Определение характера; свойства и черты характера
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.
Свойства характера могу быть разделены на две большие группы: общие (глобальные) и частные (локальные) [Айсмонтас].
Общие свойства – оказывают свое воздействие на широкую сферу поведенческих проявлений, к ним относятся:
- самоуверенность/неуверенность,
- согласие, дружелюбие/враждебность,
- сознательность/импульсивность,
- эмоциональная стабильность/тревожность,
- интеллектуальная гибкость/ригидность.
Частные свойства – влияют на частные, узкие ситуации, к ним относятся:
- общительность/замкнутость,
- лидерство/подчинение,
- оптимизм/пессимизм,
- доверчивость/подозрительность,
- смелость/осторожность,
- деликатность/грубость и многие другие.
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности:
1. Отношение к себе – самоуверенность, скромность, самолюбие, требовательность, самокритичность и др.
2. Отношение к другим – грубость/вежливость, безразличие/чуткость, эгоизм/альтруизм, жестокость/доброта и др.
3. Отношение к деятельности – организованность/неорганизованность, лень/трудолюбие, инициативность/пассивность, ответственность/безответственность и др.
4. Отношение к общественной и личной собственности – аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и др.
Типология характеров
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Понятие способностей, условия развития и уровни
Способности – это такие психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Предпосылками для формирования и развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы человека, называемые задатками.
Выделяют два основных условия развития способностей: 1) активное взаимодействие с окружающим миром; 2) обучение и воспитание.
Выделяют также два уровня способностей:
1) репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью. Понятие соответствующе этому уровню – талант (выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области).
2) творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Этому уровню соответствует понятие – гениальность (наивысшая степень проявления творческих сил человека).
Классификация способностей
Способности можно разделить на два больших класса:
1. Природные (или естественные) способности – они связаны с врожденными задатками, формируются на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Многие из природных способностей является общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.
2. Специфические человеческие способности – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Это высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и т.п. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем природные способности. Условиями и предпосылкам развития у человека специфических способностей являются следующие:
- наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей;
- отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства
- необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности и т.п.