Принцесса, которая не нравилась самой себе
Очень частая проблема подросткового и юношеского возраста — дисморфофобия, или, как ее часто называют, комплекс «гадкого утенка». Это — опасения по поводу своей внешности, как правило, необоснованные и скрываемые. При этом девушка или юноша, которые «не нравятся самим себе», со стороны выглядят самовлюбленными. Очень часто неизжитые трудности такого рода
мешают нормальным человеческим отношениям, делают человека эгоцентричным (не обязательно эгоистичным) и неуверенным в себе. Марина живет в вымышленном мире, не замечает чужих чувств, не верит в них; принятое ею «зелье», заставляя полюбить себя, помогает не думать о себе постоянно и заметить переживания других. Принц Артемий, переживший неверность Элизабет, также способен на сочувствие, а значит, на искреннее чувство. Образ волшебницы показывает опасность пренебрежения чувствами других, ранняя старость здесь — символ напрасно прожитой жизни.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Что значит «не нравится самой себе?»
Как воспринимали принцессу Марину окружающие ее люди ?
За что фея наказала колдунью? Как можно вести себя, если не разделяешь чужих чувств?
Что значит «гордость» для героини сказки ?
Представьте себе, что оба напитка употреблены так, как было задумано? Что бы вы сказали о чувствах героев в этом случае?
Почему Марина выбрала Артемия ?
Сказка также может быть применена при работе с проблемой непонимания родителями своих детей-подростков и стоящих перед ними проблем. Для иллюстрации этой проблемы приведу почти анекдотический разговор, состоявшийся у меня с одной учительницей — матерью 15-летней девушки.
— Моя дочка почему-то стала стремиться принимать душ каждый день, а иногда даже 2—3 раза в день. Я просто не понимаю, что с ней делается!
— В период созревания у подростков бывают различные неприятные переживания, например, они боятся, что от них плохо пахнет. Ничего нет страшного в том, что она часто принимает душ, но ее необходимо поддержать, чтобы у нее было больше уверенности в себе.
— Как?
— Ей важно, чтобы Вы ее хвалили.
— Да я ее хвалю, я говорю, что если она без конца будет мыться с мылом, у нее вообще вся кожа облезет.
На рисунке к сказке принцесса Марина — довольно хорошенькая девушка — видит в зеркале не свое отражение, а кривляющегося чертенка — олицетворение ее комплекса.
Сказка о странной любви
Это сказка о некоторых любовных заблуждениях, часто встречающихся в юности, которые не дают сформироваться зрелому пониманию любви, необходимому для полноценного супружества. «Неграмотные в любви», черпающие представление о ней из сериалов, дамских романов и наблюдений за не всегда удачной семейной жизнью близких, принимают за чувство любви симпатию, половое влечение или любопытство, также как настойчивость «партнера» может быть понята как доказательство любви с его стороны. Сказка может быть поводом для разговора о различных проявлениях любви, о вседозволенности и обязательствах, о новизне, о радости, которую в современном мире часто отождествляют с удовольствием (также как сексуальные отношения отождествляют с любовью), и о языках любви. В сказке также присутствует «трудная» для разговора с подростками тема однополой влюбленности. Тема особенно трудна для обсуждения сейчас, когда многие средства массовой информации пытаются сформировать представление не только о нормальности, но и об особой привлекательности таких отношений. Если участники группы в результате обсуждения этой проблемы подойдут к более взрослому, «грамотному» пониманию любви, то это будет общей победой.
При планировании сказкотерапевтических занятий можно предварить анализ этой сказки (или завершить его) играми «Эмоциональный контакт» или «Рисуем музыку». (См. раздел «Игры».)
Сказка также может быть рассмотрена при подготовке психологов, так как волшебница в данной сказке использует различные психотерапевтические подходы.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Что означает «неграмотность в любви ?»
Почему Валентина чувствует тяжесть на сердце?
Любовь в представлении Королевы и Волшебницы — это одно и тоже чувство?
Если бы вы оказались на этом турнире, хотелось ли бы вам что-нибудь добавить к словам Королевы или Волшебницы?
Кого бы вы назвали победителем турнира в этой сказке?
Могут ли создать счастливые семьи придворные Королевы Блуждающих Сердец ?
Сказка об Эмиле и Эмилии
Эта сказка — об образовании семьи и о первом, самом трудном времени ее становления. Сказка написана по просьбе студентов, как сказка, которая не кончается свадьбой.
Очень часты в юношеском возрасте переживания «скуки», тоски, пустоты, и тогда наши юные принцы и принцессы ищут влюбленности как острых ощущений. Влюбленность героев эгоцентрична. Они не готовы оказывать друг другу поддержку, можно сказать, что каждый ищет в другом свое отражение. Испытание, которое выдерживают герои, помогает им понять друг друга, по крайней мере, настолько, чтобы суметь «начать сначала».
Возможные вопросы при анализе сказки:
Проанализируйте первый разговор Эмиля и Эмилии. Можно ли назвать это разговором влюбленных? Слушают ли они друг друга?
Что такое «человек с заколдованным сердцем» ?
Что значит выражение «созданы друг для друга» ?
В том месте сказки, где Эмиль и Эмилия должны начать рисовать картины, подумайте вместе, что они могут нарисовать. Почему?
Как вы думаете, смогут ли Эмиль и Эмилия быть счастливыми
вместе?
Эта сказка может также иллюстрировать проблему «странного», не понимаемого в своей семье ребенка.
Рисунок к сказке изображает героев, смотрящих не на прекрасный пейзаж и не друг на друга, а в зеркало, что является аллегорией «зеркальной», эгоцентрической подростковой влюбленности.
Опыт работы с этой сказкой показывает, что подростковая группа, как правило, «угадывает» поведение героев. Если прервать чтение сказки, то практически всегда в том или ином порядке называются картины, которые нарисуют герои. (Это,
на мой взгляд, подтверждает архетипичность сказки.) Попытка работать с этой сказкой во взрослой аудитории (с людьми, имеющими проблемы в семейной жизни) показала сложности с прогнозированием чужого поведения, даже заявления, что его «невозможно предвидеть».
Сказка о капризной принцессе
В этой сказке два основных мотива: во-первых, взаимное непонимание отца и дочери, когда принцесса «капризничает», пытаясь добиться внимания отца, а тот отделывается очередной игрушкой, и во-вторых, необходимости уважения к природе, к предметному миру, к реальности вообще.
(На мой взгляд, в природе нет ничего «ненужного»; применение критерия «полезности» к живому опасно и для самого человека.)
Возможные вопросы при анализе сказки:
Почему принцесса капризничает ?
Кто в первую очередь отвечает за беспорядки в Бамдинии ? Принцесса ? Король ? Волшебник ?
Можно ли сказать, что в природе есть что-то ненужное, заслуживающее уничтожения? Кто должен, на ваш взгляд, это определять?
Как лучше поступать с капризными детьми?
Рисунок к сказке показывает «крайне занятого» отца, отвернувшегося от дочки, вместо того чтобы научить ее ответственному поведению, и дочку, предающуюся неразумным забавам.
Храбрец, боявшийся тишины
В этой сказке я пытаюсь поговорить об очень важной проблеме современной жизни — о боязни встретиться с самим собой. Общение с другими людьми превращается в контакт масок, «игры», если вспомнить Э. Берна. Для того чтобы избежать встречи со своим внутренним миром, со своей душой, можно использовать разные методы: не прекращающуюся ни на минуту музыку, лучше громкую, поверхностное, но постоянное общение, компьютер, алкоголь, другие «уводящие от себя» привычки, даже «запойное» чтение. Герой сказки, «задетый за живое» пониманием своего страха, решает измениться. Для этого ему необходимы
и помощь более зрелого человека, и способность увидеть свои мысли, представления, фантазии, обнаружив при этом, что они не очень-то ему нравятся, и умение, хотя бы иногда, говорить «нет», и собственный кропотливый поиск.
Возможные вопросы при анализе сказки:
Встречались ли вам люди, на которых «наложено такое же заклятье», как на Тацео?
В чем это выражалось ?
Действительно ли приятели Тацео скучали и беспокоились о нем в его отсутствие?
Какой подвиг героя сказки кажется вам наиболее трудным?
Как вы думаете, в чем должен состоять третий подвиг?
Рисунок к сказке изображает героя во время совершения второго подвига, в лесу, где мысли становятся реальностью. При групповом обсуждении сказки можно попытаться представить, какие мысли героя воплотились в эти фантастические образы. Такое обсуждение может проецировать проблемы группы.