Исследования особенностей психики школьников
КОРОТКИЕ МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ШКОЛЬНИКОВ
Преимущество методик очевидно: они позволяют собрать информацию в относительно короткое время, причем не о человеке вообще, а прицельно, например, об особенностях мотивации, памяти, мышления и т.п. Информация, полученная в результате применения методики, может быть обработана количественно и качественно, поэтому ее можно сопоставить с данными о других людях. Полученная информация позволяет не только определить уровень особенностей изучаемого качества, но и сделать прогноз развития изучаемого явления.
Нами совместно со студентами пединститута в течение ряда лет апробированы методики, при помощи которых за короткое время, без особых затрат на стимульный материал, несложно изучить конкретного ученика начальных или средних классов. Как показал опыт, учащимся интересны эти методики, они охотно их выполняют.
Исследование уровня притязаний личности.
Инструкция: Перед тобой карточки, на которых задания разной трудности (1 степень трудности - самые легкие, 2 степень -средние, 3 степень - самые трудные). В предложенных словах надо вставить пропущенные буквы. Возьми любое задание. Если оно окажется слишком легким или слишком трудным, то возьми другое, какое хочешь.
Стимульный материал: карточки с заданиями. Ученик видит обратную сторону карточек со значками, обозначающими различную степень трудности (1,2, 3).
/ степень трудности
р - са | п - от | б- ак |
ш - аф | м - ло | у-ар |
2 степень трудности
к—м-нь | т-ч-а | ОК——Н |
п - а — ок | б-р-н | п-т-о |
3 степень трудности
ч—л—в-к | б-р-б-н | р-с-к-з |
в-ш—л-а | б-д-л-н-к | к-п-т-н- |
Обработка результатов. Фиксируются все выборы того или иного задания, сделанные испытуемым, и результаты работы с каждым из них. На основании полученных данных строится график, где по оси ординат отмечена степень трудности задания, по оси абсцисс -номера попыток. Если школьник выполняет задание, то на месте пересечения координат ставится белый кружок, если нет - то черный кружок. Делаются выводы об изменении уровня притязаний в условиях успеха и неуспеха. Если испытуемый после неудачи берет задание той же или более высокой трудности, а после успеха - более низкой трудности, то его поведение является неадекватным. Проанализируйте, чем обусловлено неадекватное поведение. В заключение сделайте вывод об уровне притязаний ученика (высокий, средний, низкий) и об адекватности этого уровня притязаний.
11. Определение психологического состояния ученика методом цветоциси.
Инструкция: Перед тобой семь цветов. Каждый соответствует определенному настроению. Подумай, какое у тебя сейчас состояние. Выбери тот цвет, который ему соответствует. Отмечай свое настроение на каждом уроке в течение недели.
Стимульный материал. Семь цветов, каждый из которых - это условный знак настроения:
красный - радостное, желтый - приятное, зеленый - спокойное, синий - грустное, фиолетовый — тревожное, черный - плохое, белый - затрудняюсь ответить. Ученик заполняет матрицу настроения в течение недели.
Матрица настроения
Дни '^"'"•"-^щэедметы недели ^^~^~^^ | |||||
Понедельник | |||||
Вторник | |||||
Среда | |||||
Четверг | |||||
Пятница | |||||
Суббота |
Обработка результатов Цветоматрица позволяет проследить настроение ученика в течение дня, а также - недели. Подсчитать количество квадратов различного цвета. Сделать вывод о преобладающем настроении ученика на отдельных уроках в течение дня, недели.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Анкета Р. Бернса «Как ты оцениваешь свои способности возможности в учебе по сравнению со своими товарищами».
1. Считаю себя в числе лучших.
2. Считаю свои способности выше средних.
3. Мои способности средние.
4. Мои способности ниже средних.
5. Считаю себя совсем малоспособным.
Ранжирование учебных предметов.
Инструкция Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее любимый - цифрой 2 и т.д. В качестве стимулирующего материала дается список изучаемых предметов, например:
физика | -.5 |
труд | -1 |
алгебра | -9 |
руский язык | -6 |
геометрия | -7 |
история | -4 |
биология | -3 |
литература | -8 |
география | -2 |
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ
1. Изучение объема внимания.
а) Определение зрительного внимания.
Материал: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв, например,
А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б.
Инструкция: Я вам покажу в течение 1-2 сек. буквы на плакате. Запомните и запишите их в любом порядку.
Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил каждый ученик. Это и будет объем внимания.
б) Определение слухового внимания.
Материал: ряд цифр, например: 5,3,2, 7, б, 4.
Инструкция: "Я буду называть цифры, повтори их без ошибок".
Обработка: Границей объема внимания при повторении чисел у данного ученика признается самый длинный ряд чисел, который ему удается повторить безошибочно.
Материал: ряды слов.
1ряд | II ряд | III ряд | 1V ряд |
Кот | Град | Диван | Голова |
Лес | Дело | Дрозд | Патрон |
Вар | Окно | Грибы | Чайка |
Мул | Соль | Слива | Машина |
Кит | Гриб | Пенал | Гвоздь |
Инструкция: Я тебе прочитаю слово. Ты его выслушаешь, а потом произнесешь по буквам, но начиная с конца, например, "дом" -«-эм,-о-дэ».
Обработка: показателем объема внимания будет количество букв в слове, произнесенном без ошибок.
2. Изучение распределения внимания.
Задание 1
Инструкция: Быстро пиши на доске числа от 1 до 20 и одновременно называй их в обратном порядке: пиши 1, говори 20, пиши 2, говори 19 и т.д.
Задание 2
Инструкция: Напиши свою фамилию (или имя) и одновременно называй буквы, входящие в нее, в обратном порядке.
Задание 3
Инструкция: Читай вслух громко текст и одновременно пиши на доске "+-+-+ -" без ошибок.
После прочтения спросить, о чем читал ученик. Задание 4
Инструкция: Я буду читать текст вслух и одновременно постукивать карандашом по столу. Ты должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
После прочтения проверяется правильность воспроизведения и сосчитанное количество ударов.
Во всех опытах делается вывод о качестве распределения внимания у ученика.
3. Тренинг-тест для определения и тренировки темпа рабо
Ты.
Задание выполняется три раза на нелинованном листке бумаги. Нужен секундомер.
Задание 1
«Ставь черточки в удобном для тебя темпе. Я буду делать пометки, ты на это не обращай внимания». Сажают рядом ребенка, берут секундомер. Каждые 10 сек. ставят галочку, три раза по 10 сек.
Задание 2
«Снова ставь черточки, но как можно быстрее (для медлительного ученика)». Также три раза до 10 сек. «Теперь переверни листок».
Задание 3
«Теперь ставь черточки как в первый раз». Снова три раза по 10 сек.
1 задание: 8+6+7=21
2 задание: 18 + 11 +13 = 42
3 задание: 13 + 13 + 9 = 35 Вывод: темп деятельности можно совершенствовать.
4. Изучение уровня внимания у школьников 3-4 классов.
Инструкция: В тексте, который вы получите, есть разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их.
Текст
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблоки. Взрослые и дети топились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок.)
Обработка результатов:
1. Подсчитывается количество ошибок:
от 0 до 2 ошибок - высший уровень внимания,
от 3 до 4 - средний уровень внимания,
от 5 и более - низкий уровень внимания.
ПАМЯТЬ
1. Анкета по выявлению индивидуальных особенностей памяти.
1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный?
2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физических упражнений или практических действий на уроках труда: в зрительной форме (когда смотрите, как показывают движения) или мышечно-двйгательной (когда сами повторяете движения)?
3. Какой материал запоминается легче, быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т.п.)?
4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?
5. Были ли случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?
6. Можете ли вы вспомнить человека (его внешний вид, манеры поведения), с которьм случайно ехали в транспорте?
7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?
8. Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его?
а) Тут же; б) на следующий день; в) через несколько дней. Ответы на вопросы можно интерпретировать следующим образом:
1. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -слуховой.
2. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -двигательный.
3. В первом случае у вас хорошо развита образная память, во втором - словесно-образная.
4. Если очень хорошо, то у вас хорошо развита эмоциональная память.
5. Если так случается, то у вас плохо развита оперативная память.
6. 7. При утвердительном ответе, у вас хорошая непроизвольная
память.
8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную память, ее прочность.
2. Определение индивидуальных особенностей памяти.
Материал: четыре ряда слов, по 10 слов в каждом, из них два ряда написаны на табличках для показа.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лото, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, проза, гриб, чашка, курица.
Опыты начинаются с прочтения всех слов первого ряда, учащиеся записывают запомнившееся. Затем показываются карточки со словами второго ряда, после чего учащиеся записывают те, которые запомнили. Слова третьего ряда читаются вслух, учащиеся шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся. Наконец, показываются карточки со словами четвертого ряда. Учитель читает их
вслух. Ученики повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.
Полученные данные записываются в таблицу.
Вид памяти | Количество слов в ряду (а) | Количество удержанных в памяти (в) | Коэффициент воспроизведения (С = в/а) |
Слуховой | |||
Зрительный | |||
Моторно-слуховой | |||
Комбинированный |
В конце делается вывод о преобладающем типе памяти у отдельных учеников в целом по классу. Даются практические советы по правильной организации запоминания учебного материала.
МЫШЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по индивидуализации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям гимнасток с различными свойствами темперамента (по В. А. Вяткину)
Преобладающее свойство темперамента | Пути педагогического воздействия |
Тревожность | 1. Мягкое, тактичное, внимательное, чуткое отношение к спортсменке перед стартом. 2. Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний. 3. Удерживание от чрезмерной траты энергии. 4. Дозирование мотивации в соревнованиях. |
Нетревожность | 1. Повышенная требовательность, контроль тренера к посещаемости занятий. 2. Повышение интереса к выступлению на соревнованиях (постановка конкретных целей и т.д.). 3. Повседневный контроль за самостоятельной работой спортсменок. 4. Дополнительное стимулирование перед стартом. |
Эмоциональная возбудимость | 1. Обязательное обучение методам регулирования эмоциональных состояний. 2. Мягкое. Тактичное отношение в условиях соревнований. 3. Дозирование мотивации в соревнованиях. |
Эмоциональная невозбудимость | 1. Повышение интереса к изучению новых элементов. 2. Специальная дополнительная работа по развитию музыкально-ритмического чувства. 3. Включение в тренировку соревновательной мотивации с целью повышения активности. |
Импульсивность | 1. Терпеливое и настойчивое убеждение гимнастки в том, что все замечания тренера справедливы. 2. Требование проводить разминку по плану. 3. Разъяснение и требование необходимости выполнять упражнения до конца в любых условиях и при любых обстоятельствах. |
Неимпульсивность | 1. Нечастая смена заданий во время тренировок. |
Ригидность | 1. Изменение на тренировках снарядов, мест занятий, направлений в зале. 2. Частая смена в тренировках мысленного воспроизведения комбинаций непосредственно перед ее выполнением на соревнованиях. |
Экстравертность | 1. Требование систематической работы над собой. 2. Требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях соревнований. |
Интровертность 1. Требование помощи друзьям во время тренировок.
2. Приобщение к коллективному разбору результатов соревнований.
ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРА-ИНТРОВЕРСИИ
Экстраверсия - интроверсия понимается как свойство, определяющее степень опосредования деятельности субъективными образами, представлениями и понятиями, т.е. отчего в большей степени зависит реакция и деятельность человека — от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Опросник проводится как игра «Знаешь ли ты себя?».
Инструкция. В столбиках слева и справа дается описание поведения самых разных людей. В жизни они ведут себя неодинаково. На кого из них вы больше похожи? Внимательно прочитайте предложение слева и справа, а затем между ними отметьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если поведение человека, описанное справа, напоминает ваше, то и «галочку» надо поставить в одной из граф справа. Если же вы обратите внимание на то, что больше похожи на человека, чьи качества слева, то и отметку поставьте в этой стороне. Если вы затрудняетесь ответить или видите, что ваши качества проявляются в одинаковой степени, то отметку ставьте посередине; "похож на того и другого". Имейте в виду, что тут нет хороших или плохих качеств, поэтому будьте откровенными.
