Воспоминания избалованных и нелюбимых детей
Сейчас давайте рассмотрим ранние воспоминания людей, которые былиизбалованы в детстве. Они очень ясно отражают характерные чертыпринадлежности к этому типу. Часто в них фигурирует мать. Это может бытьвполне естественным упоминанием, которое само по себе, однако, являетсяпризнаком того, что ребенку, возможно, необходимо было бороться за ееодобрение и благосклонность. Иногда ранние воспоминания кажутся безобидными,но все они требуют более глубокого анализа. К примеру, воспоминание можетбыть таким: "Я сидел в своей комнате, а моя мать стояла возле кабинета". Этокажется незначительным, однако, упоминание о матери -- признак того, что онабыла объектом интереса рассказчика. Иногда память о матери скрыта и нашазадача усложняется: мы должны о ней догадаться. Так, мужчина может сказатьвам: "Я помню одно путешествие". Если вы начнете расспрашивать, кто егосопровождал, выяснится, что мать. Или человек может сказать: "Я помню, какоднажды летом я был в деревне", -- вполне можно предположить, что отец в этовремя работал в городе, а мать была с детьми. Можно спросить: "Кто с тобойбыл в это время?" -- таким образом, мы часто обнаруживаем скрытое влияниематери. Исследуя эти воспоминания, можно увидеть борьбу за благосклонностьматери, можно проследить, как ребенок в процессе своего развития начинаетпридавать большое значение баловству, исходящему от нее. Все это важновидеть и понимать психологу; слыша подобные воспоминания, можно бытьуверенным, что человек, имеющий их постоянно, чувствует себя в опасности илистрахе быть отвергнутым. Можно увидеть, как нарастает и становится все болееочевидным его напряжение, и его умственная энергия все более оказываетсяскованной страхом. Вполне можно предположить, что в дальнейшей жизни этилюди будут ревнивы. Один из наших клиентов постоянно пропускал занятия в институте. Он былчрезвычайно неусидчив и его невозможно было заставить заниматься. Будучизавсегдатаем кафе, любителем вечеринок у друзей, он думал обо всем на свете,кроме учебы. В этой связи было интересно проанализировать его ранниевоспоминания. "Я помню, -- сказал он, -- как лежу в колыбели и рассматриваюстену. Я разглядываю обои и все, что на них нарисовано: цветочки, фигуры итак далее". Видно, что этот человек был в состоянии только лежать в кровати,но не сдавать экзамены. Он не мог сконцентрироваться на своих занятиях,потому что все время думал о чем-то другом и пытался поймать одновременнодвух зайцев, а это -- невозможно. Напрашивается вывод, что этот человек былизбалован в детстве, и не умел работать самостоятельно. Перейдем к нелюбимым детям. Этот тип довольно редок, и с ним связанывесьма острые случаи. Если ребенок нелюбим с самого начала жизни, у негоочень мало шансов выжить. -Как правило, кто-то из родителей или няня балуетребенка и в определенной мере удовлетворяет его желания. Часто нелюбимыедети - это незаконнорожденные, нежеланные дети или дети преступников; нашинаблюдения показывают, что в будущем их ожидают депрессии. Обычно в ихвоспоминаниях присутствует переживание отверженности. Например, один изнаших пациентов рассказывал "Я помню, как меня побили; моя мать так долгоругала меня, пока я не убежал". Закончилось это тем, что мальчик едва неутонул. Этот человек обратился к психологу, потому что не мог выходить из дому.Из его ранних воспоминаний видно, что, покинув однажды дом, он столкнулся сбольшой опасностью. Это запечатлелось в его памяти, и каждый раз, выходя издому, он подсознательно был настроен на опасность. Он был способнымребенком, но его постоянно мучил страх уступить первенство на экзамене. Егопостоянные колебания мешали ему двигаться вперед. Поступив в конце концов вуниверситет, он жил в вечном страхе быть исключенным. Здесь очевидна связь сего ранними воспоминаниями об опасности. Другой пример, который может послужить в качестве иллюстрации -- случайчеловека, оставшегося сиротой, когда ему едва исполнился год. В это время онстрадал рахитом, и, находясь в приюте, не получал должного ухода. В детственикто не заботился о нем, и в дальнейшей жизни ему трудно было заводитьдрузей. Обратясь к его воспоминаниям, мы увидим, что он все времячувствовал, что ему предпочитают других; мы увидим также, что это чувствоиграло очень важную роль в его развитии. Его всегда преследовало ощущениеотвергнутости, что являлось большим препятствием в подходе к любой проблеме.Из-за своего чувства неполноценности он практически не участвовал в жизни, втех ее ситуациях, которые требовали контакта с другим человеком, будь толюбовные, дружеские или деловые отношения. Еще один интересный пример -- история человека среднего возраста,который обратился к нам с жадобой на постоянную бессонницу. Это был мужчинасорока шести -сорока восьми лет, женатый и имеющий детей. С окружающимилюдьми он обращался придирчиво, если не сказать тиранически, особенно этокасалось членов его семьи. Его действия заставляли окружающих страдать. На вопрос о ранних воспоминаниях он ответил, что рос в семье соскандальными родителями, которые вечно ссорились и угрожали друг другу так,что он боялся за них обоих. Он ходил в школу грязным и неопрятным. Онвспомнил, что однажды его учительница отсутствовала и вместо нее пришладругая. Из его рассказа стало понятно, что эта женщина была увлечена своейработой и верила в ее возможности. Сумев рассмотреть, что скрывалось внеопрятном и неухоженном мальчике, она старалась всячески его ободрить.Первый раз в жизни он почувствовал заботу, и это повлияло на его развитие вдальнейшем, однако во всех поступках его словно бы что-то подталкивало. Унего не было веры в себя, и в глубине души он сомневался, что способен вчем-то превосходить остальных. Это заставляло его работать целыми днями ичасто ночами. Таким образом, у него выработалась привычка работать дополуночи или даже вовсе не спать, обдумывая свои будущие действия. Врезультате, в нем укрепилась мысль, что не спать ночью необходимо, еслихочешь чего-то достичь. В дальнейшем его стремление к превосходству проявилось в отношении ксвоей семье и поведении с другими людьми: здесь он выступал в ролипобедителя и диктатора, причиняя неизбежные страдания близким ему людям. Подводя итог анализа характера этого человека и рассматривая его какцелостность, можно сказать, что именно превосходство было целью нашегопациента, основанной на сильном чувстве неполноценности. Такую ситуацию мычасто обнаруживаем у людей, испытывающих чрезмерное напряжение, служащеепризнаком сомнения в своей способности достичь успеха, которое, в своюочередь, прячется за комплексом превосходства, в действительностиоказывающимся лишь позой. Изучение ранних воспоминаний помогает увидетьситуацию в истинном свете.