Меры по реализации информационно-психологической безопасности на уровне государства

К числу основных мер по реализации информационно-психологической безопасности на уровне государства , по мнению большинства отечественных экспертов в данной области (Доценко Е. Л., 2003; Кара-Мурза С. Г., 2005; Воронцова Л. В., Фролов Д. Б., 2006; Баришполец В. А. [и др.], 2012; Манойло А. В. [и др.], 2012), относятся:

– определение совокупности традиционных нравственных ценностей, поддерживаемых обществом (государством), и механизмов этой поддержки;

– законодательное закрепление необходимых ограничений конституционных прав и свобод граждан в интересах защиты традиционных нравственных ценностей общества (государства), а также здоровья (в том числе психического) человека и общества;

– обеспечение свободы массовой информации, гарантии свободы совести и вероисповедания, предотвращение злоупотребления этой свободой;

– совершенствование системы открытых государственных информационных ресурсов и доступа к ним граждан при условии обеспечения гармоничного развития информационного рынка, системы массовой информации граждан;

– недопущение пропаганды, способствующей разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.

К основным организационно-техническим мероприятиям обеспечения информационно-психологической безопасности в России В. А. Баришполец [и др.] (2012) относят: создание и совершенствование существующей системы обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации; усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационно-психологической сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере; создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и СМИ; разработка, использование и совершенствование методов и средств регистрации (обнаружения) негативного информационно-психологического воздействия на человека, групповое, массовое и общественное сознание и ряд других.

Вместе с тем основной целью данных мероприятий должно стать повышение психологической устойчивости («психологического иммунитета») граждан к негативному внешнему информационному воздействию с обеспечением возможности в случае необходимости их своевременной и эффективной психологической реабилитации. Такая психологическая устойчивость, как уже отмечалось, должна опираться на традиционные национальные, культуральные и нравственно-этические ценности общества и государства.

Особую роль при этом имеет адекватное формирование среди населения, особенно молодежи, «исторической памяти» и уважения к традиционным национальным и государственным символам. В том числе это относится и к своеобразию специфических архетипов русского (славянского) этноса. Среди них, в отличие от западных стран, опирающихся на архетип «Героя», и восточных стран – с доминированием архетипа «Мудрого старца», наиболее важным для нашей страны является образ «Родины-матери», который в период Великой Отечественной войны сменился символом суровой женщины с мечом («Родина-мать зовет»). Естественный и традиционный для русского человека образ великодушной и всепрощающей Богородицы, играющий в течение нашей многовековой истории роль основного нравственного и этнокультурного императива, претерпел в советскую эпоху существенную трансформацию, став образом «Родины-матери».

Поэтому в рамках указанных выше основных положений крайне важным является восстановление в общественном сознании «образа будущего», опирающегося на истинные, а не навязанные извне культурно-исторические традиции, с формированием конкретных целей, четкими этико-нравственными правилами их достижения и яркими, наглядными, прежде всего историческими, примерами воплощения.

Вместе с тем существующая система обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации находится в стадии формирования. Несмотря на то что информационно-психологическая война определена в соответствующей Доктрине в качестве одной из наиболее опасных угроз безопасности личности, общества и государства, противодействие современным все более циничным и агрессивным операциям информационно-психологического воздействия осуществляется нередко с опозданием, без учета «исторического опыта» и необходимой координации (Баришполец В. А. [и др.], 2012; Манойло А. В. [и др.], 2012).

Наши рекомендации