Похож на того и другого
1. У него всегда весёлое настроение. Он много улыбается и делает весёлыми других. | Он часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит. | |||||
2. Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно. | Когда на него обращают внимание, чувствует себя неловко, стесняется. | |||||
3. У него настроение часто меняется, он вспыльчив. | У него обычно ровное настроение, его трудно вывести из равновесия. | |||||
4. Он быстр, резок в движениях жестах; торопится, когда говорит. | Движения, жесты, речь замедлены, сдержаны, голос тихий. | |||||
5. Быстро забывает о неудачах и берётся за работу. | При неудачах долго переживает, волнуется, но не может взяться за дело. | |||||
6. Он легко знакомится, у него много друзей и товарищей. | С людьми сходится с трудом, друзей немного. | |||||
7. У него много планов и замыслов: ничего, что одни осуществляются, а другие - нет. | Он долго бьётся над решением одной задачи, пытается докопаться до конца. |
8. Он постоянно стремится быть с кем-либо, он чувствует себя плохо, когда остаётся один. | Он не ищет встреч с людьми, ему одному бывает лучше. | ||||
9. Он хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими. | Все свои чувства стремится пережить в одиночку. | ||||
10. Когда получает замечания, то шумно ведёт себя,спорит,оправдывается. | Выслушивает замечания внешне спокойно, старается не спорить. | ||||
11. После выполнения трудного задания может быстро браться за другое. | Он быстро устаёт и долго чувствует себя усталым. | ||||
12. Быстро забывает обиды и огорчения. | Он долго после неудачи не может придти в себя. | ||||
13. Он любит сразу приступать к делу, не особенно беспокоясь, что последует за этим. | Он любит всё продумывать заранее, тщательно спланировать, рассчитать. | ||||
14, Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им. | Он редко шутит и часто сам обижается на шутки. | ||||
15. Быстро находит выход из трудного положения. | Он долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем что-то решить. | ||||
16. Он постоянно ждет новостей, ему не по себе, когда не работает телевизор, молчит радио, когда не разговорчивы друзья. | Он не особенно стремится узнать новости, считает, что без них спокойнее, можно над чем-нибудь подумать. |
Обработка результатов
При обработке результатов (ответов учащихся) используется следующая таблица.
Описание экстраверта | Очень похож | в основном похож | Похож на того и другого | В основном похож | Очень похож | Описание интроверта |
+2 | +1 | -1 | -2 |
Оценка вопросов
Вопросы в правой половине таблицу характеризуют интроверта, слева - экстраверта. Подсчитывается количество баллов с плюсом и минусом. По преобладающему числу баллов (с тем или иным знаком) судят об экстравертированности или инвертированности учащегося. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальный подход к детям - экстравертам и интровертам.
ЭКСТРАВЕРТЫ | ИНТРОВЕРТЫ |
1. Склонен к завышенной самооценке, поэтому хвалить нужно осторожно. Учить критическому отношению к себе. | 1. Чаще поддерживать успехи и достоинства, т.к. склонен к пониженной самооценке, отрицательным переживания. |
2. Склонен к поверхностному общению, быстро меняет знакомства, поэтому необходимо поддерживать ценность устойчивых отношений, учить | 2. Давать поручения, которые требуют контакта с людьми. Учить инициативе общения, умению вступать в контакт с незнакомыми. |
сдерживать чрезмерную общительность. 3. Добиваться, чтобы работу выполнял до конца, т.к. в затруднительной ситуации теряет интерес к делу. | 3. Учить умению быстро переходить от планирования к выполнению конкретного дела, не задерживаться на стадии планирования. |
4. Познакомить с приемами сдерживания чрезмерной резкости вспыльчивости. | 4. Учить деловому восприятию замечаний других на основе положительного отношения к людям, интереса к делу. |
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
Литература
1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал. - 1993. - т. 14. - № 2.
