Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг.
“Марксистская психология есть не школа среди школ,
а единственная истинная психология как наука, другой
психологии, кроме этой, не может быть. И обратно: все, что
было и есть в психологии истинно научного, входит в марксистскую психологию: это понятие шире, чем понятие школы или даже
направления. Оно совпадает с понятием научной психологии
вообще, где бы и кем бы она не разрабатывалась”.
Л.С. Выготский, Исторический смысл психологического кризиса//
Выготский Л.С., Собрание сочинений в 6 т., М., 1982 г. т.1, с. 291 – 436.//
Октябрьская революция оказала значительное влияние на развитие российской науки в целом, и психологии – в частности. Большинство известных психологов заняли нейтральную, если не сказать оппозиционную позицию по отношению к новой власти. Основной критике подвергался запрет на инакомыслие. Эта критика вызвала раздражение в кругах политического и идеологического руководства Советского государства. Однако в первые постреволюционные годы оно было вынуждено мириться с интеллектуальной оппозицией, так как стремилось удержать власть любой ценой и хотя бы создать видимость сотрудничества с представителями различных слоев общества.
Однако уже к началу 20-х гг. ситуация в Советской России принципиально меняется: решается вопрос о власти, возникает “пролетарская интеллигенция”, государство фактически уничтожает активную политическую оппозицию. В июне 1922 г. газета “Правда” публикует статью “Диктатура, где твой хлыст?”, в которой ставится вопрос о необходимости “разобраться” с теми, кто имел свое мнение насчет происходящего в стране. 31 августа 1922 г. в печати появляется сообщение о высылке из страны “контрреволюционных элементов” из среды профессоров, врачей, литераторов… Среди них были основатель философской психологии С.Л. Франк, религиозные философы Л.П. Карсавин, А.А. Бердяев, руководитель московского психологического общества Л.М. Лопатин, социологи П. Сорокин и др. Это нанесло мощный удар по науке, привело к разрыву преемственности в развитии культурных процессов.
В то же время ряд ученых позитивно восприняли социальные преобразования (Бехтерев, Корнилов). С другой стороны, молодое Советское государство начало последовательно оказывать помощь психологической науке. В 1918 г. в Петрограде создается Институт изучения мозга и психической деятельности, в Тбилисском университете открывается кафедра психологии и лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 г. создается Московский научно-педагогический институт детской дефективности, выходит специальное постановление Совнаркома об оказании помощи лаборатории И.П. Павлова.
В послереволюционные годы бурное развитие получают различные прикладные психологические дисциплины; возрастает результативность, экономическая и социальная эффективность психологических разработок.
Развитие психотехники. Одним из направлений прикладной психологии, переживавшем в 20-30-е гг. в России бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в тот момент были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладную дисциплину, но как масштабное общественное движение, включавшее в себя наряду со специалистами-психологами, как ученых из других отраслей знания, так и практических работников.
Начал реализовывать идеи психотехники в России Шпильрейн. Под его началом в 1922 г. на базе Центрального института труда создается первая психотехническая лаборатория. В 1927 г. образуется Всероссийское общество психотехники и прикладной психофизиологии. Журнал “Советская психотехника” выходит с 1928 по 1934 гг. и освещает вопросы профориентации. Профподбора и профконсультирования, подготовки к труду, психогигиены и психотерапевтического воздействия. По сути, речь шла о широком участии психологов в становлении и развитии культуры труда и хозяйствования в новых социально-экономических условиях.
Основными чертами советской психотехники являлись:
1. Серьезный интерес к дифференциальной психологии. В ней ученые искали ответы на вопросы о критериях устойчивости признака, о критериях различий между людьми и т.д.
2. Впервые рассматривались такие характеристики человека, как профессиональное мастерство, профессиональные способности. Оригинальную трактовку получил метод анализа профессий.
3. Непосредственная практическая ориентированность исследований, согласно которой критерием истинности знания является практика в форме научных предсказаний и конструктивных изменений изучаемого объекта. Данная стратегия являлась новаторской для своего времени и порывала с антипрагматической традицией русской науки и менталитета в целом.
4. Идея независимости техники, методик и феноменологии научного исследования от его философских объяснительных основ. Не бесспорная в теоретическом смысле, эта идея открывала возможности развития психологических исследований и взаимодействия с зарубежными психологами.
Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен опыт взаимодействия психологической науки с практикой; оформилась прикладная психология; осуществилась попытка осмысления и использования достижений западной психотехники для решения задач Советского строительства.
Советская педология. Другим важным научно-практическим направлением, определившим картину развития психологии в послереволюционный период, была педология. Ее возникновение связано с деятельностью известных ученых С. Холла, Э. Меймана, Д. Болдуина и др. В России истоки педологического движения восходят к началу ХХ в. и представлены работами А.П. Нечаева, А.Ф. Лазурского, В.П. Кащенко и др. В центре их внимания был ребенок в его индивидуальном своеобразии. Отсюда вытекают принципы глубинного изучения ребенка, выявления его склонностей и интересов, гуманистические принципы заботы о ребенке, индивидуального подхода в выборе средств и методов воздействия.
После революции педология получила благоприятную почву для развития: новому обществу требовался “новый человек”. Педология была призвана разработать научно обоснованные методы формирования. Обучения и воспитания ребенка.
Среди авторитетных ученых, занимавшихся разработкой проблем педологии, были П.П. Блонский, М.Я. Басов, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский и др. Возникает сеть педологических центров и учреждений; в педологическое движение включаются специалисты разных профилей, занимающиеся изучением ребенка. Педология приобретает характер комплексного знания о человеке.
В теоретическом смысле педология не была однородным движением. В нем было представлено несколько направлений: психоаналитическое, рефлексологическое, биогенетическое (П.П. Блонский) и социогенетическое (Залкинд, Залужный). Автор биогенетической концепции Блонский утверждал, что в своем развитии ребенок воспроизводит основные этапы биологической и исторической эволюции человечества. Несмотря на спорность основных утверждений, этот подход утверждал идею развития, ставшую одним из методологических оснований всей современной отечественной психологической науки. Социогенетический подход обогатил психологию идеей обусловленности внутреннего психического мира человека внешними социальными факторами. В силу ряда причин, и, прежде всего – идеологических, границы применения второго подхода все более расширялись. Это привело на определенном этапе развития советской психологии к недооценке природных основ психики, игнорированию проблем индивидуально-психических различий и бессознательного, а также к умалению значения принципа индивидуального подхода к человеку и утверждения примата коллективного над индивидуальным.
Таким образом, в результате широкомасштабных прикладных исследований, проводившихся в российской психологии в 20-е гг., наука, во-первых, накопила богатый эмпирический материал, необходимый для ее дальнейшего развития; во-вторых, обрела опыт взаимодействия с практикой. Укрепление эмпирической основы психологии вновь поставило вопрос о теоретико-методологических основах ее развития.
Поведенчество. В теоретическом плане основной тенденцией развития психологической науки в России в послереволюционный период стала борьба с интроспекцией и утверждение объективного пути исследования психики. В то же время, ученые опирались на упрощенную механистическую модель функционирования психики, сводя ее исследование к выявлению нервно-физиологических механизмов. Так в психологию вводилось новое понимание предмета науки – поведения (или внешней реакции – рефлекса человека в ответ на внешний раздражитель). Отсюда возникло название направления – поведенчество.
Суть нового подхода выражалась в следующих основных принципах:
1. Объективный способ изучения всех проявлений человеческой деятельности.
2. Антропологическая ориентация: точкой отсчета являлся человек в его взаимодействии с окружающей средой.
3. Материалистическая трактовка психики как производной от деятельности организма; умаление отражательной природы психики.
4. Игнорирование психики как предмета исследования.
Главным представителем этого направления был Бехтерев. Необходимо отметить комплексный и системный характер его подхода. Человек, согласно Бехтереву, это полиструктурное многоуровневое образование (представитель биологического вида, продукт среды и т.д.). Следовательно, необходимо расширить границы изучения человека. Бехтерев вводил в науку новые отрасли: генетическую рефлексологию, рефлексологию труда, коллективную рефлексологию. Труд “Коллективная рефлексология” (1921) содержал в себе определение понятия коллектив, типологию групп, описание механизма возникновения общностей, теоретический анализ общения, изучение влияния сообщества на деятельность входящего в него индивида и т.д. Для этой книги были характеры эклектичность, опора на житейский, а не научный опыт, но все же ее (книги) выход стал событием для Российской психологии.
Другим видным представителем поведенчества был Константин Николаевич Корнилов. Он считал, что главный предмет изучения – реакции организма, поскольку в них объединяются объективные основы психики и субъективные переживания индивида. Таким образом, считал Корнилов, достигается возможность слияния эмпирической психологии сознания и объективной психологии поведения.
Несмотря на значительный научный потенциал, поведенчество не смогло стать интегрирующим основанием, которое объединило бы различные подходы в понимании природы психики.
Психоанализ в России. В послереволюционной России стремительно развивалось еще одно научное направление – психоанализ. Он привлек к себе внимание русских ученых еще до революции; после нее психоаналитическое движение в России начинает развиваться так стремительно, как нигде в мире. Издаются и переиздаются труды З.Фрейда и его коллег. Психоанализ включается в решение общегосударственных задач воспитания ребенка. В мае 1918 г. был учрежден “Институт ребенка”, в работе которого важное место отводилось психоаналитической работе. В Петрограде психоаналитическая проблематика разрабатывалась в Институте изучения мозга под руководством Бехтерева. В лаборатории психотерапии и гипноза при институте проводились сеансы психоанализа, а также использовался катарсический метод В. Франкла.
Работы по изучению ребенка велись и в московском психоневрологическом институте, где отделом психологии с 1920 г. заведовал Иван Дмитриевич Ермаков – активный пропагандист идей Фрейда. Ермаков использовал метод свободных ассоциаций для исследования детей, причем особое внимание обращал на эмоциональную сферу испытуемых. В качестве главной задачи работы отдела рассматривалась задача “выработки методов изучения и воспитания полноценных в социальном смысле детей”. Психоанализ при этом понимался Ермаковым как “метод освобождения ущербного человека от его социальной ограниченности”.
Психоаналитическое движение приобретало все больший размах. Психоаналитические группы возникали в Петрограде, Москве, Киеве, Одессе и т.д. методы психоанализа использовались в психиатрической практике, при воспитании детей в детских садах и школах, проводились психоаналитические интерпретации произведений художественного творчества. В 1923 г. возникает Психоаналитический институт в Москве, который возглавил Ермаков. Среди его сотрудников был и А.Р. Лурия.
В 20-е гг. психоанализ так же, как и другие направления психологии, подвергается критическому пересмотру с позиций марксистской философии. Лурия и Б.Фридман отстаивают точку зрения на психоанализ как на научный метод, методологический близкий к марксизму, основанный на фундаменте материалистического монизма. В то же время ряд ученых предпринимают попытки “исправить” идеологически “неправильные” части психоанализа. Например, Залкинд предлагает “убрать” из психоанализа теорию сексуального влечения, перевести фрейдистские термины в рефлексологические, получая, таким образом, вместо “желание”, “удовлетворение”, “вытеснение” и т.д. – “рефлекс”, “очаг оптимального возбуждения”, “торможение” и т.п.
В 30-е гг. оценки психоанализа становятся однозначно негативными. Психоанализу “инкриминируется” различные “грехи” и ошибки. Отчасти это совпадает по времени с началом преследований Л. Троцкого, который часто одобрительно отзывался о психоанализе. Указанная кампания завершилась изгнанием психоанализа из отечественной психологической теории и практики. Каждое обращение к идеям психоанализа в 30-е гг. воспринимается как опасное, политически преследуемое. Эта тенденция сохранится в отечественной психологии на многие годы.
Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг. К середине 30-х гг. были разгромлены также прикладные области психологии, прежде всего, психотехника и педология.
Нападки на психотехнику началось в конце 20-х гг. В начале 30-х гг. они еще более усилились. Руководителям психотехнических обществ вменяется в вину “идеологическое мировоззрение”, различные “уклоны” в исследовательской и практической работе, связи с Троцким. В 1935 г. арестован и впоследствии расстрелян лидер направления И.А. Шпильрейн, на его учеников и коллег начинаются широкомасштабные гонения. Психотехническое движение в России сворачивает свою деятельность.
Одновременно проводится кампания против педологии. Моральное и физическое уничтожение большевиков “старой гвардии” (Н.К. Крупская, Н.Н. Бухарин, Луначарский) отразилось на отношении к научному направлению, с которым их имена ассоциировались. Также педология не выполнила ожидавшейся от нее задачи научной поддержки советской идеологии. Многочисленные исследования давали “идеологически неправильные” результаты, например, в сравнительном исследовании коэффициента интеллектуальности советских и американских школьников последние продемонстрировали более высокие показатели, сравнительное исследование детей разного социального происхождения показало, что дети из рабочих семей отстают в умственном и физическом развитии от сверстников из семей интеллигенции и т.п. Определенную роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что огромное число педологов практиков было слабо подготовлено и зачастую компрометировало науку в глазах общественности.
В 1936 г. выходит постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, которое характеризует педологию как классово-враждебную лженауку. Последовавшие за этим научные и административные санкции в отношении ряда ведущих психологов и педологов привели к исчезновению педологии. Запрещение педологии и психотехники сказалось на развитии различных отраслей психологической науки в СССР – детской и педагогической психологии, психологии труда и социальной психологии.
В заключение укажем важнейшие теоретические достижения советской психологии в 20-30-е гг.:
1. Рассмотрение психики как функции, свойства человеческого мозга. (Начато в работах Сеченова, Павлова, Бехтерева, Ухтомского, продолжено трудами Корнилова.)
2. Признание эволюционно-стадиального характера развития психики (Блонский).
3. Рассмотрение человека в качестве активного деятеля в окружающей его среде (М.Я. Басов).
4. Признание культурно-исторической обусловленности процесса развития психики (Выготский).