Исследования особенностей психики школьников

КОРОТКИЕ МЕТОДИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ШКОЛЬНИКОВ

Преимущество методик очевидно: они позволяют собрать ин­формацию в относительно короткое время, причем не о человеке во­обще, а прицельно, например, об особенностях мотивации, памяти, мышления и т.п. Информация, полученная в результате применения методики, может быть обработана количественно и качественно, по­этому ее можно сопоставить с данными о других людях. Полученная информация позволяет не только определить уровень особенностей изучаемого качества, но и сделать прогноз развития изучаемого явле­ния.

Нами совместно со студентами пединститута в течение ряда лет апробированы методики, при помощи которых за короткое время, без особых затрат на стимульный материал, несложно изучить конкретно­го ученика начальных или средних классов. Как показал опыт, уча­щимся интересны эти методики, они охотно их выполняют.

Исследование уровня притязаний личности.

Инструкция: Перед тобой карточки, на которых задания разной трудности (1 степень трудности - самые легкие, 2 степень -средние, 3 степень - самые трудные). В предложенных словах надо вставить про­пущенные буквы. Возьми любое задание. Если оно окажется слишком легким или слишком трудным, то возьми другое, какое хочешь.

Стимульный материал: карточки с заданиями. Ученик видит обратную сторону карточек со значками, обозначающими различную степень трудности (1,2, 3).

/ степень трудности

р - са   п - от   б- ак  
ш - аф   м - ло   у-ар  

2 степень трудности

к—м-нь   т-ч-а   ОК——Н  
п - а — ок   б-р-н   п-т-о  

3 степень трудности

ч—л—в-к   б-р-б-н   р-с-к-з  
в-ш—л-а   б-д-л-н-к   к-п-т-н-  

Обработка результатов. Фиксируются все выборы того или иного задания, сделанные испытуемым, и результаты работы с каж­дым из них. На основании полученных данных строится график, где по оси ординат отмечена степень трудности задания, по оси абсцисс -номера попыток. Если школьник выполняет задание, то на месте пе­ресечения координат ставится белый кружок, если нет - то черный кружок. Делаются выводы об изменении уровня притязаний в услови­ях успеха и неуспеха. Если испытуемый после неудачи берет задание той же или более высокой трудности, а после успеха - более низкой трудности, то его поведение является неадекватным. Проанализируй­те, чем обусловлено неадекватное поведение. В заключение сделайте вывод об уровне притязаний ученика (высокий, средний, низкий) и об адекватности этого уровня притязаний.

11. Определение психологического состояния ученика мето­дом цветоциси.

Инструкция: Перед тобой семь цветов. Каждый соответствует определенному настроению. Подумай, какое у тебя сейчас состояние. Выбери тот цвет, который ему соответствует. Отмечай свое на­строение на каждом уроке в течение недели.

Стимульный материал. Семь цветов, каждый из которых - это условный знак настроения:

красный - радостное, желтый - приятное, зеленый - спокойное, синий - грустное, фиолетовый — тревожное, черный - плохое, белый - затрудняюсь ответить. Ученик заполняет матрицу настроения в течение недели.

Матрица настроения

Дни '^"'"•"-^щэедметы недели ^^~^~^^            
Понедельник                      
Вторник                      
Среда                      
Четверг                      
Пятница                      
Суббота                      

Обработка результатов Цветоматрица позволяет проследить настроение ученика в течение дня, а также - недели. Подсчитать коли­чество квадратов различного цвета. Сделать вывод о преобладающем настроении ученика на отдельных уроках в течение дня, недели.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Анкета Р. Бернса «Как ты оцениваешь свои способности возможности в учебе по сравнению со своими товарищами».

1. Считаю себя в числе лучших.

2. Считаю свои способности выше средних.

3. Мои способности средние.

4. Мои способности ниже средних.

5. Считаю себя совсем малоспособным.

Ранжирование учебных предметов.

Инструкция Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы: самый любимый предмет обозначьте цифрой 1, менее лю­бимый - цифрой 2 и т.д. В качестве стимулирующего материала дает­ся список изучаемых предметов, например:

физика   -.5  
труд   -1  
алгебра   -9  
руский язык   -6  
геометрия   -7  
история   -4  
биология   -3  
литература   -8  
география   -2  

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ

1. Изучение объема внимания.

а) Определение зрительного внимания.

Материал: плакат, где записаны 10 неодинаковых букв, напри­мер,

А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б.

Инструкция: Я вам покажу в течение 1-2 сек. буквы на плакате. Запомните и запишите их в любом порядку.

Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил каждый ученик. Это и будет объем внимания.

б) Определение слухового внимания.

Материал: ряд цифр, например: 5,3,2, 7, б, 4.

Инструкция: "Я буду называть цифры, повтори их без ошибок".

Обработка: Границей объема внимания при повторении чисел у данного ученика признается самый длинный ряд чисел, который ему удается повторить безошибочно.

Материал: ряды слов.

1ряд   II ряд   III ряд   1V ряд  
Кот   Град   Диван   Голова  
Лес   Дело   Дрозд   Патрон  
Вар   Окно   Грибы   Чайка  
Мул   Соль   Слива   Машина  
Кит   Гриб   Пенал   Гвоздь  

Инструкция: Я тебе прочитаю слово. Ты его выслушаешь, а по­том произнесешь по буквам, но начиная с конца, например, "дом" -«-эм,-о-дэ».

Обработка: показателем объема внимания будет количество букв в слове, произнесенном без ошибок.

2. Изучение распределения внимания.

Задание 1

Инструкция: Быстро пиши на доске числа от 1 до 20 и одновре­менно называй их в обратном порядке: пиши 1, говори 20, пиши 2, го­вори 19 и т.д.

Задание 2

Инструкция: Напиши свою фамилию (или имя) и одновременно называй буквы, входящие в нее, в обратном порядке.

Задание 3

Инструкция: Читай вслух громко текст и одновременно пиши на доске "+-+-+ -" без ошибок.

После прочтения спросить, о чем читал ученик. Задание 4

Инструкция: Я буду читать текст вслух и одновременно посту­кивать карандашом по столу. Ты должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

После прочтения проверяется правильность воспроизведения и сосчитанное количество ударов.

Во всех опытах делается вывод о качестве распределения вни­мания у ученика.

3. Тренинг-тест для определения и тренировки темпа рабо­

Ты.

Задание выполняется три раза на нелинованном листке бумаги. Нужен секундомер.

Задание 1

«Ставь черточки в удобном для тебя темпе. Я буду делать по­метки, ты на это не обращай внимания». Сажают рядом ребенка, бе­рут секундомер. Каждые 10 сек. ставят галочку, три раза по 10 сек.

Задание 2

«Снова ставь черточки, но как можно быстрее (для медлитель­ного ученика)». Также три раза до 10 сек. «Теперь переверни листок».

Задание 3

«Теперь ставь черточки как в первый раз». Снова три раза по 10 сек.

1 задание: 8+6+7=21

2 задание: 18 + 11 +13 = 42

3 задание: 13 + 13 + 9 = 35 Вывод: темп деятельности можно совершенствовать.

4. Изучение уровня внимания у школьников 3-4 классов.

Инструкция: В тексте, который вы получите, есть разные ошиб­ки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблоки. Взрослые и дети топились на берегу. Внизу над ни­ми расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок.)

Обработка результатов:

1. Подсчитывается количество ошибок:

от 0 до 2 ошибок - высший уровень внимания,

от 3 до 4 - средний уровень внимания,

от 5 и более - низкий уровень внимания.

ПАМЯТЬ

1. Анкета по выявлению индивидуальных особенностей памяти.

1. Какой материал запоминается вами лучше: одинаково внима­тельно прочитанный про себя или прослушанный?

2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физиче­ских упражнений или практических действий на уроках труда: в зри­тельной форме (когда смотрите, как показывают движения) или мышечно-двйгательной (когда сами повторяете движения)?

3. Какой материал запоминается легче, быстрее: конкретный (формулы, иностранные слова и т.п.) или отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т.п.)?

4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном вами горе или радости?

5. Были ли случаи, когда на вопрос учителя не удалось дать от­вет, но он всплыл в памяти сразу же после того, как вы сели на свое место?

6. Можете ли вы вспомнить человека (его внешний вид, манеры поведения), с которьм случайно ехали в транспорте?

7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к вам отношения?

8. Достаточно ли вам один раз внимательно прочесть доходчи­вый материал, для того чтобы воспроизвести его?

а) Тут же; б) на следующий день; в) через несколько дней. Ответы на вопросы можно интерпретировать следующим об­разом:

1. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -слуховой.

2. В первом случае у вас зрительный тип памяти, во втором -двигательный.

3. В первом случае у вас хорошо развита образная память, во втором - словесно-образная.

4. Если очень хорошо, то у вас хорошо развита эмоциональная память.

5. Если так случается, то у вас плохо развита оперативная память.

6. 7. При утвердительном ответе, у вас хорошая непроизвольная

память.

8. Ответ на этот вопрос характеризует вашу произвольную па­мять, ее прочность.

2. Определение индивидуальных особенностей памяти.

Материал: четыре ряда слов, по 10 слов в каждом, из них два ря­да написаны на табличках для показа.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лото, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, ви­шня, тетрадь, осень, торшер, поляна, проза, гриб, чашка, курица.

Опыты начинаются с прочтения всех слов первого ряда, учащи­еся записывают запомнившееся. Затем показываются карточки со словами второго ряда, после чего учащиеся записывают те, которые запомнили. Слова третьего ряда читаются вслух, учащиеся шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся. Наконец, показы­ваются карточки со словами четвертого ряда. Учитель читает их

вслух. Ученики повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.

Полученные данные записываются в таблицу.

Вид памяти   Количество слов в ряду (а)   Количество удержанных в памяти (в)   Коэффициент воспроизведения (С = в/а)  
Слуховой              
Зрительный              
Моторно-слуховой              
Комбинированный              

В конце делается вывод о преобладающем типе памяти у от­дельных учеников в целом по классу. Даются практические советы по правильной организации запоминания учебного материала.

МЫШЛЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по индивидуализации учебно-тренировочного процесса и подготовки к соревнованиям гимнасток с различными свойствами темперамента (по В. А. Вяткину)

Преобладающее свойство темперамента   Пути педагогического воздействия  
Тревожность   1. Мягкое, тактичное, внимательное, чут­кое отношение к спортсменке перед стар­том. 2. Обязательное обучение методам регули­рования эмоциональных состояний. 3. Удерживание от чрезмерной траты энер­гии. 4. Дозирование мотивации в соревновани­ях.  
Нетревожность   1. Повышенная требовательность, кон­троль тренера к посещаемости занятий. 2. Повышение интереса к выступлению на соревнованиях (постановка конкретных целей и т.д.). 3. Повседневный контроль за самостоя­тельной работой спортсменок. 4. Дополнительное стимулирование перед стартом.  
Эмоциональная возбудимость   1. Обязательное обучение методам регули­рования эмоциональных состояний. 2. Мягкое. Тактичное отношение в условиях соревнований. 3. Дозирование мотивации в соревнова­ниях.  
Эмоциональная невозбудимость   1. Повышение интереса к изучению новых элементов. 2. Специальная дополнительная работа по развитию музыкально-ритмического чувст­ва. 3. Включение в тренировку соревнова­тельной мотивации с целью повышения ак­тивности.  
Импульсивность   1. Терпеливое и настойчивое убеждение гимнастки в том, что все замечания тренера справедливы. 2. Требование проводить разминку по пла­ну. 3. Разъяснение и требование необходимо­сти выполнять упражнения до конца в лю­бых условиях и при любых обстоятельст­вах.  
Неимпульсивность   1. Нечастая смена заданий во время тренировок.  
Ригидность   1. Изменение на тренировках снарядов, мест занятий, направлений в зале. 2. Частая смена в тренировках мысленного воспроизведения комбинаций непосредст­венно перед ее выполнением на соревнова­ниях.  
Экстравертность   1. Требование систематической работы над собой. 2. Требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях соревнований.  

Интровертность 1. Требование помощи друзьям во время тренировок.

2. Приобщение к коллективному разбору результатов соревнований.

ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРА-ИНТРОВЕРСИИ

Экстраверсия - интроверсия понимается как свойство, опреде­ляющее степень опосредования деятельности субъективными образ­ами, представлениями и понятиями, т.е. отчего в большей степени за­висит реакция и деятельность человека — от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или, наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Опросник проводится как игра «Знаешь ли ты се­бя?».

Инструкция. В столбиках слева и справа дается описание пове­дения самых разных людей. В жизни они ведут себя неодинаково. На кого из них вы больше похожи? Внимательно прочитайте предложе­ние слева и справа, а затем между ними отметьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если по­ведение человека, описанное справа, напоминает ваше, то и «галочку» надо поставить в одной из граф справа. Если же вы обратите внима­ние на то, что больше похожи на человека, чьи качества слева, то и отметку поставьте в этой стороне. Если вы затрудняетесь ответить или видите, что ваши качества проявляются в одинаковой степени, то отметку ставьте посередине; "похож на того и другого". Имейте в ви­ду, что тут нет хороших или плохих качеств, поэтому будьте откро­венными.

Похож на того и другого

             
1. У него всегда весёлое настроение. Он много улыбается и делает ве­сёлыми других.                       Он часто считает себя не­счастным, редко улыбает­ся, мало шутит.  
2. Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно.                       Когда на него обращают внимание, чувствует себя неловко, стесняется.  
3. У него настроение часто меняется, он вспыльчив.                       У него обычно ровное на­строение, его трудно вы­вести из равновесия.  
4. Он быстр, резок в движениях жестах; то­ропится, когда говорит.                       Движения, жесты, речь замедлены, сдержаны, го­лос тихий.  
5. Быстро забывает о неудачах и берётся за работу.                       При неудачах долго пере­живает, волнуется, но не может взяться за дело.  
6. Он легко знакомится, у него много друзей и товарищей.                       С людьми сходится с тру­дом, друзей немного.  
7. У него много планов и замыслов: ничего, что одни осуществляются, а другие - нет.                       Он долго бьётся над ре­шением одной задачи, пытается докопаться до конца.  
8. Он постоянно стре­мится быть с кем-либо, он чувствует себя пло­хо, когда остаётся один.                   Он не ищет встреч с людьми, ему одному бы­вает лучше.  
9. Он хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими.                   Все свои чувства стре­мится пережить в одиноч­ку.  
10. Когда получает за­мечания, то шумно ве­дёт себя,спорит,оп­равдывается.                   Выслушивает замечания внешне спокойно, стара­ется не спорить.  
11. После выполнения трудного задания мо­жет быстро браться за другое.                   Он быстро устаёт и долго чувствует себя усталым.  
12. Быстро забывает обиды и огорчения.                   Он долго после неудачи не может придти в себя.  
13. Он любит сразу приступать к делу, не особенно беспокоясь, что последует за этим.                   Он любит всё продумы­вать заранее, тщательно спланировать, рассчитать.  
14, Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им.                   Он редко шутит и часто сам обижается на шутки.  
15. Быстро находит вы­ход из трудного поло­жения.                   Он долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем что-то ре­шить.  
16. Он постоянно ждет новостей, ему не по се­бе, когда не работает телевизор, молчит ра­дио, когда не разговор­чивы друзья.                   Он не особенно стремится узнать новости, считает, что без них спокойнее, можно над чем-нибудь подумать.  

Обработка результатов

При обработке результатов (ответов учащихся) используется следующая таблица.

Описание экстраверта   Очень похож   в основном похож   Похож на того и другого   В основном похож   Очень похож   Описание интроверта  
    +2   +1     -1   -2      

Оценка вопросов

Вопросы в правой половине таблицу характеризуют интровер­та, слева - экстраверта. Подсчитывается количество баллов с плюсом и минусом. По преобладающему числу баллов (с тем или иным зна­ком) судят об экстравертированности или инвертированности учаще­гося. На основе полученных данных разрабатывается индивидуаль­ный подход к детям - экстравертам и интровертам.

ЭКСТРАВЕРТЫ   ИНТРОВЕРТЫ  
1. Склонен к завышенной само­оценке, поэтому хвалить нужно осторожно. Учить критическому отношению к себе.   1. Чаще поддерживать успехи и достоинства, т.к. склонен к по­ниженной самооценке, отрица­тельным переживания.  
2. Склонен к поверхностному общению, быстро меняет зна­комства, поэтому необходимо поддерживать ценность устойчивых отношений, учить   2. Давать поручения, которые требуют контакта с людьми. Учить инициативе общения, умению вступать в контакт с не­знакомыми.  
сдерживать чрезмерную общительность. 3. Добиваться, чтобы работу выполнял до конца, т.к. в затруднительной ситуации теряет интерес к делу.   3. Учить умению быстро пере­ходить от планирования к вы­полнению конкретного дела, не задерживаться на стадии плани­рования.  
4. Познакомить с приемами сдерживания чрезмерной резкости вспыльчивости.   4. Учить деловому восприятию замечаний других на основе по­ложительного отношения к лю­дям, интереса к делу.  

