РАЗДЕЛ 1. Понятие информационно-психологической безопасности
1.1. Безопасность человека
Безопасность – это некоторое состояние, рассматриваемое с трех позиций.
· с точки зрения внешней для человека среды. Тогда безопасность определяется как отсутствие факторов опасности или наличие внешних условий безопасности.
· с точки зрения защищенности человека, предполагающей, наряду с внешними, внутренние условия безопасности, в число которых входят элементы опыта субъекта, складывающиеся в способность и готовность к распознаванию, предвидению, уклонению и преодолению опасностей, предполагающие, как минимум, владение соответствующими знаниями, умениями и навыками, определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности.
· безопасность рассматривается как субъективное образование – психическое состояние, определяющееся степенью удовлетворения потребности в безопасности и характеризующееся отсутствием страха, тревоги и пр.
Безопасность – состояние любой системы, при котором не снижается вероятность достижения этой системой цели своего существования.
Безопасность с позиции системного подхода (Е.А. Ходаковский):
· сущность безопасности выражается в причастности к источнику бытия; в привычных для нас пространственно-временных условиях она проявляется в возможности развиваться;
· основа безопасности – способность к выживанию, обусловленная основными характеристиками объекта безопасности, позволяющими объекту осуществлять свое назначение, переходить в своем развитии от одного качественного уровня к более высокому;
· степень безопасности системы определяется интенсивностью проявления внутренних источников (потенциала) развития, реализация которых обеспечивается в ходе взаимодействия со средой не оградительными мерами, а преобразованием негативных условий в фактор прогресса; степень безопасности системы зависит от степени многообразия ее элементов;
· безопасность системы обусловлена соответствием направления ее развития направлению развития системы более высокого порядка;
· для безопасности экосоциальных систем (включающих природу, социум и культуру) главенствующую роль играет духовная культура, деградация которой обрекает экосоциальную систему на гибель, распад на составляющие.
Поскольку безопасность в качестве необходимого условия предполагает нормальное функционирование человека во всех системах, в которые он включен, целесообразно воспользоваться моделью системной устойчивости.
Системная устойчивость человека – это его способность сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Внутренние основы системной устойчивости позволяют субъекту сохранять равновесие с окружающей средой, быть самим собой, выполнять свои функции в разных «планах» бытия, обеспечивать достижение целей.
Таблица 1
Уровни системной устойчивости человека
Система | Уровень устойчивости | Характеристика уровня устойчивости |
Организм (индивид) – среда | Биологический (соматический и психический) | Целостность организма, устойчивость гомеостаза, адаптивность к природным условиям; адекватность психического отражения и реакций внешним воздействиям |
Личность – социум | Личностный | Целостность личности, наличие жизненных ценностей и их осуществление |
Человек – мир | Духовно-нравственный | Соответствие развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям |
Системообразующей составляющей, связывающей воедино и направляющей развитие остальных, является духовно-нравственный уровень. Можно также говорить о том, что внешние воздействия в определенной мере опосредуются высшими уровнями системной устойчивости. То есть вера, ценности человека, его «нравственная конституция» и личностная зрелость, с одной стороны являющиеся итогом, с другой – направляющие его развитие, являются важнейшим фактором его безопасности.
1.2. Информационно-психологическая безопасность
Информация:
1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, вопринимаемые человеком или специальным устройством.
2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. «Толковый словарь русского языка».)
Информация – убыль неопределенности, мера определенности. (Работы Больцмана, Н.Винера, А.Реньи и др.)
«Информация об объекте есть изменение параметра наблюдателя, вызванное взаимодействием наблюдателя с объектом». (В.И. Шаповалов). Совсем в духе того, что писал Ошо Раджниш: «Посмотрите в зал кинотеатра, и вы увидите множество людей, вытирающих глаза. Но ведь на экране на самом деле нет ничего, кроме игры света и тени».
Издревле информация рассматривается в онтологическом аспекте как то, из чего всё начинается. Однако параллельно с развитием рационального мышления развивалось и другое – максимально упрощённое, представление об информации как о сообщении, как о некоторых данных, выраженных в системе того, или иного языка (цифр, слов, звука, цвета и т.п.). Такое представление отображает логический аспект феномена информации.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Информационно-психологическая безопасность– это состояние защищенности, обеспечивающее целостность личности как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.
Негативные информационно-психологические воздействия – это воздействия на психику человека (на сознание и бессознательное, на мотивы, мировоззрение, ценностно-смысловую и эмоционально-волевую сферу личности), способные против воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, препятствовать формированию и функционированию адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора.
Предпосылки актуализации проблемы ИПБ:
· информация становится основным ресурсом производства и условием жизнедеятельности человека, а потому преобладающим потоком в обществе. Без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование общества. Вместе с тем информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом;
· развитие информационных и психотехнологий и при этом неразработанность системы этических норм в сфере информационной деятельности;
· кризис государственной идеологии, деформация системы норм, установок и ценностей и, как следствие, утрата критериев адекватной оценки информационно-пропагандистских воздействий; деструктивная роль нетрадиционных религиозных конфессий, рост исламского фундаментализма и религиозного сектантизма; ослабление важнейших социокультурных институтов государства – науки, образования, воспитания и культуры;
· продвижение идеалов цивилизации потребления, тайным интересом которой является развитие дисгармоничной, деструктивной личности, что при интенсивном развитии информационных и психотехнологий может привести к непредсказуемо печальным последствиям;
· от войн традиционных, когда безопасность человека определялась, в основном, сохранностью его тела и биологических функций, человечество переходит к войнам информационным (психосферным, концептуальным, смысловым, ресурсным и т.п.), где основным объектом безопасности выступает сознание человека;
· воздействия информационные наиболее эффективны в плане влияния на человека, поскольку направлены непосредственно к его «управляющему центру» – сознанию (в единстве осознаваемой и бессознательной подструктур психики). Особенность информационных воздействий на сознание человека также состоит в том, что они в силу своей универсальности могут представлять угрозы для любого вида безопасности человека;
· личность как единица общества – непосредственный носитель индивидуального сознания, воздействуя на которое, можно влиять и на менталитет социума, а потому вопросы информационной безопасности общества, государства в определенной мере (в зависимости от аспекта ее рассмотрения) производны от проблем безопасности личности.
В такой ситуации, еще усугубляющейся недостатком социальных механизмов контроля и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, особую роль играют не столько внешние условия ИПБ, сколько внутренние образования, позволяющие человеку самому обеспечивать собственную безопасность. Для современной науки очевидно, что сам человек в силу его активности должен рассматриваться двояко: как объект и как субъект безопасности.
1.3. Источники, средства и формы информационно-психологических воздействий
Основные источники угроз информационно-психологической безопасности личности можно разделить по отношению к человеку на две группы: внешние и внутренние.
Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир.
Источники внешних угроз ИПБ:
· Иностранные государства.
· Российские органы власти и управления, различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные).
· Различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);
· Отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).
Основные средства информационно-психологического воздействия на человека:
· средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, интернет и т.п.);
· литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.);
· искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.);
· образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.);
· воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций – формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.);
· личное общение.
Источники внутренних угроз ИПБ:
· психические характеристики (внушаемость, импульсивность и др.);
· неопределенность и конфликт желаний, намерений, стремлений;
· неразвитость самосознания;
· стереотипность, узость осознанного восприятия реальности, несформированность механизмов критического восприятия (анализа и оценки поступающей информации) и, как следствие, неадекватная картина мира.
Формы информационно-психологических воздействий (способы тайного принуждения человека):
Пропага́нда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)») — распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение. Термин возник в римской католической церкви, в канцелярии, отвечающей за распространение веры. Л. Дуба и Ж. Эллюль (Jacques Ellul) рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, то есть контроль за мышлением и поведением. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными». Пропаганда является совокупностью определенных структур, символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations (деятельность различных организаций для достижения взаимопонимания с общественностью).
Контроль сознания (англ. mind control), промывание мозгов (англ. brainwashing, из китайского), насильственное убеждение (англ. coercive persuasion), управление разумом (англ. thought control), реформирование мышления (англ. thought reform) – применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека помимо его воли и желания.
Зомбирование – процедура программирования поведения человека с помощью специальных препаратов и психотехник; в современных публикациях под зомбированием понимаются особые способы управления психикой и поведением человека помимо его собственной воли.
Агитация (лат. agitatio – приведение в движение) – пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств и является распространенным инструментом политической борьбы.
Реклама – пропаганда идей, товаров и услуг, призванная повысить их привлекательность для потребителей
Манипуляция – это вид психологического воздействия, ведущие к изменению (модификации) поведения человека, к скрытому возбуждению у него желаний, намерений, отношений, не совпадающих с его актуально существующими целями.
«Манипуляция – это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением».
1) родовой признак – психологическое воздействие; 2) отношение к объектам манипулирования как средству достижения собственных целей; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так и его направленности); 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости); 6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование «искусственных» потребностей и мотивов для изменения поведения) (Е.Л. Доценко).
1.4. Информационно-психологические войны
Психологическая война (американское законодательство) – «планомерное проведение пропагандистских и других психологических операций для оказания влияния на мнения, чувства и поведение иностранных группировок в целях достижения задач национальной политики государства».
«Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем», ее задача состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума. (И.И.Завадский).
Информационное оружие – это алгоритм. Применить информационное оружие – это значит так подобрать входные данные для системы, чтобы активизировать в ней определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия активизировать алгоритмы генерации нужных алгоритмов.
Информационное оружие:
· носит исключительно наступательный характер (объем информации, целенаправленно передаваемый от одной страны к другой, и является мерой информационной агрессивности. При этом неважно, какой характер имеет передаваемая информация. Безопасность системы уже начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о противнике, но и теми знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться;
· относительная дешевизна по сравнению с другим видом вооружения, потому что в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Изначально предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения. Задача применения информационного оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имеющиеся у него средства, в том числе технические, против самого себя;
· в отличие от химического или ядерного, да даже просто, огнестрельного оружия на применение информационного оружия (ЭВМ, Интернета, СМИ) нет законодательного запрета ни в одной стране мира;
· скрытость многих информационных воздействий при применении информационного оружия. Жертвы данного вида оружия, даже владея теорией и соответствующей технической базой, приходят к осознанию себя как жертвы только потом, когда «поезд уже ушел».
Информационная война включает:
мирную пропаганду достоинств собственного образа жизни.
создание ложной картины Мира, которая должна способствовать экспансии функциональной системы, формируя заданное мировоззрение личности, инициирующее, в свою очередь, запрограммированное информационными технологами намерение, приводящее личность к соответствующему поведению, устраивающему функциональную систему, т.е. соответствующее её первоначальному замыслу.
Цель информационной войны заключается в изменении поведения противника, в постановке его на то место, где его хотелось бы видеть. Но если все предыдущие войны вели к желаемому результату через запугивание и уничтожение, то при информационной войне это делается непосредственно напрямую и может продолжаться сколь угодно долго, до тех пор пока «кот сам не захочет отпустить мышь».
Условия успеха в информационной войне:
способность определить собственный алгоритм поведения и реализовать его
способность промоделировать поведение противника (в больших объемах собирать, хранить и обрабатывать информацию о противнике: это значит более полно изучить поведение противника – знать и понимать его историю, культуру, религию, быт и т.п.
использование неустойчивых ситуаций, разрушения устоявшихся структур; чем больше хаоса – тем больше возможностей для корректировки.
использование эмоциональных воздействий, минуя средства защиты, основанные на логике
Не проиграть в информационной войне – это значит вовремя понять, чему можно обучаться, а чему нельзя, т.е. какие входные данные можно обрабатывать, а какие – нельзя. Для системы безопасно оперировать с той информацией, механизмы обработки которой уже существуют у данной системы.
Побежденному в информационной войне не остается никаких шансов на ответный удар. И он это осознает. Поверженный в информационной войне интуитивно понимает, что любое его логически обоснованное рациональное поведение уже просчитано и запрограммировано врагом. Единственное, что ему остается, – это иррациональное поведение – хаос, это бесцельная смута, это терроризм.
По аналогии процесс информационной войны (наведения гипнотического состояния на отдельное общество) выглядит следующим образом:
1) расслабить общество – внушать через средства массовой информации, что врагов нет, при этом обсуждать отдельные исторические периоды и интересы отдельных народностей (цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта сознания общества);
2) заставить общество слушать только противника, не обращая внимания на какие-то иные мысли или ощущения, например, акцентировать средства массовой информации исключительно на какой-то одной парадигме общественного развития, например западной, исключив любой другой опыт; Китай, Японию, мусульманский мир (цель: процесс нагружения общественного сознания и действие формирующих сил ослабляются);
3) заставить общество не размышлять над тем, что говорит противник, для этого исключить из средств массовой информации серьезные аналитические исследования проблем (цель: способствовать торможению непрерывного потока мыслей);
4) сосредоточить внимание общества на каком-то предмете помимо входного информационного потока, например внутренние катаклизмы, войны, акты террора (цель: подсистема защиты, ответственная за обработку входной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою функцию и как бы расстраивается);
5) постоянно внушать, что само общество становится лучше и лучше, что все окружающие относятся к нему лучше и лучше (цель: подобное внушение ослабляет историческую память и чувство самотождественности, которыми характеризуется нормальное состояние общества);
6) средства массовой информации одновременно должны убеждать членов общества, что возникшее состояние – это не совсем то, что должно быть (цель: создание пассивного состояния сознания, в котором сохраняется возможность зависимости от информационного воздействия противника).
2. Человек как субъект и объект
информационно-психологического воздействия
2.1. Понятие о психике