Методики для изучения личности ученика
1. Три желания. (Методика мотивацнонных предпочтений Ж.Нюттеиа.)
Инструкция: Перед тобой три лепестка. Напиши на них свои самые заветные желания.
Каждому ученику раздаются три бумажных лепестка разных цветов.
Обработка результатов: подсчитываются желания, направленные на себя (личная направленность), на других людей (общественная направленность), надело (деловая направленность).
2. Самый - самый. (Исследование самооценки.)
Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять) вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.
Обработка результатов: линия посередине или выше ее говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия - завышенная самооценка, слитком низкая - заниженная.
3. Методика самооценки Т.В. Дембо - С.Л. Рубинштейна (модифицированный вариант).
Испытуемому предлагается лист со шкалами:
100 50 | ||||||||||
Инструкция: Представьте, что каждая из шкал означает.
1 - доброту,
2 - смелость,
3 - принципиальность,
4 - честность,
5 - скромность,
6 - решительность,
7 - дисциплинированность,
8 - настойчивость,
9 - аккуратность,
10 - заботливость.
Верхняя линия означает наивысший уровень выраженности качеств, нижняя - очень низкий. Отметьте на каждой из линий уровень выраженности в вас каждого из качеств и соедините полученные точки.
Обработка результатов: если линия проходит по середине шкал или близко к середине, то самооценка адекватна, ближе к верхней линии - завышена, а к нижней - занижена.
4. Методика Де-Греефэ до определению самооценки (для младших школьников).
Инструкция: Перед тобой три кружка. Первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий - твоего товарища. От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю.
Затем спросите ученика, как зовут его учительницу (например, Нина Павловна), его друга (например, Саша) и попросите вписать их имена в кружки. Ребенок рисует линии от кружков вниз.
Интерпретация данных: если ученик нарисовал равные линии или самую длинную линию опустил от себя - это свидетельствует о его умственной неполноценности; ученик с нормальной психикой самую длинную линию проводит от учителя. Если он среднюю линию отдает себе, а короткую - своему другу или наоборот, это нормально. Следует сравнить полученные данные с результатами других методик или провести беседу с учеником, почему он так оценил себя и своего товарища.
5. Анкета самооценки (для подростков).
1. За что тебя хвалят учителя?
2. За что - родители?
3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?
4. Какие положительные качества присущи тебе?
5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?
6. На какие недостатки указывают учителя?
7. На какие недостатки обращают внимание родители?
8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?
6. Тест "Кто вы?" (исследование характера).
Инструкция. Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.
1. Уважаешь ли ты дружбу?
2. Привлекает ли тебя что-то новое?
3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?
5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
6. Коллекционируешь ли что-нибудь?
7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент? Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6. Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8. Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.
Свыше 6 очков: Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.
От 3 до б очков: Твой .характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в своих делах тебе бы не помешала.
Менее 3 очков: Почему не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.
7. Тест на исследование личности.
Инструкция: Дорисуй прямоугольники. Рисовать можно что угодно, не выходя за приделы фигуры.
Стимульный материал. Дается пять таких прямоугольников.
Интерпретация результатов.
1 прямоугольник: ЭКСЦЕНТРИЧНОСТЬ'. Если рисующий сосредотачивает эту точку в центре своего рисунка, то он эксцентричен, в другом случае - нет.
2 прямоугольник: КОММУНИКАТИВНОСТЬ. Если рисующий соединяет эти линии, то он является коммуникативным человеком, если нет, то у него имеются трудности в общении.
3 прямоугольник: СЕМЬЯ И КАРЬЕРА. Если рисунок сосредоточен в маленьком квадратике, то этот человек - настоящий семьянин.
Эксцентричный - странный, с причудами, чудаковатый. 8
4 прямоугольник: СКЛАД УМА. Если рисунок состоит из замкнутых линий, то у человека математический склад ума.
5 прямоугольник: ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИХ. Если рисунок в центре, то человек может очень сильно влиять на людей.
8. Тест "Поставь себе оценку за вежливость".
Инструкция: Ребята! Вам следует ответить на пять вопросов. Отвечайте «да» или «нет», затем подсчитайте свои «да».
1. Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе?
2. Всегда ли ты стоишь в очереди?
3. Говоришь ли маме «спасибо», когда встаешь из-за стола или надеваешь выглаженную ею рубашку?
4. Всегда ли ты тактично ведешь себя с одноклассниками, проявляешь внимание и чуткость к ним?
5. Называешь ли ты по имени и отчеству людей, когда здороваешься с ними?
А теперь подсчитай количество своих "да". Это и будет твоя оценка за вежливость.
9. Рисуночный тест "Кто вы?"
Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.
Стимульный материал: пять геометрических фигур.
Интерпретация результатов.
КВАДРАТ - трудолюбивый, упорный, педантичный. ПРЯМОУГОДЬНИК - любознательный, интересующийся всем новым.
ТРЕУГОЛЬНИК - целеустремленная сильная личность, лидер. КРУГ - доброжелательный, сочувствующий другим людям.
ЗИГЗАГ - творческий.
|