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ

Литература

1. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Пси­хологический журнал. - 1993. - т. 14. - № 2.

2. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М.,1978.

3. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. - М., 1964.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в об­разовании. Учебное пособие. - М., 1995.

8. Русалов В. М.. О природе темперамента и его месте в струк­туре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. -1985.-№11.-С. 19-33.

9. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. -М.,1982.

Вяткииа Л А

Примерная программа изучения класса как коллектива

1. Общие сведения о классе.

Состав класса по возрасту, полу. История класса и его традиции. Общая характеристика успеваемости и учебной дисциплины. Соци­альное положение родителей, уровень образования, профессия. Сколько детей из неполных семей.

2 Учебная деятельность класса.

Уровень общего развития учащихся, широта интересов, круго­зора. Характеристика профессиональных интересов, любимые уроки класса. Требования к учебной деятельности со стороны учителей и учащихся. Отрицательные и положительные проявления взаимодей­ствия и взаимопомощи в учебной работе. Преобладающие мотивы

обучения. Какова общая интеллектуальная атмосфера в классе.

3. Организационная структура класса.

а) Краткая характеристика выборного актива класса и его дея­тельности. В какой мере официальный актив выполняет свои обязан­ности; как распределяет функции и обеспечивает взаимодействие

учащихся класса в различных условиях. Уровень организаторских способностей выборных активистов.

б) Неофициальные лидеры класса и их отношения с официаль­ными. Краткая характеристика неформальных лидеров класса. Где и в каком виде деятельности проявляется наибольшая активность этих учащихся.

в) Наличие и краткая характеристика наиболее пассивных уча­щихся, причины их пассивности.

г) Взаимоотношения малых групп в классе.

4. Эмоциональное единство, психологический климат класса. Какой тон настроя является преобладающим в классе; есть ли доброжелательность, симпатия, внимательность и чуткость друг к другу; как переживают успехи и неудачи всего класса; нравится ли учащимся бывать вместе и насколько эти стремления осуществляют­ся; самочувствие каждого в классе. Какие выводы можно сделать об эмоциональной атмосфере в классе.

5. Подготовленность класса к разным видам деятельности. В каких видах совместной деятельности участвует класс; есть ли опыт совместной деятельности; её результативность; уровень зна­ний, навыков в различных видах групповой деятельности (учебной, трудовой, спортивно-туристической, игровой, культурно- массовой и других). Как реагируют в классе на трудности и неудачи в различных видах групповой деятельности.

б. Педагогическое руководство классом как коллективом. Влияние личности классного руководителя, учителей и других взрослых на коллектив; стиль педагогического руководства; авторитет

среди учащихся. Осуществление индивидуального подхода к учащим­ся.

Общий вывод: уровень развития класса как коллектива и основ­ные задачи и пути формирования коллектива класса.

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.,

1987.

2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

3. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. - М.: Просвещение, 1981.

4. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.,

1988.

5. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. -Минск, 1984.

6. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. - Минск, 1987.

7. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителя о психологии ученического коллектива. - М., Педагогика,

1988.

8. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -

М.,1988.

9. Степанов В. Г. Индивидуальный подход к трудным школьни­кам. Психолого-педагогические проблемы. — М., 1995.

10. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.

11. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Пет­ровского:, - М.: Педагогика, 1987.

Издательство «КЛИО» Лицензия ЛР № 037 от 31.03.93 г. 428008, г Чебоксары, а/я 64 Тираж ЮООэкз Отпечатано на ризографе издательства «КЛИО»

КОРОТКИЕ МЕТОДИКИ

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИКИ ШКОЛЬНИКОВ

Преимущество методик очевидно: они позволяют собрать ин­формацию в относительно короткое время, причем не о человеке во­обще, а прицельно, например, об особенностях мотивации, памяти, мышления и т.п. Информация, полученная в результате применения методики, может быть обработана количественно и качественно, по­этому ее можно сопоставить с данными о других людях. Полученная информация позволяет не только определить уровень особенностей изучаемого качества, но и сделать прогноз развития изучаемого явле­ния.

Нами совместно со студентами пединститута в течение ряда лет апробированы методики, при помощи которых за короткое время, без особых затрат на стимульный материал, несложно изучить конкретно­го ученика начальных или средних классов. Как показал опыт, уча­щимся интересны эти методики, они охотно их выполняют.

Наши рекомендации