Методические особенности психологической работы со сказками
В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести:
• метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,
• знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,
• сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,
• динамичность,
• разнообразие, возможность подобрать необходимую тематику,
• соответствие национальному характеру.
Недостатки (не народных сказок, а сказкотерапии на их основе):
• недостаточная подробность текста, условность характеров, в результате — недостаточная «психологичность»,
• отсутствие изменений в характере героя за время действия сказки,
• в очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами.
В использовании известных авторских сказок можно отметить почти те же преимущества, что и при использовании народных сказок:
• известность сюжета, обычно с детства, что иногда рождает ложное ощущение «уже виденного», когда психотерапевт пытается побудить к раскрытию смысла сказки,
• метафоричность, ведущая к большому количеству проекций, личностным включениям,
• разнообразие сюжетов,
• различные национальные варианты, возможность выбора между ними.
К трудностям использования известных авторских сказок в сказкотерапии можно отнести:
• возможное снижение интереса, мы как бы читаем книгу, конец которой уже известен,
• зачастую множество сюжетных линий делает сказку слишком длинной, непригодной для краткосрочной, тем более экстренной, терапии, а также для некоторых видов групповых занятий,
• авторская сказка обязательно несет в себе взгляды автора, а они не всегда созвучны взглядам психолога, а также взглядам клиента. (Я не пытаюсь уверить читателя в том, что авторы сказок навязывают «в лоб» свои взгляды, но система понятий сказки, система ценностей героя-победителя, даже сказочный антураж задают обсуждению определенные рамки, программируют комплекс основных идей.),
• авторская сказка, как каждое произведение искусства, требует к себе бережного отношения, поэтому не всегда допустимо изменение сюжета, предлагаемое психологом в качестве метода работы. Изменение может восприниматься как разрушение, порча сказки, что, конечно же, нарушает атмосферу психологического контакта.
Если сказки создаются специально для сказкотерапии, то большинства этих трудностей можно избежать. Сказки сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог; иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно, если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как
его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою — принцу, принцессе, королю.
Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. Я надеюсь, что мне удалось сделать сказки свободными от явного морализаторства, но в тех случаях, где психологическая проблема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы ценностей или, тем более, смысла жизни, в сказке начинает присутствовать этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому — это плохо. Не слишком хорошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.
Не хотелось бы также исключать вопрос о духовной основе данных сказок. Почти любой текст (если не брать в расчет телефонные книги и расписания поездов) в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, отношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно — через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. На мой взгляд, в предлагаемых сказках проявляется христианский тип духовности, более органичный для большинства россиян, чем, например, буддистский. Я считаю своим долгом честно предупредить о типе духовности этих сказок, так как допускаю, что некоторым из моих коллег сказки именно по этой причине для работы не подойдут. Однако в большинстве случаев гуманистическая парадигма психологической работы не противоречит христианской духовности, так как европейский гуманизм вырос на основе христианства. (В качестве доказательства
напомню, что в Оксфордском словаре определение самореализации — центрального понятия гуманистической психологии — включает в себя указание на то, что это не только реализация возможностей человеческого «Я», но Божий дар.)
Сказки, составляющие данную книгу, специально написаны по проблемам детей, приближающихся к подростковому возрасту, и подростков. Они содержат различные «зацепки», которые делают эти проблемы узнаваемыми. Этим «зацепкам» я обязана многочисленным «принцам» и «принцессам», которых мне приходилось консультировать за годы практической работы. При использовании сказок в режиме тренинга или консультирования выяснилось, что эти сказки успешно «работают» и на взрослых людей, имеющих нерешенные или решенные неконструктивным образом* подростковые проблемы, такие как:
• неприятие себя,
• неконтролируемые вспышки агрессии,
• чувство одиночества,
• неумение разобраться в собственных чувствах,
• неспособность осмыслить свою жизнь, выстроить иерархию ценностей,
• конфликты с «родителями» (для взрослого, не решившего эти проблемы, «родители» — это те люди, которым он вроде бы должен подчиняться или хотя бы уважать) — вечный «подростковый бунт»,
• безответственность, инфантилизм, слабоволие.
Предлагаемые сказки можно использовать:
1. Для диагностики проблемы.
Весь сборник сказок или конкретная сказка могут быть предложены клиенту, который, как это часто бывает, не понимает, в чем состоит его проблема. Данный способ диагностики проблемы является практически не травмирующим, так как если сказка не касается проблемы клиента, то она его и не «зацепляет». В мо-
• Конструктивным называется такой подход к проблеме или внутреннему конфликту, который не только приводит к решению проблемы, но и способствует личностному росту. Естественно, неконструктивный подход не способствует развитию личности, а иногда и проблему не решает.
ей практике диагностика с помощью сказок обычно происходила как «узнавание» своей проблемы: «Я понял, почему Вы дали мне эту сказку» или «Ну, я не совсем такая, как эта принцесса». Желательно предлагать сказку вместе с рисунком к ней (об использовании рисунков будет сказано ниже), а также с обращением «Дорогой сказочный герой».
2. Для поиска решения личностной проблемы, выхода из тупика.
Для поиска решений с клиентом или группой вы можете останавливаться при чтении сказки, иногда места предлагаемых остановок обозначены «***». Вопросы для анализа предложены к каждой сказке, что не ограничивает и вашего творчества в этом направлении.
3. Для подсказки определенного решения.
Авторская позиция в сказках основана на идеалах гуманистической психотерапии, где помощь клиенту оказывается как равному. При этом проблема клиента — это то, что он сам считает проблемой, что его мучает. Выбор пути при таком подходе остается за клиентом, а психолог может помочь в поиске вариантов. Авторский вариант решения проблемы, заданный в сказке, предлагает, (но не навязывает!) один из вариантов решения, обычно более или менее конструктивный. Часто этот вариант не приходит в голову юному клиенту, как иногда не приходит в юную голову сама мысль о возможности различных выходов из ситуации, которая кажется абсолютно неразрешимой. При обсуждении сказок важно, чтобы и юные и взрослые слушатели не осуждали героев сказки, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках».
* Слово «клиент» используется психологами гуманистического направления для указания на человека, который «заключил психотерапевтический контракт» — определил совместно с психотерапевтом ту проблему, в решении которой ему требуется помощь, методы, которые будут использоваться в решении этой проблемы, режим взаимодействия с психотерапевтом и тем самым вступил в психотерапевтические отношения. (Психологи и психотерапевты, не относящие себя к гуманистическому направлению, например психоаналитики, используют слово «пациент»).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ,