Почему можно использовать сказки для психологической помощи?
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................. 3
От автора ................................................ 5
Введение ................................................ 7
Почему можно использовать сказки для психологической помощи? ... 8
Методические особенности психологической работы со сказками .. 9
Методические приемы, облегчающие применение сказок
в психологической работе .................................. 14
Приемы, используемые для «разогрева» группы
или настройки клиента .................................. 14
Приемы, используемые для знакомства с текстом............ 16
Приемы, используемые для анализа сказки ................. 17
Использование сказок для индивидуального консультирования .. 18
Работа с психотерапевтическими сказками в группах ........... 22
Группы, работающие полностью по методу сказкотерапии .... 22
План сказкотерапевтического тренинга личностного роста
для подростков ......................................... 23
Включение сказок в групповые тренинги различных типов .... 30
Описание спектакля-экспромта по «Сказке о забывчивой фее» ... 31
Использование психотерапевтических сказок
в режиме библиотерапии ................................... 36
Тексты психотерапевтических сказок ........................ 38
Обращение к герою сказок ............................... 38
Обращение к сказкотерапевту ............................ 39
Сказка о принце........................................ 40
Сказка Элизабет........................................ 45
Очень печальная сказка ................................. 49
Сказка о странствиях принца Леона ....................... 54
Принцесса, которая не нравилась самой себе ............... 58
Сказка о странной любви ................................ 64
Сказка об Эмиле и Эмилии............................... 71
Сказка о капризной принцессе ........................... 76
Храбрец, боявшийся тишины ............................ 79
Принцесса, которая плохо училась ........................ 85
Сказка о забывчивой фее ................................ 91
Принцесса и фея бабочек ................................ 93
История о принце, который носил маску ................... 97
Мальчик-чудовище ..................................... 101
Сказка о мальчике, который не умел играть................. 106
Утешительная сказка .................................... 109
Сказка о Человеке и Рыбе................................ 113
Методические рекомендации к использованию отдельных сказок ... 117
Методические рекомендации к использованию психологических
игр в сказкотерапии ......:................................ 133
Заключение .............................................. 158
Приложение (сказки, сочиненные детьми).................... 159
Первый класс (6,5-7,5 лет)............................... 159
Второй класс (8 лет)..................................... 162
Третий класс (9,5-10,5 лет)............................... 163
ПРЕДИСЛОВИЕ
К рукописи сказкотерапевта невозможно написать обычное предисловие. Поэтому начну небольшой сказкой.
...Где-то далеко-далеко, в бескрайних просторах Вселенной, а может быть, и здесь, совсем рядом с нами, живут Волшебники. Любовь, Добро и Забота исходят от них к людям. Но знал ли об этом человек, отступивший от слов, заповеданных Вечностью, поклонявшийся неизвестным богам, забывший предков? Одержимый иллюзией собственной безнаказанности, он превращал небеса над головой в медь, а землю в железо, разрушал себя и окружающий мир. С болью наблюдали Волшебники за разрушением души человеческой, но не могли достучаться до сердец людей, ибо те были наглухо закрыты суетой будней.
И заметили Волшебники, что в светлых снах открываются сердца людей и желают они радости и света. Летая во сне, они беззаботно смеются, а чудесные мечты ощущают достижимыми.
Задумались Волшебники, как и наяву помочь людям ощущать Радость, Творить и Созидать? Как укрепить их Веру в Лучшее? Долго размышляли Волшебники об этом, и сердца их все больше и больше наполнялись любовью к людям. И вот Волшебники все, что знали о'Жизни, Радости, Творчестве, Чистоте, об испытаниях и искушениях, поведали Миру. Слова их запечатлелись и в солнечных лучах, и в трепете листьев, и в журчании ручья, во всех образах, звуках, запахах, вкусах и прикосновениях Окружающего мира. И понеслись Слова Волшебников к людям, сплетаясь в удивительные истории.
Истории эти маленькие люди впитывали каждой клеточкой своего тела и каждой чудесной струной своей души. А те, кто постарше, открывали для них свое сердце. Вскоре эти истории стали называть сказками и притчами. В них душа человека могла черпать силы для созидания, открывать и познавать заново мудрость духа человеческого. И люди научились сочинять сказки сами и так стали Волшебниками...
Это небольшое вступление посвящено скрытой миссии сказкотера-пии. Ибо метод этот в большей степени связан с воздействием на ценностную структуру личности и с актуализацией созидательных возможностей человека.
Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, станет Вашим добрым помощником. Здесь Вы не найдете «заумных» оборотов и интерпретаций. Но многое из того, что раньше было проблемой, станет простым, легко понимаемым и осознаваемым как часть жизни. Внутреннее напряжение уступит место покою, появится желание творить, играть, мечтать и реализовывать задуманное.
С помощью этой книги родители окажут себе и своим подрастающим детям психологическую помощь, а специалисты получат прекрасный подарок для проведения цикла психокоррекционных и психотерапевтических занятий.
Добрый Вам путь в страну сказок, игр и исполняемых желаний!
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, доктор психологических наук, директор Института сказкотерапии
ОТ АВТОРА
Мне очень нравятся сказки и разные истории. Поэтому, когда я начала заниматься различными видами групповых тренингов и коррекционных занятий и индивидуальным консультированием (а было это в далеком 1987 году), возникла идея использовать в работе различные истории. За идею писать сказки я выражаю благодарность своему соученику В. Д. Цветкову, который, закончив в 1972 году факультет психологии ЛГУ, стал православным священником, не расставаясь с психологией окончательно. Впервые мои сказки были опубликованы в 1995 году при содействии фонда Сороса — сказок тогда было десять. По мере написания все сказки использовались и совершенствовались в групповых тренингах и индивидуальных консультациях, проводимых мной и моими коллегами по Высшему педагогическому училищу имени Н. А. Некрасова, где я в то время работала. Просуществовавший, к сожалению, очень недолго журнал «Без проблем» также опубликовал две мои сказки и рекомендации по работе с ними, а затем была предпринята попытка использовать сказки (к тому времени их стало семнадцать) для программы нравственно-правового образования «Правоведение в школе». Школьный курс для 5—8 классов, в котором использовались сказки, назывался «Социальная практика». Апробация программы, а с нею и сказок, проходила в школах Санкт-Петербурга, Казани и Казахстана, в связи с чем сказки и небольшой сборник психологических игр издавались небольшим тиражом в 1997, 1998 и 1999 годах. За эту возможность я хотела бы выразить искреннюю благодарность доктору педагогических наук Н. И. Элиасберг — главному вдохновителю программы «Правоведение в школе». Несмотря на
то что мне, как и каждому автору, приятна активная жизнь моих текстов, я не раз сожалела о том, что психотерапевтический потенциал сказок практически не используется. Поэтому я крайне благодарна издательству «Речь» за возможность издать сказки в том виде, как они были задуманы — для сказкотерапии. Выражаю благодарность глубокоуважаемым коллегам — кандидату психологических наук М. В. Осориной и Е. Ю. Петровой, в чьих тренингах, связанных с использованием сказок, мне повезло участвовать. Еще одна, совершенно особая благодарность единомышленнику и постоянному иллюстратору моих сказок — художнику, кандидату искусствоведения В. И. Черняеву (моему супругу).
ВВЕДЕНИЕ
Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.
Задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.
Книга содержит семнадцать сочиненных мною сказок, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии, а также несколько сказок, сочиненных детьми.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ,
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотера-пии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.
В ГРУППАХ
Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, которые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах собственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна проходить по-разному.
ГРУППЫ, РАБОТАЮЩИЕ ПОЛНОСТЬЮ ПО МЕТОДУ СКАЗКОТЕРАПИИ
Группа сказкотерапии — это группа, которая уже к моменту начала работы ориентирована на сказки, работу со сказочными сюжетами; мотивацией такой группы часто является интересное врямяпровождение. Такая мотивация до некоторой степени благоприятна, она обеспечивает психологу-сказкотерапевту «кредит доверия», позволяющий ему некоторое время предлагать и сами сказки, и способы работы с ними, и виды анализа. Однако, задачи, которые ставит перед собой психолог, не вполне совпадают с задачами, осознающимися группой, и это вносит в работу некоторые сложности.
Задачи, которые ставит перед собой психолог, диктуют в первую очередь выбор сказок. В ситуации, когда проблемы участников группы не известны психологу, желательно начинать с тех сказок, которые либо содержат в себе несколько проблем, либо работают как прожективные. Для того чтобы не утратить «сказоч-
ного» настроя группы, «разогрев» стоит запланировать легкий, как можно более увлекательный, не требующий интеллектуальных усилий. Для этого можно предложить, например, игры «Лишний стул» или «Волшебная палочка» (см. раздел «Игры»). Чтобы не быть голословной, предложу возможную схему сказ-котерапевтического тренинга личностного роста для подростковой группы (15-17 лет) из четырех занятий. (Любая схема достаточно условна, необходимо откликаться на потребности и особенности группы.)
ПЛАН СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Первое занятие
Разогревающая» игра
Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:
Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.
Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.
Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.
Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей участников группы:
Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке.
Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.
Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например:
Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.
Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой компании.
Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их особенности по предлагаемым фразам.
Правила сказочной жизни
Когда игра начинает надоедать группе (это происходит обычно минут через 10), психолог берет стул и предлагает группе продолжить знакомство, вырабатывая правила сказочной жизни. Они вырабатываются примерно также, как правила любой психотерапевтической группы, и включают, как правило, требования конфиденциальности, доверия, активности. Кроме того, определяются способы обращения друг к другу. При формулировке правил психолог ненавязчиво заботится о том, чтобы правила приобрели подходящую для сказочного настроения форму. Например, «Тайна сказочной жизни» — правило неразглашения событий и их обсуждения в группе. Правиламогут быть записаны и «обыграны»: спрятаны как групповое сокровище, произнесены как клятва и т. п.
Пропуск в сказку
Выработка правил служит для группы основанием для получения пропуска в сказку. В качестве пропуска могут выступать какие-либо подготовленные заранее предметы для каждого участника, либо общий предмет, например указатель направления, который может поворачиваться в зависимости от задачи и указывать на книгу, на рисунок, на какого-либо члена группы, или на выход из помещения. Управление указателем возлагается на группу, что помогает психологу отслеживать ее настроение.
Знакомство со сказкой
Читается «Сказка о Принце». Возможно чтение с остановками на ключевых местах сюжета, при которых психолог спрашивает:
Как вы думаете, что сделал Принц ?
И что же Принц увидел ?
Естественно, могут быть любые вопросы по сюжету сказки, а не по ее анализу. Эта сказка заканчивается вопросом: Что же сказала Элизабет?, что помогает сохранить интерес до следующей встречи, несмотря на то, что сказка закончена.
Завершающий ритуал
Ритуал, завершающий занятие, может быть любым, но он должен неукоснительно соблюдаться. Это может быть ритуал, связанный с указателем направления, волшебной палочкой, воображаемым советчиком и т. п. Нежелательно просто объявлять об окончании времени, хотя и использование волшебного ритуала желательно сделать чуть-чуть ироничным, иначе это может оказаться неприемлемым для данного возраста.
Второе занятие
Разогрев»
Для «разогрева» необходима короткая игра, так как группа заинтересована в обсуждении закончившейся вопросом сказки. Можно провести игру «Звездочки» (см. раздел «Игры»). Краткое резюме игры связывает ее с сюжетом сказки, например: «Иногда очень трудно понять каков ты сам и как найти человека, который должен быть с тобой. Если помните, именно так случилось с Принцем — героем нашей сказки».
Анализ сказки
Возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения:
Почему Принц ушел из дома?
Как относились к нему близкие?
Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?
Что дало Принцу «ведение сердец» ?
Стал ли Принц взрослым ? Когда ?
Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?
Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки ?
Почему Принц не смог приобрести друзей по дороге в город Амо-рель? ,
Что же сказала Элизабет?
Желательно, чтобы каждый участник группы мог высказать свое мнение, а также, чтобы мнения не подвергались критике, а заинтересованно выслушивались и развивались.
Развитие сюжета
Для того чтобы выяснить интерес группы к той или иной сюжетной линии сказок и определить желательное направление дальнейших занятий, можно предложить участникам тренинга пофантазировать, что будет дальше с героями сказки: с Артемием, Элизабет, братьями Артемия, с их родителями. В зависимости от этого определяется направление дальнейшей работы. Другими способами для выбора направления может быть предложение выбрать следующую сказку из предложенного перечня или определить список героев сказки, в которую группа хотела бы поиграть. (В данном варианте сценария группой выбрана «История о принце, который носил маску».)
Игра «Запретный плод»
После выбора сказки для «постановки спектакля» участникам группы предлагается игра, позволяющая, как объявляет психолог, оценить их актерские способности. Задача, которую реально ставит перед собой психолог, — другая: в этот момент тренинга игра «Запретный плод» должна поставить проблему осмысления своего отношения к нормам и запретам, что необходимо для серьезного отношения к сказке. (Описание игры — в разделе «Игры».) Поскольку группе не ставится задача нравственного подхода к ситуации, обсуждение не должно затрагивать вопросов о том, кто как поступил и почему. Желательно выйти на уровень разговора о запретах и предписаниях вообще, о том, как можно к ним относиться. Психолог объявляет, что в сказке,
выбранной для спектакля, одна из проблем — это проблема отношения к тому, что «принято» и что «не принято» в данном королевстве.
Завершающий ритуал
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Третье занятие
Обсуждение спектакля
Каждый участник группы может высказываться, единственная просьба — называть то, что данный участник считает основной темой данной постановки. Это могут быть такие трактовки основной темы сказки, как взаимопонимание, открытость, любовь, подчинение общественным нормам и правилам, стремление обрести свое лицо и т. д. Те темы, которые участники группы называют чаще всего, могут служить ориентиром для психолога при выборе дальнейшего направления занятий.
Конструирование сказки
Группе предлагается поиграть в конструирование сказки. Каждый получает бумагу, карандаши или краски и задание нарисовать любой предмет или любой сказочный персонаж. (Если кто-либо из группы отрицательно относится к рисованию, он может вырезать предметы или персонажи из иллюстрированных журналов.) Ведущий готовит пространство для «сказочного мира»: большой лист бумаги с фоном — небом, зеленой травой, солнцем и т.п. На этом пространстве все участники размещают свои иллюстрации, после чего группа приступает к конструированию сказки, опираясь на получившийся коллаж.
Обсуждение структуры сказки
После того как группа сконструировала сказку, психолог предлагает поговорить о сказках вообще и, в частности, о роли волшебства в сказке, о том, чем сказка отличается от жизни. Если участники затрудняются в обсуждении этой проблемы, ведущий читает сказку «Принцесса и фея бабочек» и предлагает группе сказать, что в этой сказке фантастично, а что реально. Следующий вопрос группе: кто мог бы, кроме феи, выполнить ее миссию по отношению к принцессе Марианне. Психолог может спросить, хотели бы участники группы попасть в такую ситуацию, где возможно исполнение некоторых желаний, и обещает, что на следующем занятии создаст для этого условия.
Завершающий ритуал
Аналогичен завершающему ритуалу первого занятия.
Четвертое занятие
Игра «Магазин ценностей»
Игра проводится после напоминания о том, что есть некоторая процедура, ведущая к исполнению желаний. Основная цель данной игры в контексте описываемого тренинга — осознание собственных проблем и собственных особенностей. (Описание игры — в разделе «Игры».)
2. Обсуждение вариантов продолжения сказки
После окончания игры группа возвращается к тексту сказки «Принцесса, которая плохо училась». Участники предлагают различные варианты продолжения, при обсуждении не отвергается ни один из них. Затем психолог читает тот вариант, который имеется в сказке, не утверждая, что он единственно возможный.
Игра «Клубочек»
После обсуждения сказки психолог дает группе клубок какого-нибудь яркого, красивого шнура, который участники группы перебрасывают друг другу, стоя в круге. (Каждый оставляет кусочек шнура у себя, клубок разматывается по мере движения от участника к участнику.) Получившийся узор трактуется как связи в группе, возникшие за время жизни в сказке, и как карта пройденных сказочных дорог. Узор помещается на стену как групповая память о пройденном вместе пути.
Ритуал прощания
Ведущий занятие прощается со сказочной страной и с группой. Его заключительные слова обращают внимание участников группы на следы, оставленные в сказочной стране, и на то, что
они сами несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека — иногда сразу, иногда постепенно.
ВКЛЮЧЕНИЕ СКАЗОК В ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
Сказки могут применяться в самых различных тренингах, например как материал, с помощью которого можно развивать навыки психологического, этического и философского анализа текста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, естественно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креативности, особенно с детьми и подростками.
Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть:
• ослабление интереса группы;
• ситуация, которая требует изменения подхода, например «бунт против тренера»;
• необходимость глубокого и не травмирующего подхода к экзистенциальным проблемам;
• эмоциональный тупик;
• смещение интереса группы к развлекательно-игровым аспектам тренинга.
Проведение занятия по сказкам требует определенной подготовки. Настрой группы не всегда обеспечивает сказке благожелательный прием, и это требует какой-либо игры, которая может быть определенным мостиком к сказочному материалу. Из предлагаемых игр могут быть применены, например, «Мама, я хочу домой!», «Семицветик» или «Ледокол», если, в соответствии с заданием, каждый загадывает какой-либо сказочный персонаж.
После игры необходимо представить какую-нибудь известную сказку, подходящую по тематике к проблемам группы как матери-
ал для психологического или этического анализа. Для подростково-юношеской группы это может быть «Гадкий утенок» как сказка о проблемах неприятия себя, комплекса неполноценности, конфликта со средой. Сказка Х.-К. Андерсена «Ель» может быть и способом обучения анализу текста и моментом осознания такого негативного сценария жизни, как «обращенность в будущее». На материале этой сказки можно выявить, например, что склонность человека постоянно грезить о том, что будет, мешает ему полноценно переживать настоящее и практически лишает его жизнь какого-либо смысла. (Эта сказка актуальна для юношеского возраста и для взрослых.)
После того как группа подготовится к восприятию сказок как равноправного психологического материала, можно предложить сказку, которая освещает основную проблему тренинга. С группой желательно обсудить вопрос о том, будет ли сказка читаться или разыгрываться, что помогает несколько сместить акцент с проблемы сказки к способу знакомства с ней. В качестве сказки, включаемой в тренинг, ориентированный на экзистенциальные проблемы, могут быть предложены: «Принцесса, которая не нравилась сама себе», «Храбрец, боявшийся тишины», «Утешительная сказка», «Сказка о Человеке и Рыбе».
ОПИСАНИЕ СПЕКТАКЛЯ-ЭКСПРОМТА ПО «СКАЗКЕ О ЗАБЫВЧИВОЙ ФЕЕ»
В качестве примера применения сказки к экзистенциальным проблемам опишу спектакль-экспромт по одной из психотерапевтических сказок. Я проводила это занятие в режиме мастер-класса на Всероссийском семинаре по переподготовке преподавателей по педагогике и психологии, организованном РИПКРО* при поддержке фонда Сороса. Так как семинар проводился на одной из подмосковных баз отдыха, для данного мастер-класса была
* Республиканский институт повышения квалификации работников образования.
выделена игровая комната с большими демонстрационными шахматами, которые были использованы как элемент антуража. Участниками группы были те, кто выбрал мастер-класс «Психотерапевтическая сказка», причем в аннотации было предупреждение о необходимости активного участия. Группа состояла из 18 человек в возрасте приблизительно от 30 до 45 лет. 12 из 18 участников группы были женщины, что отражает, естественно, состав педагогических кадров России. Ввиду того что средний возраст группы был близок к возрасту кризиса середины жизни, была выбрана «Сказка о забывчивой фее». Следует отметить, что абсолютное большинство участников группы до этого никогда не участвовало ни в каких тренингах (описываемое занятие проходило в 1994 году). Ввиду ограниченного времени (планировалось 2—3 часа) не было возможности объяснять особенности тренинговых занятий.
Возможности для оформления помещения были незначительны — стулья были расставлены вдоль двух стен, оставляя свободной большую часть комнаты. Большие шахматные фигуры были расставлены не в обычном порядке, на двух смежных сторонах доски, что зрительно как бы замыкало помещение и побуждало к аналогии между этими фигурами и участниками занятия. На свободном пространстве шахматной доски лежал ворох разноцветных платков. На мне также был платок, грим на лице представлял собой маску, плачущую одной стороной лица и улыбающуюся другой. Группа постепенно заняла свои места, и я начала:
— Мы, кажется, все в сборе, но сказка еще не пришла. Хотя я уже слышу ее голос. (Очень тихо подражаю плачу младенца.)
— Она что-то очень тихо плачет! (Часть группы по собственной инициативе присоединяется к плачу, на что я реагирую только спустя несколько минут.)
— А, значит, у нас совсем маленькая сказка — совсем младенец! Ну, я пока уложу ее в кроватку. (Я подхожу к шахматам, беру пешку, подношу ее к уху, слушая, затем укладываю ее в ворох платков, как в пеленки, при этом незаметно прячу туда же ферзя.)
— Сказка у нас маленькая, она едва сказала, как ее зовут. Пусть полежит, подрастет, пока мы в нее поиграем. Зовут ее «Сказка о забывчивой фее», если она по малости лет ничего не перепутала.
Нам обязательно понадобится для сказки Фея, но сказка сказала мне, что каждому найдется в ней своя роль. (Одна из участниц группы, на мой взгляд, несколько демонстративно, вызывается на роль Феи. Я предлагаю Фее «выйти из дому» и начинаю сказку.)
— Жила-была Фея, такая забывчивая, что она забыла не только, как ее зовут, но и то, что она - фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к луговому колокольчику.
— А что же наша Фея молчит?! (Фея быстро включается в игру и повторяет «Здравствуй, Цветок!».)
— Ну а нам теперь нужен колокольчик и еще разные цветы. (Некоторые участники группы довольно быстро входят в игру и разбирают роли различных цветов, называя себя.)
Я продолжаю:
— Колокольчик сразу обрел голос и ответил Фее:« Здравствуй, Цветок!» (Колокольчик, немного удивленный, повторяет «Здравствуй, Цветок!») - Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, еще немного о бабочках и пчелах, но имена они дают только цветам. И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить только тогда, когда к ним обращалась Фея.
— А как вы думаете, о чем говорят цветы? Попробуйте передать нам их разговоры, а наша маленькая сказка послушает, ведь ей нужно набираться опыта. (Цветы начинают импровизировать монологи о лете, бабочках, пчелах, своей красоте; Фея, немного растеряна, она явно огорчена, что ее роль как бы не главная.)
Я продолжаю:
— Фея провела с цветами все лето, но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок. Что нам скажет Фея?
— Ну конечно, я не цветок, они очень милы, но я... Я быстро говорю ей:
— А Вы все еще не помните, что Вы Фея, и путешествуете дальше. И Вы видите, что на лугу пасутся олени. Нам теперь необходимы олени. — (Почти все участники группы вызываются стать оленями, встают и принимают соответствующие позы.)
— Кто вы? - спросила Фея. (Я тихо подсказываю ответ одной из женщин.)
— Олени, конечно, как и ты.
Я: «Это ответила фее очень юная олениха с прекрасными темными глазами. Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зеленой травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям. Олени вообще очень красивы и счастливы на этом зеленом лугу! И, конечно, Олени тоже хотят поговорить с нами о своей жизни». (Олени импровизируют свои монологи.)
Я продолжаю: «И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, чтобы оно расцветило спину своими зайчиками, наслаждалась зеленой травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из горных ручьев. Олени-самцы устраивали турниры, а самки смотрели на них, размышляя о слабых нежных оленятах в пятнистой шубке».
— А что же Фея?
Фея: «Я поняла, что я не олень!» «Но я пока не знаю, кто я!» «Я не знаю, как мне быть, и мне не нравится эта сказка!» (Исполняющая роль Феи плачет; видно, что эти слезы не только роль, но и некоторое попадание роли на реальную проблему.)
Я:
— Вот видите, как иногда бывает в сказке: не нравится то, что происходит, и не знаешь, как выйти из положения. Пусть наша замечательная актриса отдохнет, может быть, если захочет, возьмет себе другую роль, а мы подумаем, что было дальше с Феей в сказке, — ведь наша сказка-младенец должна вырасти. (Слезы Феи играют роль катарсиса для нее, но, для того чтобы не травмировать участницу, я отвлекаю от нее внимание группы.)
Группа высказывает предположения о дальнейшей судьбе Феи. Затем я заканчиваю сказку: «Фея жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живет среди облаков. Но эта сказка не окончена. Сказка продолжается».
— Вот оно как... Значит, мы встретились с незавершенной сказкой. Удивительное дело: Фея, она же очень много может, помочь другим, как Золушке например, и самой быть счастливой,
а в этой сказке она никак не вспомнит о своем могуществе. Но, правда, наша совсем неопытная сказка оставила ей время, и я почему-то уверена, что судьба Феи сложится просто замечательно, а если она захочет что-нибудь волшебное сделать для цветов, или оленей, или камней, или Золушки, то, конечно, сделает.... Да что это мы о сказке забыли!
Я подхожу к шахматной доске, незаметно подменяю фигуру и показываю ее группе:
— Наша сказка теперь не младенец-пешка, она теперь Королева, значит, мы не зря потрудились, можем друг друга поблагодарить!
Участники группы аплодируют друг другу и расходятся.
Хочется заметить, что у меня была «обратная связь» о воздействии этого спектакля. Участница, вызвавшаяся на роль Феи, рассказала мне в индивидуальной беседе, что у нее в жизни — период недовольства своей деятельностью, ей все время кажется, что она «не тем занимается». Она извинялась за свои слезы, но сказала, что попробует взглянуть на свою ситуацию как на ситуацию новых возможностей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК
В РЕЖИМЕ БИБЛИОТЕРАПИИ
Использование сказок как материала для библиотерапии желательно, на мой взгляд, в случаях:
— алекситимичности, когда клиент не в силах понять и описать свои переживания и проблемы;
— глубокой интроверсии клиента;
— когда клиенту в силу каких-либо обстоятельств трудно посещать консультации;
— когда в ходе групповых занятий психологу становится видна какая-либо проблема одного из участников, но эта проблема не подлежит обсуждению в группе.
Практически во всех случаях нежелательно сообщать, что сказки предлагаются как метод психологической помощи, но не стоит и тщательно это скрывать. Предложение сказок может быть результатом беседы, может быть ответом на просьбу «дать почитать что-нибудь психологическое, чтобы я смог разобраться в себе». Обычно целесообразно ограничивать время, на которое дается книга, чтобы побудить к безотлагательному чтению. Желательно зарезервировать время для беседы с клиентом при возвращении книги, но лучше, если такая беседа будет представляться клиенту спонтанной. Если дается весь сборник сказок, желательно, чтобы присутствовало обращение «Дорогой сказочный герой!».
Ниже — обращение к герою сказок, обращение к сказкотера-певту и тексты написанных мною психотерапевтических сказок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ СКАЗОК
Методические рекомендации к отдельным сказкам представляют собой результат авторского видения смысла сказок. (Естественно, авторское видение не является единственно возможным.) Трактовки рисунков, сопровождающих сказки, также, на мой взгляд, могут быть полезными в сказкотерапевтических занятиях: служить завязкой разговора, либо аргументом, когда обсуждение зашло в тупик, либо стимулом к собственному творчеству участников.
Рисунок «Лабиринт»
Этот рисунок, вводящий нас в сказки, — попытка аллегорически представить лабиринт человеческой жизни, и каждый может попытаться определить то место, где он сейчас находится. Метафорически изображены различные способы поведения: «ни Боту свечка, ни черту кочерга», «расшибиться в лепешку», «возделывать свой сад» и др.
Чьи-то заботливые руки зажигают свечу, и младенцы «стартуют», причем сразу находятся «индивидуалисты», идущие собственной дорогой, и те, кто «идет по чужим головам», и те, кто раньше других «встает на ноги». Некоторые участки лабиринта, естественно, представляют собой тупик, глухую стену, которую можно попытаться пробить. Этим и заняты некоторые люди, тратя свое время, рискуя разбиться или разбиваясь, потому что стены лабиринта являются ограждением, не дающим свалиться в пропасть. (Правда, те, кто пробивает стены, этого не понимают.) Дальнейший путь может быть озорной попыткой «оседлать стену лабиринта» с риском «угодить на сковородку», неверным,
но волнующим путем к «воздушным замкам», способом стать частицей «массы», ставшей живым постаментом для чьего-то возвеличивания, либо путем вверх за стены лабиринта к тем же заботливым рукам. Рисунок «Лабиринт» может быть заставкой всех или некоторых, наиболее смыслообразующих занятий со сказками. Желательно, для обсуждения рисунка, увеличить его до размеров плаката.
Сказка о принце
Сказка посвящена трудностям раннего юношеского возраста. Герой сказки не в силах разобраться в своих чувствах и в чувствах близких ему людей. Одной из причин этого является неуверенность в себе. То, как Принц воспринимает других людей, для него определяется вопросом: как они ко мне относятся? Чувство неуверенности в себе рождает и юношескую гордыню. Осознание своих проблем и изменений происходит через влюбленность. Понимание чувств других людей, а после этого себя самого и своего прошлого возвращает миру и самому Принцу «имена».
Возможные вопросы при анализе сказки:
Почему Принц ушел из дома ?
Как относились к нему близкие?
Что нужно делать, если считаешь, что ты никому не нужен?
Почему Принц не приобрел друзей ни в одном городе по пути в Аморель?
Почему Принц не мог принять бескорыстную помощь?
Что дало Принцу «ведение сердец» ?
Стал ли Принц взрослым ? Когда ?
Что означает отсутствие в сказке имен и появление их позже?
Почему Принц Артемий не смог принять решение в конце сказки ?
Что же сказала Элизабет ?
Сказка может также применяться при обсуждении проблем:
— кризиса взрослости,
— отношений с роди