Лекция 27. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии.

Возникновение гештальт-психологии.

Принципы восприятия.

Исследования интеллекта.

Изоморфизм.

Теория поля.

В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальт-психология, имевшее поистине революционное влияние на развитие этой науки. Оно стало проявлением протеста против психологии Вундта, но в то же время развивало его научные положения.

Сторонники гештальт-психологии рассматривали подход Вундта как психологию “кирпичей и раствора”, подразумевая, что в этой теории элементы сознания (“кирпичи”) “скрепляются” между собой процессом ассоциаций (“раствором”). Гештальтисты стремились опровергнуть взгляды Вундта на сознание как сумму частей; основополагающим понятием в их концепциях стало понятие целого, как не сводимого к сумме своих частей.

Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии. Как и у каждого научного направления, у гештальт-психологии были свои исторические предшественники. Отражение ее главного принципа, основанного на целостности восприятия, можно найти в работах немецкого философа И. Канта (1724-1804).

Согласно Канту, восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали эмпирики и ассоцианисты), а активная организация элементов в связный и согласованный опыт. Именно разум придает определенную форму результатам восприятия.

Венский психолог Эрнст Мах (1838-1916)оказал непосредственное влияние на возникновение гештальт-психологии. В своих работах Мах рассматривал проблемы восприятия пространственных объектов и временных процессов. Восприятие этих объектов и процессов оказалось совершенно независимым от их отдельных элементов, таких как цвет, пространственное протяжение и временная форма.

Идеи Маха получили свое развитие в работах Кристиана фон Эренфельса (1859-1932). Эренфельс предполагал, что в восприятии существуют качества, которые не могут быть объяснены простым комбинированием элементарных ощущений. Он назвал их качествами формы (gestalt qualitaten). Для Эренфельса форма сама по себе воспринималась как новый элемент, создаваемый нашим разумом. Он считал, что разум придает форму нашим элементарным ощущениям.

Научные труды В.Джеймса также легли в основу создания гештальт-психологии. Джеймс выступал против атомизма в анализе сознания и рассматривал элементы сознания лишь в качстве отвлеченных понятий. Он подчеркивал, что мы воспринимаем объекты как единое целое, а не как набор ощущений.

Формально гештальт-психология возникла после того, как в 1912 г. Макс Вертхеймер опубликовал результаты своих исследований восприятия. В его экспериментах изучалось восприятие кажущегося движения (фи-феномен – иллюзия движения, возникающая при поочередном включении двух источников света). Вертхеймер показал, что восприятие движения не может быть разбито на более простые составляющие; целое (каждое движение) оказалось большим, чем сумма составляющих (неподвижные световые источники).

В дальнейшем Вертхеймер, К. Коффка и В. Келер занялись изучением другого перцептивного явления, названного ими константностью восприятия. Они показали, что наше восприятие объекта остается постоянным, даже, несмотря на то, что сенсорные данные, воспринимаемые органами чувств, изменяются. Таким образом, существует различие между характером действительного восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому перцепция не может быть объяснена как простой набор сенсорных элементов или как сумма составляющих ее частей. Перцепция представляет собой целостный акт – гештальт, и каждая попытка разложения ее на отдельный составляющие приводит к ее нарушению.

Восприятие слова “гештальт” вызывало определенные трудности, так как оно ясно не указывало, какое движение символизирует. В своей книге “Гештальт-психология” Келер отмечал, что в немецком языке слово “гештальт” используется в двух случаях:

1. оно обозначает форму или очертания предметов;

2. оно обозначает целостность объекта.

Таким образом, понятие “гештальт” можно использовать для ссылки как на предмет, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим сенсорным полем. В него также включаются процессы научения и памяти, а также стремления, эмоциональные отношения, действия и др. В этом общем смысле гештальт-подход давал возможность нового объяснения самых различных областей психологического знания.

Давайте рассмотрим некоторые направления исследований, развивавшиеся в рамках гештальт-психологии.

Принципы восприятия. Вертхеймер изложил принципы восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 г. Эти принципы, представляли собой, по существу, законы и правила, согласно которым мы организуем, классифицируем воспринимаемый нами мир.

Идея, лежащая в основе этих принципов, заключалась в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, создавая структуру, которая будет выделяться на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно и ее возникновение неизбежно каждый раз, когда мы смотрим вокруг себя.

1. Близость: элементы, близкие друг другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно.

2. Непрерывность: в нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придавать им определенную ориентацию.

3. Сходство: подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы.

4. Замыкание: существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Простота: мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно; фигура должна быть симметричной, простой и неизменной и не может быть упорядочена или упрощена каким-либо иным способом.

6. Фигура-фон: мы стремимся организовывать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она представлена. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных способностей или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах “сами по себе”. Вертхеймер называл их “вспомогательными факторами”, но он также признавал, что на перцепцию влияют и “основные факторы” самого организма: высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку.

Исследования интеллекта. Как уже говорилось выше, в предметную область гештальт-психологии входили также вопросы интеллектуальной деятельности человека и высших животных. Исследования в этой области были начаты (в рамках гештальт-психологии) работами В. Келера, изучавшего интеллект человекообразных обезьян.

Келер исследовал интеллект обезьян в течение семи лет (1913-1920гг), находясь на о. Тенерифе. В своих экспериментах он использовал простейшее оборудование: клетки с редкими прутьями, палки, с помощью которых можно было достать удаленные фрукты, ящики, на которые обезьянам можно было взбираться.

В соответствии с взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостной ситуации и взаимосвязи между отдельными стимулами. Келер считал, что обезьяна способна решить проблему через достижение инсайта – внезапного осознания или постижения неизвестных ранее взаимосвязей. С точки зрения гештальт-подхода, животное или человек должны увидеть взаимосвязи между разными частями проблемы, прежде чем может произойти инсайт. Эти исследования подтвердили более раннее предположение о том, что научение включает в себя реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Вертхеймер попытался применить принципы гештальт-психологии к вопросам творческого мышления людей. Он предположил, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. При этом он утверждал, что для успешного решения поставленной задачи ситуацию в целом должны хорошо представлять себе и ученики, и учитель.

Вертхеймер утверждал, основываясь при этом на различных примерах (от решения математической задачи школьником до решения проблемы А. Эйнштейном), что понимание проблемы в целом должно преобладать над пониманием ее отдельных составляющих; решение проблемы должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. Естественно, что Вертхеймер критиковал традиционную практику образования, основанную на натаскивании и зубрежке. Он считал, что учитель должен организовать материал в целостную систему, что будет способствовать возникновению у учеников инсайта и творческому решению проблемы.

Изоморфизм. Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а не набор отдельных ситуаций, гештальтисты попытались исследовать проблему перцепции с точки зрения работы основных механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию основных нервных коррелятов воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальт-психологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными.

При изучении кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать идентично. Эта идея получила название изоморфизма – соответствия между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозгу. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте в том смысле, что она соответствует реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта – руководство по восприятию реального мира.

Взгляды Вертхеймера впоследствии нашли развитие в работах Келера. Он высказал предположение о том, что процессы в коре головного мозга сходны с процессами в силовом поле, и что, подобно возникновению силового электромагнитного поля вокруг магнита, в ответ на сенсорные импульсы может возникать поле нервной деятельности – следствие электромеханических процессов, возникающих в мозгу в ответ на сенсорные импульсы.

Теория поля. Этот подход – рассмотрение психических процессов по аналогии и в терминах физических процессов – нашел свое наиболее полное отражение в работах другого известного представителя гештальт-психологии – Курта Левина. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он развил свои идеи и вышел за границы классической гештальт-психологии, обратившись к проблемам личности, ее потребностей и влиянию социальных связей на ее поведение.

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях психического поля. Это поле получило у него название годологического пространства (от греческого - путь). Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. Каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Для того чтобы описать направление движения человека к цели, Левин использовал на своих схемах векторы. Для характеристики привлекательности каждой цели для индивида он ввел понятия положительной и отрицательной валентностей. С точки зрения Левина все формы поведения человека могут быть описаны при помощи таких схем, включающих в себя обозначения годологического пространства, индивида, цели, а также намерений индивида и влияния окружающих.

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса между индивидом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжение в отношениях, которое вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. Согласно Левину, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряжения и последующих действий по его устранению. Поэтому каждый раз, когда у индивида возникает какая-либо потребность (т.е. состояние напряжения), он своими действиями старается снять это напряжение и установить внутреннее равновесие. На основании этого положения Левин теоретически предсказал эффект Зейгарник (сохранение напряженности повышает вероятность запоминания незавершенной задачи).

В 30-х гг. Левин начинает интересоваться вопросами социальной психологии. Он был одним из первопроходцев в этой области и достиг в ней значительных успехов. Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивид и его окружение формируют психологическое пол, так и группа и ее окружение формирует социальное поле. Социальное поведения проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в каждый момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на понимание проблем перцепции, научения, мышления, личности и ее мотивации, а также социальной психологии. Многие более поздние научные школы и теории возникли, опираясь на идеи и термины, разработанные в гештальт-психологии.


Наши рекомендации