Основы информационно-психологической безопасности

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Для студентов 1-го курса ФАВТ

Введение

Цели дисциплины «Основы информационно-психологической безопасности»:

– формирование представлений о психике, личности, психологических механизмах информационно-психологического влияния и способах безопасного развития личности;

– удовлетворение познавательных интересов студентов в сфере знаний о человеке вообще и о себе (своих возможностях, достоинствах и недостатках), в частности;

– развитие представлений, способствующих становлению позитивного эмоционально-ценностного отношения к образованию, саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности;

– развитие умений анализировать информационно-психологические факторы, ставить цели и проектировать процесс безопасного развития.

Рубежный и суммарный рейтинг по дисциплине

Рейтинг первого контроля Рейтинг второго контроля Рейтинг третьего контроля Суммарный рейтинг
макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин.

В первом модуле (в течение первой трети семестра (1 – 7 недели)) по результатам тестирования, проводимого на лекционном (практическом) занятии (максимум 10 баллов), и работы на практических занятиях (максимум 15 баллов) студент может набрать максимум 35 баллов, а для достижения удовлетворительного уровня должен набрать минимум 21 балл.

Баллы во втором модуле набираются за счет работы на практических занятиях (максимум 10 баллов) и тестирования, проводимого на лекционном (практическом) занятии (максимум 10 баллов). Таким образом, максимум – 20 баллов, минимум – 12.

В третьем модуле семестра по результатам работы на практических занятиях студент может набрать максимум 15 баллов. Работа в течение модуля также предполагает тестирование (максимум 10 баллов) и написание итоговой контрольной работы (максимум 20 баллов). Следовательно, максимум – 45 баллов, минимум – 27.

Основные понятия

Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, складывающаяся в результате переработки информации о нем. Выделяют чувственные образы, создаваемые с помощью ощущений, восприятия, и умственные образы, являющиеся продуктом мышления.

Мотив – побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается, внутренняя причина поведения (поступка). Мотив не может быть объяснен сам по себе, вне связей человека с природным и социальным окружением, его потребностями, желаниями, интересами, ценностями.

Деятельность – целеустремленная активность, включающая совокупность действий, направленных на приспособление к среде и/или преобразование ее.

Личность – человек как участник и творец социальных отношений и сознательной деятельности.

Отношения (личности, субъективные) – присущие человеку определенные относительно устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии с теми или иными сторонами действительности.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

2.2. Сознание как высшая управляющая подсистема человека

Состояния сознания

Сознание играет значительную роль во внутреннем и во внешнем равновесии индивида с окружающей средой. В зависимости от того, насколько эффективно человек может приспосабливаться к окружающей среде, можно выделить следующие состояния сознания:

бодрствование (активное) – состояние сознания, которое проявляется в способности эффективно расшифровывать внешние стимулы и отвечать на них так, как это принято в обществе; оно связано с оптимальным уровнем активации мозга;

измененные состояния сознания достигаются уменьшением притока сигналов к мозгу: сон, гипноз, медитация. Сон – не однородное состояние. Обычно во время нормального ночного сна проходит пять циклов по 90 минут. Каждый цикл состоит из двух видов сна: 1) медленноволновый сон содержит четыре стадии, по прохождению которых человек все глубже погружается в сон, мозговая активность и тонус мышц снижается, организм восстанавливает физические силы; 2) пародоксальный сон – при резком падении мышечного тонуса возрастает активность мозга, глаза под сомкнутыми веками совершают быстрые движения; разбудить спящего в это время очень трудно, но если удается, то он может детально восстановить содержание сновидения. Значение пародоксального сна в жизни человека не выяснено;

патологические состояния сознания, вызванные употреблением психотропных средств (ряд авторов относит их к измененным состояниям сознания).

Структура сознания

В традиционной науке принято разделение психики на части: осознаваемую (сознание) и неосознаваемую (бессознательное).

Впервые представление об уровнях психики ввел З. Фрейд. В современной терминологии они представлены следующим образом:

бессознательное – принципиально недоступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическое ядро личности;

подсознательное – эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

досознательное – содержание, которое по необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматических действий;

рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

В современных теориях часто сознательное и бессознательное не противопоставляются, а рассматриваются как частные проявления сознания, например, сознательное трактуется как рефлексивное, а бессознательное – как арефлексивное сознание.

Ощущения

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. До достижения интенсивности раздражителя абсолютного нижнего (физиологического) порога ощущения возбуждения рецептора не происходит. Если интенсивность раздражителя выше физиологического порога, но ниже порога восприятия – рецептор реагирует на сигнал, информация поступает в нервную систему, но не осознается. Физиологический порог определяется генетически, зависит от физиологических факторов. Порог восприятия зависит от опыта и состояния человека и является менее стабильным, чем физиологический.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителей.

Виды ощущений.

1. Зрительные порождаются электромагнитными волнами с длинами волн 380 (фиолетовый) – 780 (красный) нм. Характеризуются цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

2. Слуховые – реакция на механические воздействия, периодические появления областей высокого и низкого давления. Характеризуются высотой, тембром, громкостью (20 – 20000 герц по частоте; 16 – 120 децибелл по громкости).

3. Обоняние – вид чувствительности, порождающий ощущения запаха – наиболее древнее, простое и жизненно важное ощущение. Чем ниже живое существо на эволюционной лестнице, тем больше обонятельная часть головного мозга.

4. Вкусовые – имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое.

5. Осязание – кожная чувствительность – результат сложного комбинирования ощущений давления, боли, тепла и холода.

6. Другие (статические и кинестетические: ощущения равновесия, вибрации и пр.).

Ощущения классифицируются:

по характеру контакта с раздражителем: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (кожные, вкусовые);

по расположению рецептора: интероцептивные (сигнализирующие о внутреннем состоянии организма), проприоцептивные (сигнализирующие о положении различных частей тела, их движении) и экстероцептивные (сигнализирующие о характеристиках внешнего мира).

Эффекты, связанные с ощущениями.

1. Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под вли­янием действия раздражителя. Может происходить как полное исчезновение или притупление ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя или повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (например, изменение ширины зрачка при переходе от темноты к свету).

2. Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств (например, слабые звуковые и приятные обонятельные раздражители повышают чувствительность зрительного анализатора).

3. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. К сенсибилизации приводит: а) необходимость компенсации сенсорных дефектов (развитие обоняния и осязания у слепоглухих людей); б) постоянная специфическая деятельность.

4. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например, цветной слух).

Восприятие

Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений.

В отличие от ощущений, восприятие всегда соотносится с конкретным предметом, явлением, т.е. вне нас существующей действительностью. В результате восприятия складывается образ, включающих комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Внешние раздражители, воздействуя на органы чувств человека, автоматически вызывают ощущения. Восприятие же невозможно без встречной активности субъекта.

Способность воспринимать характерна для высших животных и человека, она совершенствуется в процессе жизни.

Свойства восприятия:

предметность – восприятие мира не в форме набора ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов; отнесение сведений, получаемых из внешнего мира к объектам этого мира;

целостность – мысленное достраивание неполного образа до целостной формы;

константность – восприятие предметов относительно неизменными по форме, цвету, величине и пр. независимо от меняющихся физических условий восприятия;

структурность – восприятие внешних объектов как состоящих из определенных взаимосвязанных частей;

избирательность – выделение одних объектов по сравнению с другими;

категориальность (осмысленность) – понимание сущности предмета, обозначение его определенным словом и отнесение к определенному классу.

Восприятие зависит не только от ощущений, но и от самого воспринимающего субъекта: от прошлого опыта, от стоящей перед человеком задачи и мотивов его деятельности, от установок и убеждений, от эмоционального фона.

Иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Внимание

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, углубленность в направленную на него познавательную деятельность.

Является ли внимание самостоятельным процессом или оно – аспект любой психической деятельности – дискуссионный вопрос.

Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации и игнорирования другой. Если этот процесс совершается без волевой регуляции, то говорят о непроизвольном внимании. Произвольное внимание служит для достижения заранее поставленной и принятой к исполнению цели. Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес способствуют возникновению послепроизвольного внимания.

Критерии внимания:

внешние реакции, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала (поворот головы, фиксации глаз, мимика, поза и др.);

увеличение продуктивности когнитивного «внимательного» действия по сравнению с «невнимательным»;

избирательность (селективность) информации – возможность активно воспринимать, запоминать, анализировать лишь некоторую часть поступающей информации;

ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.

Свойства внимания.

1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сох- ранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания; характеризуется частотой колебаний и переключений внимания. Она зависит от свойств нервной системы, состояния организма, мотивации, внешних обстоятельств деятельности.

2. Сосредоточенность (интенсивность) проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Субъективно проявляется в степени ясности и отчетливости объектов.

3. Переключаемость проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой.

4. Распределяемость заключается в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько различных действий.

5. Объем внимания – характеристика, определяемая числом простых впечатлений или символов, осознаваемых ясно и отчетливо (7±2 единиц информации).

Память

Память – способность к хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Выделяют 4 процесса, составляющих единую мнемическую систему: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание.

Классификация видов памяти.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

эмоциональная – память на чувства;

образная – память на представления, картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы; бывает зрительной, осязательной, обонятельной, слуховой;

словесно-логическая – специфически человеческая память на мысли.

По характеру целей деятельности:

непроизвольная – автоматическая, без постановки задачи запоминания и волевых усилий;

произвольная – присутствует задача на запоминание, требуются волевые усилия.

По продолжительности сохранения материала:

мгновенная (иконическая, сенсорная) – удержание полной картины воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации (0,1–0,5 с);

кратковременная – сохранение неполного, а обобщенного образа воспринятого в течение короткого промежутка времени (20–30 с), работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но с установкой на последующее воспроизведение. Объем кратковременной памяти 7±2 единиц информации. Она связана с актуальным сознанием человека;

оперативная – память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений определяется конкретной задачей, стоящей перед человеком;

долговременная – память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

Мышление

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся «обобщенным и опосредствованным отражением действительности».

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы, т.е. оно выходит за пределы чувственно данного познания. Мыслительный акт есть выделение, осознание отношения элементов структуры задачи, а не отражение и сочетание их самих, отделенных друг от друга.

Мышление связано с наличием проблемной ситуации и предполагает внутреннюю направленность субъекта на достижение цели, поиск решения.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах, кроме ощущений.

Интеллект – способность к мышлению.

В мыслительном акте происходит поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого. Выделяют следующие логические формы мышления:

суждение – элементарная единица мысли, отражающая связи и отношения между предметами и явлениями или их свойствами и признаками;

понятие – мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности;

умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), которая дает возможность извлечь из них новое суждение.

Способы производства умозаключений – индукция (вывод частного суждения из общего) и дедукция (вывод общего суждения из частных).

Для установления отношений между объектами используются мыслительные операции:

сравнение вскрывает сходства и различия вещей;

анализ – расчленение объекта на части, выделение сторон, свойств, связей, отношений между элементами;

синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

абстракция и обобщение – выделение общих, существенных признаков объектов, отделение их от случайных, поверхностных;

конкретизация – операция, обратная обобщению, возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его специфичности.

Виды мышления:

наглядно-действенное мышление – отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами (характерно преимущественно высшим животным и человеку);

наглядно-образное – связи и отношения вскрываются путем соотнесения разных образов одного и того же предмета или различных предметов;

понятийное (словесно-логическое) – элементами, над которыми производятся различные операции, служат понятия.

Индивидуальные особенности мышления:

соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления;

преобладание интуитивного или рационального способа решения проблем;

гибкость мышления (лабильность – ригидность) – умение изменять намеченный путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые не удалось учесть вначале;

быстрота мысли;

самостоятельность мышления – умение увидеть, поставить новую проблему, найти подход к ее решению и решить.

Особенности творческого мышления:

1. Необычное видение проблемы, выход мысли за пределы привычного способа рассуждения.

2. Оригинальность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

3. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.

4. Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, т.е. не содержащей ориентиров для этих идей.

Эмоции

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на человека явлений и ситуаций.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции можно рассматривать как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма эмоциональных состояний, которые оно способно переживать.

Функции эмоций:

оценки и выражения значимости предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей человека;

побуждения к действию или отказу от него в зависимости от оценки;

активации нервных центров и всего организма в целом (любое эмоциональное состояние сопровождается многими функциональными изменениями организма);

регуляции действий через эмоциональную окраску текущих событий и через актуализацию индивидуального опыта (прошлый опыт успешных или неуспешных действий человека определяет выбор действий в текущей ситуации);

экспрессивная функция – эмоции сопровождаются органическими изменениями (покраснение, учащение дыхания), проявляются в мимике, движениях, тембре голоса и т.д., что позволяет внешнему наблюдателю оценивать эмоциональное состояние человека.

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом. По сравнению с эмоциями чувства предметны, более устойчивы (не ситуативны), образуют ряд уровней. Чувства человека внешне обычно заметны.

Настроение – относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода времени. «Настроение не предметно, а личностно …, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние».

Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, возникающее в связи с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека. Чем более сильным являлся исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате, тем сильнее возникающий аффект.

Аффект протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями; препятствует нормальной организации поведения, его разумности; способен оставлять устойчивые следы в долговременной памяти. Человеку в состоянии аффекта характерны утрата самообладания, нарушение произвольного контроля над действиями, изменение состояния сознания. Преодолеть аффект возможно, препятствуя его возникновению.

Страсть – сильное, доминирующее чувство; сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека в экстремальной жизненной ситуации (угрозы, опасности), когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи;

откладывание на время достижение цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

физическая разрядка;

мышечное расслабление (релаксация) с помощью аутогенной тренировки;

слушание музыки;

активизация чувства юмора.

2.4. Личность

Индивид и личность

Личность – системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Индивид – человек как представитель биологического вида. В этом понятии отражается три признака:

неделимость (целостность) субъекта;

наличие у него общих генотипических наследственных свойств биологического вида;

наличие у него особенных, индивидуальных свойств, отличающих его от представителей того же вида.

К индивидным свойствам человека относят возрастные, половые, конституционные (особенности телосложения) и нейродинамические (характеристики нервной системы) свойства. На их основе возникают интегративные образования – темперамент и задатки.

Природное, биологическое составляет необходимую основу психического развития, формирования личности. Однако биологическое (телесная организация, характеристики нервной и эндокринной системы) входя в структуру личности становится социальным.

Пример: формированию ряда одинаковых черт характера людей, чей рост менее 150 см, способствовало их нахождение в обществе «высоких» людей.

Структура личности

В силу сложности, многомерности понятия «личность» в психологии существует множество теорий личности, ее моделей, представленных в виде совокупности различных уровней, подструктур, свойств, характеристик. Традиционно личность характеризуется темпераментом, характером, способностями, направленностью.

Структура личности по К.К. Платонову содержит четыре иерархически связанные (каждая следующая формируется, опираясь на предыдущую) подструктуры:

биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные и др.;

особенности эмоционально-волевых и познавательных психических процессов;

опыт: привычки, знания, умения, навыки;

направленность личности: убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.

Современным представлениям о личности, развиваемым отечественными психологами, характерно выделение следующих «планов» личности:

экспрессивно-инструментальный характеризует особенности проявления личности в деятельности и общении с другими людьми, типичные для личности формы, способы внешнего проявления, ее «внешняя оболочка» (характер, способности, социальные роли);

личностно-смысловой характеризует отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны (мотивы, цели, направленность личности, смысловые образования). Смысловые образования – субъективные значения объектов и явлений окружающего мира – определяют главные и относительно постоянные отношения личности к основным сферам жизни: труду, себе, другим людям и т.д. Смысловая сфера личности обеспечивает структурирование своих отношений с миром и подчинение своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам.

В структуру личности включают не только смысловую сферу, характер, способности и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межличностных отношениях.

Становление личности

В процессе развития личности культура выступает как система объективных значений (понятий, норм, образцов), а общество, окружающие люди – как носители этих образцов. Развитие личности невозможно без включения человека в систему социальных отношений, где происходит:

усвоение социального опыта;

производство собственных смыслов, целей, ценностей.

Сформировавшуюся личность характеризует:

способность к опосредованному поведению, предполагающая наличие иерархии в мотивах человека, то есть его способность преодолевать непосредственные побуждения ради социально значимых, заданных обществом мотивов. Становление этих качеств относят к дошкольному возрасту;

способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов, предполагающая наличие самосознания. Становление этой способности начинается в подростковом возрасте и представляет собой сложную внутреннюю деятельность оценивания собственных побуждений и поступков, соотнесения отдельных ситуаций, актов поведения к более широким контекстам жизни. Особую роль в этом процессе играют ситуации конфликта мотивов, критические жизненные ситуации. Результат этого процесса – осмысление жизненных целей, становление системы ценностей.

Функции Я-концепции

1. Первой функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с представлениями о себе, то он входит в Я-концепцию и становится ее частью. Если же новый опыт противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты.

2. Вторая функция заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта, т.е. действует как «внутренний фильтр», который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

3. Третья функция заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти.

Типология характеров

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Классификация способностей

Способности можно разделить на два больших класса:

1. Природные (или естественные) способности – они связаны с врожденными задатками, формируются на их базе, при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Многие из природных способностей является общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии.

2. Специфические человеческие способности – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Это высшие, культурно обусловленные способности, свойственные лишь человеку: художественные, музыкальные, лингвистические, математические, инженерные и т.п. Они имеют иное происхождение, формируются и развиваются иначе, чем природные способности. Условиями и предпосылкам развития у человека специфических способностей являются следующие:

- наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей;

- отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства

- необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности и т.п.

Понятие и виды общения

Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Характеристиками процесса общения выступают содержание, цель и средства.

1. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.

2. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У человека в процессе развития количество целей общения увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.

3. Средства общения - можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи); технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Структура общения

1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В условиях человеческого общения информация передается, формируется, уточняется, развивается. Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, необходимым условием чего, является использование единого языка и ситуации общения.

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Интеракция представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и раскрывается в способах обмена действиями. Обмен действиями предполагает необходимость согласования планов действия партнеров и «анализ» вкладов каждого участника.

3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения предполагает процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание

Барьеры общения.

Коммуникативный барьер - психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами. Это также и форма психологической защиты от постороннего психического воздействия.

1. Барьеры понимания: фонетические (быстрая речь, речь с большим количеством звуков-паразитов); семантические барьеры ( различие тезау­русов - систем значений слов); стилистические барьеры (несоответствие стиля речи и ситуации общения или актуального психологического состоя­ния реципиента); логический барьер (логика рассуждения либо слишком сложна для реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.

2. Барьеры социально-культурного различия (социальные, политичес­кие, религиозные, профессиональные различия приводят к различной ин­терпретации понятий; также восприятие партнера как лица определенной профессии, возраста, пола и т.д. может стать барьером).

3. Барьеры отношения - чисто психологический феномен, возникнове­ние у реципиента чувств неприязни, недоверия к коммуникатору, препятс­твующих передаче информации.

Факторы, затрудняющие процесс общения:

1. Установки: идеализированные представления о межличностных отношениях, особенно с противоположным полом, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим.

2. Эмоциональные состояния: стеснительность, напряжение, страх неудачи, переживание своей ущербности, завышенный уровень притязаний.

3. Поведение: гиперактивность, подозрительность, критичность, аг­рессивность, чрезмерная пассивность.

Конфликт

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

В зависимости от сторон выделяют:

– внутриличностный конфликт (столкновение отдельных особенностей личности и поведения человека);

– межличностный (конфронтация между двумя или более отдельными личностями по поводу потребностей, мотивов, целей, установок);

– личностно-групповой (возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям);

– межгрупповой (столкновение стериотипов поведения, норм, целей различных групп).

Динамика конфликта.

1. Стадия потенциального конфликта. (Стремление А к желаемому состоянию, цели объективно препятствует достижению Б желаемого им состояния). Возникновение конфликтной ситуации.

2. Осознание конфликной ситуации. Начинается с инцидента, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

Между субъективным и объективным в конфликте могут быть сочетания: адекватно понятый конфликт; неадекватно понятый конфликт; не понятый конфликт; ложный конфликт. Именно образы конфликтной ситуации, а не реальность определяют поведение участников конфликта): представления участников противоречия о себе; о противоположной стороне; о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

3. Переход к конфликтному пов

Наши рекомендации