2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М.,1978.
3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.
4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.
5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.
6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. - М., 1995.
8. Русалов В. М.. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. -1985.-№11.-С. 19-33.
9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. -М.,1982.
Вяткииа Л А
Примерная программа изучения класса как коллектива
1. Общие сведения о классе.
Состав класса по возрасту, полу. История класса и его традиции. Общая характеристика успеваемости и учебной дисциплины. Социальное положение родителей, уровень образования, профессия. Сколько детей из неполных семей.
2 Учебная деятельность класса.
Уровень общего развития учащихся, широта интересов, кругозора. Характеристика профессиональных интересов, любимые уроки класса. Требования к учебной деятельности со стороны учителей и учащихся. Отрицательные и положительные проявления взаимодействия и взаимопомощи в учебной работе. Преобладающие мотивы
обучения. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе.
3. Организационная структура класса.
а) Краткая характеристика выборного актива класса и его деятельности. В какой мере официальный актив выполняет свои обязанности; как распределяет функции и обеспечивает взаимодействие
учащихся класса в различных условиях. Уровень организаторских способностей выборных активистов.
б) Неофициальные лидеры класса и их отношения с официальными. Краткая характеристика неформальных лидеров класса. Где и в каком виде деятельности проявляется наибольшая активность этих учащихся.
в) Наличие и краткая характеристика наиболее пассивных учащихся, причины их пассивности.
г) Взаимоотношения малых групп в классе.
4. Эмоциональное единство, психологический климат класса. Какой тон настроя является преобладающим в классе; есть ли доброжелательность, симпатия, внимательность и чуткость друг к другу; как переживают успехи и неудачи всего класса; нравится ли учащимся бывать вместе и насколько эти стремления осуществляются; самочувствие каждого в классе. Какие выводы можно сделать об эмоциональной атмосфере в классе.
5. Подготовленность класса к разным видам деятельности. В каких видах совместной деятельности участвует класс; есть ли опыт совместной деятельности; её результативность; уровень знаний, навыков в различных видах групповой деятельности (учебной, трудовой, спортивно-туристической, игровой, культурно- массовой и других). Как реагируют в классе на трудности и неудачи в различных видах групповой деятельности.
б. Педагогическое руководство классом как коллективом. Влияние личности классного руководителя, учителей и других взрослых на коллектив; стиль педагогического руководства; авторитет
среди учащихся. Осуществление индивидуального подхода к учащимся.
Общий вывод: уровень развития класса как коллектива и основные задачи и пути формирования коллектива класса.
Литература
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.,
1987.
2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.
3. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.
4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.,
1988.
5. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. -Минск, 1984.
6. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. - Минск, 1987.
7. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителя о психологии ученического коллектива. - М., Педагогика,
1988.
8. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -
М.,1988.
9. Степанов В. Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. Психолого-педагогические проблемы. — М., 1995.
10. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.
11. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского:, - М.: Педагогика, 1987.
Издательство «КЛИО» Лицензия ЛР № 037 от 31.03.93 г. 428008, г Чебоксары, а/я 64 Тираж ЮООэкз Отпечатано на ризографе издательства «КЛИО»
КОРОТКИЕ МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ШКОЛЬНИКОВ
Преимущество методик очевидно: они позволяют собрать информацию в относительно короткое время, причем не о человеке вообще, а прицельно, например, об особенностях мотивации, памяти, мышления и т.п. Информация, полученная в результате применения методики, может быть обработана количественно и качественно, поэтому ее можно сопоставить с данными о других людях. Полученная информация позволяет не только определить уровень особенностей изучаемого качества, но и сделать прогноз развития изучаемого явления.
Нами совместно со студентами пединститута в течение ряда лет апробированы методики, при помощи которых за короткое время, без особых затрат на стимульный материал, несложно изучить конкретного ученика начальных или средних классов. Как показал опыт, учащимся интересны эти методики, они охотно их выполняют.