Особенности межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития

В настоящее время существуют исследования, которые показывают особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Б.Г. Ананьев отмечал, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека. Различные формы переживаний чувств (эмоции, аффекты, стрессы, настроения) образуют в совокупности эмоциональную сферу ребёнка. Тем не менее, Артюхова И.С. считает, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР эти переживания ещё не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, которые помогут ребёнку адаптироваться и стать полноценным членом детского коллектива, а в дальнейшем - членом общества,0толерантной0личностью.0[14,0с058]
Младший школьник впервые осознаёт отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Именно в младшем школьном возрасте начинают интенсивно формироваться моральные чувства. На этой основе, возможно, формировать нравственные и гражданские убеждения у детей младшего школьного возраста, используя соответствующие методики, адаптированные для детей данного возраста.[9,0с082]
Педагог, работающий с детьми с ЗПР, сталкивается с рядом серьёзных психологических проблем. На занятиях детям должны даваться не только знания о правах человека, прививаться общечеловеческие ценности, но и формироваться0умения0по0решению0межличностных0проблем, вырабатываться навыки бесконфликтного общения, что способствует более успешной адаптации к самостоятельной жизни в современном мире. [19,17]
Основными формами, применяемыми для развития межличностных отношений у детей с ЗПР, являются диалоговые (дискуссия, диспут, дебаты, игровые, коммуникативные тренинги, коллективные творческие дела, игровые0программы).0Они0позволяют0повысить0коммуникативную компетентность ребёнка, способствуя тем самым его популярности в общении с окружающими, позволяют обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс общения. Единственный способ иметь друга, научиться самому быть другом (амер. философ Э. Ральд). В работах современных исследователей раскрыт педагогический потенциал диалогового взаимодействия субъектов, показано его активное влияние на развитие психических функций личности (и, прежде всего, мышления). Обучение умению вести диалог способствует последующему переходу от внешнего диалога к диалогу внутреннему (Л.С. Выготский), диалогу школьника с самим собой, который становится стимулом его духовного развития, побуждает к самовоспитанию и самообразованию. Диалог при его умелой,0тактичной0организации0способствует0активному0формированию 0ценностно0смыслового0и0эмоционально0ценностного0отношения0школьника0к0объектам0окружающего0мира.
Также очень эффективно в работе по улучшению межличностных отношений вести каждому ребёнку «Дневник моих достижений», с целью фиксации своих достижений, повышения уровня самоотношения. А также «Ящик доверия», куда дети, которые по какой - либо причине не идущие на вербальный контакт, кладут свои письма с проблемами, пожеланиями.
На практике именно эти формы, методы и приёмы оказались наиболее эффективными. Они полно обеспечивали субъективную позицию ребёнка; формировали навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям,0тактичного0взаимодействия0с0окружающими;0развивали мышление,0умение0аргументировано0высказывать0своё0мнение; способствовали0улучшению0межличностных0отношений. Эффективность и результативность работы во многом зависят от умения педагога давать чёткие, недвусмысленные инструкции; излагать материал проблемно, включив в процесс работы самих детей; от умения изучить каждого ребенка, проводя, своевременно, диагностическую работу и на этой основе включать его0в0групповую0работу.
В воспитании детей с ЗПР, как уже отмечалось, важен диагностический подход, который своевременно поможет уловить актуальное состояние и личности, и коллектива, а также корреляция учителя с родителями, психологом0и0соцпедагогом.
Таким образом, в младшем школьном возрасте закладываются базовые психологические0основы0для0межличностного0воздействия, коллективистских отношений. Трудности общения в данном возрасте обусловлены неудовлетворительным уровнем межличностного общения со взрослыми и сверстниками, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем, несформированностью навыков практической и речевой коммуникации.0[30]
Нарушения в сфере межличностного общения сказываются на развитии личности ребёнка, искажая его представления о себе, отношение к самому себе,0затрудняя0осознание0себя0как0личности.0[29,0с066]
Благодаря0использованию0дифференцированного,0синергетического, комплексного, а не точечного подходов; учёту индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей с задержкой психического развития; созданию необходимых условий для раскрытия, развития личности каждого ребёнка; применению в своей педагогической деятельности основ гуманистической,0педоцентристской0педагогики0и0использования личностно-ориентированного подхода, педагог, который для детей именно младшего школьного возраста является центральной, доминирующей фигурой, должен грамотно подбирать мероприятия, их формы, методы и приёмы проведения. Это приведёт к удовлетворённости детьми учебно - воспитательным процессом и положительным результатам: улучшится коллективасоциально-психологический климат в группе, когнитивная сфера; возрастёт оценка нравственности, уровень коммуникативных склонностей, межличностных отношений, школьной мотивации; снизится уровень агрессивности; дети научатся слушать и слышать собеседника, внимательно относиться к себе и окружающим, понимать и принимать внутренний мир другого человека.





Исследования нейрофизиологов выявили у детей с задержкой психического развития нарушения функциональной активности левого доминантного по речи полушария0мозга0и0межполушарных0взаимодействий лобных0и0нижнетеменных0структур.0Структурно-функциональная организация0левого0полушария0отражает0некоторую0степень0его незрелости -0состояние, которое характерно для более раннего этапа онтогенеза ребенка [34, с. 184].

Качества0характера0друга0занимают0в0сочинениях0нормально развивающихся учеников третьих классов незначительное место. Личные качества не играют сколько-нибудь значительной роли и в ухудшении, прекращении отношений нормативно развивающихся младших школьников [33,32].

Именно0в0младшем0школьном0возрасте0появляется0социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных детских отношений, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. «Дети много выигрывают от близких, доверительных отношений друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение» [12,с. 537]. В младшем школьном возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых являются развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. Я.Л. Коломинский предлагает рассматривать так называемые первый и второй круги общения школьников. В первый круг общения входят «те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение».

Однако круг общения школьника не ограничивается только первым кругом. Среди оставшихся имеются такие, выбирать которых для общения ребенок постоянно избегает, и есть такие, «в отношении которых ученик колеблется, испытывая к ним большую или меньшую симпатию». Эти последние и составляют «второй круг общения» школьника [22, с. 208-212]. Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в 1-м и во 2-м классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе - соответственно 85% и 70% выборов (Матюхина М.В. и др.), то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей самой группы (Реан А., Коломинский Я. Л.).

Вывод.В настоящее время существуют исследования, которые показывают особенности0межличностных0отношений0младших0школьников0с0ЗПР, которые характеризуются, прежде всего, узостью межличностных связей и по содержанию,0и0по0широте,0и0по0устойчивости.0Лишь0к0концу0младшего школьного0возраста0складываются0предпосылки0для0перехода0к0более высокому0уровню0(появляются0стремление0к0взаимопониманию, предпочтения,0связанные0с0оценкой0нравственно-психологических0черт личности0товарищей,0и0т.0п.).0Сам0же0этот0переход0осуществляется0в подростковом возрасте, составляя одну из основных особенностей развития личности на этом возрастном этапе.

Наши рекомендации