Процедуры и методы диагностики школьного развития
Диагностическая работа психолога в школе может быть представлена в виде единого процесса. “Запускать” диагностическую работу могут две основные ситуации: проведение планового обследования и запрос со стороны родителей или педагогов (значительно реже – со стороны самого школьника). По итогам диагностики выделяются группы “психологически благополучных” школьников и школьников, имеющих проблемы обучения и развития. Далее, в отношении каждого школьника из группы “проблемных” выдвигается гипотеза о происхождении и причинах существующих психологических трудностей. В соответствии с выдвинутой гипотезой реализуется определенный тип дальнейшего диагностического обследования.
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств прежде всего учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в учебно-воспитательный процесс детского сада и начальной школы.
Процедура диагностики включает 6 этапов:
I. Подготовительный этап (разъяснительная работа с родителями и воспитателями, сбор информации о детях, планирование диагностики, знакомство с детьми, анкетирование родителей).
II. Групповая диагностика (“Графический диктант”, “Графическая проба”, “Рисунок школы”, социометрия).
III. Индивидуальное обследование (тест “10 слов”, обучающий эксперимент, тесты “Выраженность синкинезий”, “4-лишний”, “Лесенка”, “Зрительный анализ”, экспертная оценка).
IV. Обработка результатов, составление психодиагностического заключения, построение индивидуального профиля готовности, заполнение психолого-педагогической характеристики.
V. Групповое и индивидуальное консультирование родителей и педагогов.
VI. Коррекционно-развивающяя работа с детьми.
Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз– это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.
1. Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум:
1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.
4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.
8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.
10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).
Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:
· низкая познавательная активность и личностная незрелость;
· низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
· повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
· немотивированность, неадекватность поведения;
· отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
· сохранение инфантильности, слабоволие;
· раннее половое развитие.
1. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
· Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
· Существуют ли проблемы среди членов семьи?
· Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
· Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
· Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
· Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
1. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
· изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
· диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
· изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
· личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
· нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
1. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов: Методы исследования:
1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.
2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.
6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.
7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.
8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
Алгоритм проведения диагностик:
1. Определение цели и задач исследования. Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников, -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления.
3. Выбор методик изучения.
4. Подготовка диагностического инструментария.
5. Исследование испытуемых.
6. Обработка и интерпретация результатов исследования.
Общие положения психологической теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.К.Марковой, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной
Учебная деятельность - это особая форма учения,направленная на овладение обобщенными способами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта.
Психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. Ее разработчики: Эльконин, Давыдов, Гальперин, Талызина, Маркова.
Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание: предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат.
Предметом учебной деятельностиявляется усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика.
В качестве средств учебной деятельностивыступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка.
Способы учебной деятельности:репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия.
Продуктом учебной деятельностиявляются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт.
Результат учебной деятельности - потребность ее продолжать либо уход от нее.
Структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:
• мотивацию (познавательную и социальную);
• учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;
• учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи;
• действия контроля, переходящие в самоконтроль;
• действия оценки, переходящие в самооценку.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей. Роль невербальной коммуникации: Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения. Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Невербальные средства коммуникации имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.
Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа: Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д. Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа. Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:
Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;
Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Однако в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;
Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером; Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми.