Профилактика суицидальной готовности.
Суицид (от англ. suicide) – самоубийство – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ. 1 уровень – общая профилактика. Цель - повышение групповой сплоченности в ОУ. Мероприятия: 1.создание здоровой среды (так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь). 2.Организация воспитательной работы. Дети, чувствующие, что воспитатели к ним справедливы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. 2 уровень – первичная профилактика. Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей и подростков с целью предупреждения самоубийств. Повышение осведомленности о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Мероприятия: 1.Диагностика суицидального поведения. 2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. 3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация. С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении ребенка группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
3.уровень – вторичная профилактика. Цель - Предотвращение самоубийства. Мероприятия: 1.Оценка риска самоубийства происходит по схеме:
крайняя (ребенок имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления), умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).Задачи на данном этапе взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с ребенком, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага. 2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. 3.Разбор случая с коллективом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. (Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья. Друзьям и детям должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб. Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.)
4 уровень – третичная профилактика. Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Мероприятия: Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в коллективе и его изменению. Задачи на данном этапе: Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал). За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества. Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. 3И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
53. Динамические процессы в группе. Давление группы на индивида, феномен конформизма.
Динамические процессы в группах — совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования. К важнейшим динамическим процессам относятся: образование малых групп, их развитие (включающее этапы образования группы, функционирования, развития, стагнации, регресса, распада), процессы групповой сплоченности (выработка групповых мнений, правил, ценностей, норм), процессы лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, процессы группового давления и влияния людей друг на друга в группе. образование малых групп: 1 стадия - осуществляется процесс знакомства ее членов, изучение друг друга, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге, осуществляется первичная адаптация людей друг к другу, проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества. 2 стадия - характеризуется взаимным сближением членов группы, образованием основы системы межличностных отношений, формированием групповых норм, возникновением группового самосознания. 3 стадия - формируется актив группы, общение между членами становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, оформляется групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. 4 стадия - группа становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. высшем этапе - малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами.
Конформизм заключается в изменении лицом своих взглядов или поведения под реальным или представляемым давлением группы. Феномен возникает тогда, когда есть конфликт между мнением группы и индивида и этот конфликт решается в пользу группы. Конформизм порождает конформность, внешнюю или внутреннюю. При внешней конформности индивид лишь внешне принимает мнение группы: внешние действия соответствуют давлению группы, однако внутренне человек не согласен. Такое поведение еще называют покладистым. При внутренней конформности индивид действительно под давлением других усваивает мнение большинства.
Первый эксперимент провел американский психолог С. Аш (1951). группа 7 чел: дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно. Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента. Все испытуемые утверждали, что мнение большинства давит весьма сильно, и даже «независимые» признавались, что противостоять мнению группы очень тяжело, так как всякий раз кажется, что ошибаешься именно ты. Так было доказано существование конформизма. Было установлено, что на степень конформности влияют менее развитый интеллект, более низкий уровень развития самосознания, а так же характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Петровский предположил, что в действительности существуют не два, а три типа поведения: 1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликтное принятие мнения группы; 2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
54. Основн требов к организ профессион деятел пелагога-психолога в условиях реализаии ФГОС в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования): профессиональные компетентности и личностные качества
Нормативно-правовые основания деятельности педагога-психолога закреплены в следующих документах:· Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 42);· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373 (п.28); · Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897 (п.25); · Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2012 № 413 (п.25)
Принципиальным отличием образовательного стандарта стала ориентация на новый результат. Стандарт направлен на обеспечение, в числе прочего:
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования;
- условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения;
- одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но именно ФГОС впервые устанавливает требования к результатам обучения, одним из которых является, в том числе, личностное развитие учащихся. Достижение этого результата становится обязательным для учителя.
Все это предполагает значительное увеличение объема работы психолога в образовательном учреждении, и об этом говорит один из разработчиков федерального государственного образовательного стандарта О.А. Карабанова: «Действительно его психологическая составляющая несоизмерима с той, что была в предшествующем варианте. И это очень серьезно, потому что перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса». В условиях внедрения ФГОС на них возложена миссия - психологическое сопровождение развития младших школьников. В связи с этим, основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- психолого-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе; - профилактика возникновения социальной дезадаптация;
- оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся и другим участникам образовательного процесса;
Рассмотрев основные направления деятельности педагога-психолога ОУ и сопоставив их с ключевыми положениями Стандарта, можно выделить следующие важные задачи психологического сопровождения младших школьников:
- обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования универсальных учебных действий (УУД) у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- осуществление комплексного мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания, детей дошкольного возраста и учащихся начальной ступени образования;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Задачи психологического сопровождения младших школьников, продиктованные ФГОС, позволили выявить некоторые проблемы, с которыми могут столкнуться психологи образования:
- недостаточная просвещенность психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с новыми требованиями;
- отсутствие системы в отслеживании динамики психического и личностного развития обучающихся начальной школы;
- отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также результатов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. следует выделить важные профессиональные качества, которыми должен обладать психолог образования:
- знание основных закономерностей психического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека;
- использование методов диагностики развития, общения, деятельности учащихся;
- использование возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов детей в психолого-педагогической деятельности;
- использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской области;
- соблюдать принципы профессиональной этики в своей профессиональной деятельности;
- применять математические методы для анализа и обработки информации;
- принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;
- использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности.
- способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
- применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности.
Взаимная позиций специалистов администрации и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС.