История о принце, который носил маску

Смертельно обиженный невниманием родителей, юноша при­нимает решение: «Мне никто не нужен». Маска равнодушия, ко­торую однажды надевает Людовик, прирастает к нему. Он стано­вится чужим в своей семье и не становится своим где-либо. Встре­ча с Королевством масок — то испытание, которое показывает ему значение открытости и естественности. (Это может быть, напри­мер, группа с другими социальными нормами, страна с иной куль­турой.) В результате принц осознает значение тех норм человечес­кого общения, которыми он пренебрегал ранее.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «носить маску» ?

Можно ли иметь друзей, если сам носишь маску?

Хотели бы вы видеть маски вместо лиц ?

Возможна ли любовь без открытости?

Как вы считаете, чей выбор легче: Людовика или Леоноры ?

Как бы вы убедили жителей города отказаться от масок ?

Рисунок изображает героя сказки «пустым пространством», «дыркой на картине». Это символ того, что человек, контактиру-

ющий с другими людьми на уровне масок, клише, всегда закры­тый, практически исключает себя из человеческого общества; не допуская других к себе, он остается «пустым».

Мальчик-чудовище

Сказка обращена к современным подросткам и говорит о том, что источник агрессии находится в самом человеке. Подростковый возраст у юношей и у девушек — это не только трудные вопросы, но и чудовищные поступки, которые зачастую удивляют их самих. Поиск своего пути и своих отношений с чудовищем, поиск автори­тета — тема сказки. Естественно, злое начало в человеке не исчер­пывается с «трудным возрастом». Понимание источника зла в се­бе — это уже способ борьбы. Поэтому некоторые «мудрецы» говорят на языке известных мифов. Проблема может быть поставлена так же, как проблема доверия к чужому опыту и учению. Как человек должен принять важное для себя решение, до какой степени можно доверять мудрецам — эти вопросы решает для себя юный Георгий.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Сталкивались ли вы с чудовищами в себе?В других людях?

Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу?

Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким ?

С кем из мудрецов вы готовы согласиться ?

Что считать «доброй победой» (Если можете, приведите примеры).

Можно ли считать победу Георгия окончательной? А победы его отца и дяди ?

Почему дракона зовут Орг?

Как человек должен принимать важное для себя решение ? До ка­кой степени можно пользоваться чужим опытом?

Как определить, кто из мудрецов дает действительно полезный совет ?

Рисунок к сказке, изображая юношу, убегающего от своей те­ни, заставляет вспомнить строки Леонида Мартынова:

Вот Человек — пойди его пойми — Он на своей сияющей Звезде С ужаснейшими борется зверьми, Которых сам насотворил везде.

Мальчик, который не умел играть

У героя сказки две проблемы: неумение общаться и неприятие социальных норм. При этом любые социальные нормы регулиру­ют отношения между людьми только тогда, когда принимаются человеком. Герой сказки — ребенок, не принимающий «правила игры». Естественно, он оказывается в изоляции. Фантазии героя вначале заменяют ему друзей, затем становятся навязчивыми страхами, как это часто бывает с грезами. Через трудные пережи­вания герой сказки приходит к решению «играть по правилам». Это одна из сказок не столько для подростков, сколько для детей 7-10 лет.

Возможные вопросы при анализе сказки:

Что значит «уметь играть с другими» ?

Что делать, если тебе не нравятся правила игры ?

Можно ли придумывать друзей?

Можно ли придумывать только добрые фантазии ?

Могут ли люди бояться собственных фантазий ?

Эта сказка может также использоваться для психологической работы с детскими страхами. Для этого можно попробовать нари­совать Единорога, Свинслика, Змеельва, Опудало, а также те стра­хи, которые есть у клиента. Обсуждая проблему страха, можно по­говорить о том решении проблемы, к которому приходит герой сказки.

Рисунок к сказке иллюстрирует тот плен, в котором оказался герой, он «взят в окружение» своими фантазиями.

Утешительная сказка

Диалоги, которые ведутся в этой сказке, затрагивают проблемы, которые являются значимыми для подростков 14—18 лет и разреше­ние которых является для них жизненно важным. Дерево, пытаю­щееся облегчить героям поиск решения, действует в сказке как гу­манистический психолог — его решения не навязываются, но об­легчают каждому путь к самому себе. Экзистенциальные проблемы — ценности жизни, смысла смерти, страдания, одиночества — сосед­ствуют с не менее актуальными для героев сказки проблемами: по­иска уверенности в себе, неразделенной любви.

Сказка может также использоваться в программах обучения психологов-консультантов, так как Дерево ведет с приходящими к нему психотерапевтический диалог.

Возможные вопросы для анализа сказки:

Хотели ли бы вы иметь возможность поговорить с Деревом Уте­шения?

Кто может выполнять эту роль в жизни ?

Что бы вы сказали человеку, который не хочет жить?

А той юной матери, которая не хочет рожать своего ребенка?

Как вы понимаете то, что Дерево Утешения стало невидимым? Что изменилось для тех, кто к Нему приходит ?

Рисунок к сказке изображает Дерево личностью, к которой об­ращаются пришедшие к нему люди. Видно, что люди, отягощен­ные проблемами, после диалога с деревом уходят просветленными. Символом этого общения является листок Дерева утешения, кото­рый уносят с собой те, кто с ним общался.

Сказка о Человеке и Рыбе

Сказка представляет попытку автора написать прожективный текст. Если вам трудно даже приблизительно понять проблему кли­ента или группы, попробуйте спросить, о чем эта сказка? Спросите сначала себя. Ваш ответ верен для вас. Ответы, которые дадут вам клиенты, верны для них. Сказка, на мой взгляд, может быть полез­ной и при духовных проблемах.

Для меня самой этот текст прежде всего представляет пробуж­дение религиозной веры, диалог человека с Богом. (Это не только моя проекция — когда я обсуждала эту сказку с девочкой 11 лет, она спросила: «А Человек очень большой?» Получив ответ: «Ну, наверно...», она сказала: «Тогда это — Бог».)

При работе со сказкой мне встречались такие проекции, как отношения:

— мужчины и женщины,

— отца и ребенка,

— учителя и ученика,

— власти и народа и другие.

К этой сказке трудно предложить конкретные вопросы, но можно спросить группу (или консультируемого), кто, по их мне­нию, в этой сказке назван Человеком.

Рисунок к сказке подчеркивает единство, и даже взаимопро­никновение персонажей сказки; можно сказать, что у них «одно сердце».

Рисунок «Презентация монстра»

Рисунок завершает серию сказок и может быть предъявлен на любом этапе сказкотерапевтических занятий. Особенно важное значение он может иметь в тот момент, когда в группе поднимается вопрос о том, что человек иногда вынужден поступать «не как все», если хочет остаться самим собой, а по большому счету — просто ос­таться человеком. Рисунок изображает заурядного, не слишком ге­роически выглядящего человека, которого выставляют напоказ как «монстра» действительно кошмарные чудища. Если возникает во­прос о том, может ли человек противопоставлять себя среде, или если высказывается мнение, что «не могут же все вокруг быть не­правыми», то этот рисунок позволяет представить себе такую ситу­ацию. Вопрос, который возникает здесь: «Где человек хотел бы быть, с кем?» Другие моменты сказкотерапии, на которых целесо­образно использовать этот рисунок — обсуждение сказок «Маль­чик-чудовище» и «Очень печальная сказка».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации