МЕТОДИКА I. Оценка организованности ученического коллектива методам обобщения независимых характеристик
Суть методики состоит в том, что группа компетентных лиц-экспертов (ими могут быть психологи, педагоги, работающие с классом, другие люди, хорошо знающие класс в его практических делах), независимо друг от друга оценивают различные проявления организованности. Оценки выставляются по пятибалльной системе, можно дать содержательную характеристику.
№№ | Проявление организованности | Оценка |
1. | В классе имеются эффективные органы самоуправления. | |
2. | Коллектив всегда самостоятельно выбирает себе организаторов для различных видов деятельности. | |
3. | Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом. | |
4. | Члены коллектива оказывают помощь друг другу в работе. | |
5. | Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро. |
6. | Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив. | |
7. | Класс поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими классами. | |
8. | Коллектив активно сопротивляется любым попыткам расформирования. | |
9. | В коллективе есть хорошие способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры. | |
10. | Коллектив тесно связан с более широким объединением школьников, охотно включается в совместную с ним работу. |
Обработка результатов Высчитывается средняя арифметическая оценка по всем признакам организованности класса у каждого эксперта. 4-5 баллов — высокий уровень- организованности класса, 3 балла - средний, 1-2 балла - низкий.
Основные показатели организаторских способностей школьников
Большое значение в развитии организованности ученического коллектива придается наличию в классе способных организаторов. Психолог Л. И. Уманский много лет изучал организаторские способности и выделил главные свойства личности организатора. Используя описание этих качеств, можно попытаться "выяснить", как они развиты у организаторов класса или предложить организаторам самим оценить их по пятибалльной шкале.
1. Компетентность - знание того дела, которое требуется организовать.
2. Активность — умение действовать энергично, напористость при решении практических задач.
3. Инициативность - особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
4. Общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.
5. Сообразительность - способность до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное.
6. Настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
7. Самообладание - способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях.
8. Работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать.
9. Наблюдательность - умение видеть, замечать конкретные факты, сохранять в памяти детали.
10. Самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность.
11. Организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Эти перечисленные качества у способного организатора могут не достигать высокого уровня развития, но и не должны переходить в
50.
свою противоположность (слабоволие, безынициативность, замкнутость, неорганизованность).
Правила организаторской работы или как организовать работу
Психолог А. Н. Лутошкин считает, что каждый старшеклассник может стать хорошим организатором, если включится в организацию общего дела и возьмет ответственность на себя. Для того, чтобы справиться с организаторской работой, он выделяет основные правила, дает советы, которыми могут воспользоваться школьники.
1. Поставь цель, определи, что требуется делать.
2. Подумай, какими путями ее лучше достигнуть.
3. Разбей всю работу на части.
4. Составь план выполнения дела.
5. Посоветуйся с опытными людьми.
6. Установи, как должна идти работа.
7. Подбери помощников и исполнителей.
8. Распредели обязанности.
9. Объясни, что требуется сделать.
10. Согласуй работу с другими организаторами и организациями.
11. Контролируй ход работы, выясни, если надо, изменения.
12. Учитывай, кто и как работает.
13. Подведи итоги по окончании работы, проанализируй дело. Однако даже очень хорошее усвоение перечисленных правил еще не гарантирует организатору успеха в его усилиях вести за собой. Нужно, работая в соответствии с правилами, быть всегда справедливым ко всем участникам дела на всех этапах работы.