За «жизненными проявлениями» свойств нервной системы в спортивной деятельности (по Б. А. Вяткину)
Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподаватель) наблюдает за проявлениями данных свойств в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т.д.) и соответствующим образом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Степень выраженности каждого свойства удобно оценивать по пятибалльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая).
Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения:
1. Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).
2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой
тренировки.
3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.
4. Способен многократно повторять сложные и опасные упражнения.
5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.
6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допущена ошибка.
7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.
8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.
9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.
10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.
11. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.
12. К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.
13. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.
14. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.
Показатели силы нервной системы со стороны торможения
1. Обладает равномерностью в динамике деятельности и настроении.
2. В ситуации ожидания собран и спокоен.
3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.
4. Способен "укрощать" неадекватные или невыполнимые влечения и желания.
5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.
6. Способен быстро сосредотачиваться на выполнении предстоящего упражнения или задания.
7. Спокойно без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.
8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т.п.).
9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.
10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокаиваться по требованию тренера или учителя).
11. Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.
12. Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспоминания о предыдущей деятельности.
13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании..
14. Тщательно и неторопливо проводит разминку.
15. Обладает ровной, плавной речью, чёткостью мысли и точностью выражений.
Показатели подвижности нервных процессов
1. Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.
2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки,
привычки.
3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности заданий.
4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.
5. В разминке индивидуального характера отдаёт предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.
6. Без особого интереса выполнят статические упражнения и задания, требующие кропотливой работы по обработке техники.
7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных).
8. Имеет быструю, порой торопливую речь.
9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, тренером).
10. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.
11. Быстро привыкает к новьм условиям деятельности.
12. К выполнению упражнений и заданий приступает сразу, без "раскачки", быстро втягивается в работу.
13. Легко и непринуждённо чувствует себя в кругу малознакомых людей.
14. Способен на успешное выполнение упражнения без тщательной предварительной разминки.
15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровождающей речь.
Способ обработки результатов Суждение о степени выраженности каждого свойства производится путём суммирования оценок по всем показателям. Таким образом, максимальная оценка по каждому свойству - 75 баллов, минимальная - 15 баллов. Сумма 40 баллов и выше по каждому свойству расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства, т.е. учащийся отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов; сумма менее 40 баллов расценивается как слабая выраженность их, т.е. спортсмен отличается слабостью, неуравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. Зная свойства нервной системы ученика, можно сделать вывод о его темпераменте.
Литература
1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал. - 1993. - т. 14. - № 2.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М.,1978.
3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.
4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.
6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М., 1995.
8. Русалов В. М.. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. -1985.-№11.-С. 19-33.
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. -М.,1982.
Вяткииа Л А