого отбора). В таких случаях дети обычно борются за внимание со стороны учителя, за оценку. Соперничество друг с другом, особенно в учебной деятельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способности понимать себя и другого.
Обсуждение итогов занятия
Обсудите действия и чувства всей группы. Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
1. В течение недели попробуйте, воспользовавшись знаниями, полученными на этом занятии, найти новых друзей и улучшить отношения со старыми знакомыми. На следующем занятии желающие смогут рассказать о том, как им удалось сделать это.
2. Подумайте, какое название и какой девиз можно дать нашей группе.
3. Придумайте и напишите на «портрете в лучах солнца» свой личный девиз.
Прощание
Занятие 4. Узнай свою школу
Цели:
— помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.
Материалы:
- несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры.
Приветствие
Разминка
Упражнение «Портрет группы»
Начните занятие с обсуждения домашнего задания: пусть желающие расскажут о том, как им удалось познакомиться с кем-либо, затем выберите название группы и ее девиз. Например, команда «Солнце», с девизом: «Светло, тепло, всем отлично, хорошо!»
Обсудите предложения детей по поводу названия группы и постарайтесь помочь им прийти к согласию.
После этого дети (с помощью ведущего) пишут название и девиз группы на большом листе, а под ним размещают свои «портреты в лучах солнца» с личными девизами. (Ведущий может сделать это самостоятельно после урока.) Повесьте «Портрет группы» на стене классной комнаты. Пусть он всегда находится там во время занятий.
Работа по теме занятия
Дискуссия на тему занятия
В ходе обсуждения помогите детям выделить оптимальные варианты поведения в разных ситуациях. Поговорите о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном. Предложите детям разыграть некоторые из предложенных во время обсуждения ситуаций. Важно, чтобы все школьники поучаствовали в этом.
Задайте детям следующие вопросы:
1. Вспомните, когда вы себя чувствовали уверенно или неуверенно в школе. Почему вам запомнились эти ситуации? Что чувствовали в этих ситуациях люди, находящиеся вместе с вами?
2. Были ли ситуации, когда вы вели себя грубо, может быть даже агрессивно?
3. Какие правила поведения обязательны для соблюдения в школе?
Запишите на доске основные правила вашей школы.
Следует специально подготовиться к этому занятию, составить предварительный список правил и традиций школы после совместного обсуждения с администрацией учителями школы. Если эта тема никогда раньше не обсуждалась, можно посвятить отдельное занятие выработке правил класса, собрав всех детей и пригласив классного руководителя.
Обсуждение итогов занятия
Пусть участники расскажут о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем недовольны, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Понаблюдайте за собой и окружающими, постарайтесь отметить, в чем проявляется уверенность, неуверенность, грубость. Подумайте, существуют ли какие-либо различия в правилах начальной и средней школы?
Прощание
Приветствие
Разминка
Работа по теме занятия
Дискуссия на тему занятия
Обсудите с ребятами следующие вопросы:
— Какие правила трудно выполнять лично вам? (Следует оказать поддержку детям, которым трудно выполнять многие правила).
— Все ли эти правила обязательны для выполнения?
— Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?
— Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?
— Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?
— Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?
— Чему вы научились уже в начальной школе?
По результатам двух последних занятий можно провести семинар с учителями, на котором еще раз поговорить о том, как важно выработать по возможности единую систему требований, четко сформулировать для детей основные требования к ним и критерии оцени их работы.
Обсуждение итогов занятия
Пусть участники скажут о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Поучитесь соблюдать правила, которые мы обсуждали сегодня, и подумайте над тем, какие из них необходимы именно вам. Совпадают ли правила, действующие на разных уроках?
Прощание
Приветствие
Обсуждение домашнего задания
Попросите детей рассказать об основных правилах работы на уроках.
В ходе обсуждения часто выясняется, что разные учителя требуют соблюдения разных правил. Например, на уроке математики на устном счете надо обязательно включаться в работу одновременно, а для урока русского языка нужно заранее, еще дома записать в тетради дату следующего дня. Постарайтесь, чтобы дети поняли смысл соблюдения тех или иных правил.
О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника.
Притча о башмачнике
Однажды с<