В чем заключаются принципы нормативности психического развития и организации учебы.
Принцип «нормативности развития» означает, что уровень развития конкретного ребенка необходимо сравнивать, сопоставлять с характеристиками возрастной нормы развития. Данный принцип означает, что в диагностике индивидуального уровня развития недопустимо как «занижение» нормы, т.е. снижение требований к уровню знаний, умений, навыков ребенка конкретного возраста, так и «завышение» этих требований. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие "психологический возраст" было введено Л.С. Выготским. Это "тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период"
Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики:
1)особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
2)Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.
3)Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
Кроме понятия "возрастная норма" психологу приходится встречаться с понятием "индивидуальная норма", которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
Социально-психологический норматив школьников представляет собой совокупность конкретизированных требований учебной программы, которые предъявляются к ним на определенном этапе обучения.
В школьных программах психолог располагает последовательными и систематическими, прошедшими общественную проверку эталонами требований к умственному развитию школьников.
Социально-психологические нормативы умственного развития учащихся с учетом образовательно-возрастных различий могут быть раскрыты в виде понятий, терминов иумственных действий, совершаемых с ними. При этом речь идет о достаточно широком круге базовых понятий, который обеспечивал бы члену общества, владеющему им, активное, полноценное участие в его жизни, а также о наборе основных мыслительных действий, необходимых для осуществления любой (в том числе и учебной) познавательной деятельности.
18.основные условия формирования мотивации познавательной деятельностиОсновными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала;
2. Стиль общения учителя и учащихся;
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. И поэтому учебный материал должен
подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися.
Различные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства считают, что учеников надо заставлять учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми. А либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех». Демократический стиль педагога, наоборот, способ-ствует внутренней мотивации. Учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создавать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников на уроке, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Иными словами, одних учеников мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения.