Качества, важнейшие для межличностного общения»

Инструкция: «Каждый участник оценивает по шкале от 0 до 6, в какой мере ему присущи отдельные качества, руковод­ствуясь своим собственным представлением о себе (а не тем, что могли сказать ему другие люди); если человеку кажется, что ему вообще не присуще данное качество, ставит 0, если выражено очень слабо – ставит 1, если данное качество полностью, без сомнения, свойственно – ставит 6. Самооценка проводится в течение 10 минут.

Перечень качеств

Эмпатия: умение видеть мир глазами других, понимать его так же как они, воспринимать поступки с их же по­зиций.

Доброжелательность: способность не только чувство­вать, но и показывать свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержи­вать других.

Аутентичность – умение быть естественным в отно­шениях, не скрываться за масками или ролями, способ­ность быть самим собой в контактах с окружающими.

Конкретность – отказ от общих рассуждений, много­значительных и непонятных рассуждений и замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мне­ниях, действиях, готовность отвечать однозначно на во­просы.

Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношении с людьми, к тому, чтобы «идти вперед», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны; готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность – умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.

Открытость: готовность открыть другим свой внутрен­ний мир и твердая убежденность, что открытость способ­ствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность, которая не эквивалентна го­товности обнародовать абсолютно все самые интимные секреты, – поскольку сам человек, а не его тайны интерес­ны людям.

Принятие чувства: отсутствие страха при непосредствен­ном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение выражать и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других.

Конфронтация: умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным сознанием своей ответственнос­ти; в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать дру­гого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Самопознание: исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность при­нимать от них любую информацию о том, как они воспри­нимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки; отношение к конфронтациям с другими людьми и новому опыту как к ценному материалу, важному для более глу­бокого самопознания».

Затем группа выполняет общее задание: в течение 30 минут нужно проранжировать эти качества в зависимости от их важности. Группа должна совместно решить, какое качество самое важное в межличностном общении. Реше­ния группы записываются. Спорные проблемы следует обсуждать вплоть до достижения согласия. По истечении 80 минут работа группы прерывается, независимо от того, какая часть задания будет выполнена.

Обсуждение: группа анализирует переживания участников после групповой дискуссии согласно перечню Правил Совмест­ных Поисков, которые зачитываются. Каждый участник, руководствуясь этими правилами в течение 1 – 2 минут, говорит о том, что происходило между ним и другими людьми во время ранжирования качеств. Важно, чтобы в словах говорящих затрагивались конкретные события, поступки, чувства участников, а не содержались сообра­жения, продолжающие дискуссию о качествах. Через не­сколько минут ведущий прерывает говорящего и сновазачитывает Правила. Он предлагает группе решить, уда­лось ли выступавшим следовать этим правилам и напоми­нает, что следующим нужно помнить о них.

Правила совместных поисков

1. Говори о том, что происходит в группе «здесь и теперь», т. е. о своих действиях и чувствах, о поступках и переживаниях других людей группы.

2. Учись доверять своим субъективным ощущениям,
они более ценны чем теоретические и общие рассуждения.

3. Старайся быть открытым, когда говоришь или слу­шаешь других {результаты зависят от того, насколько каждый член группы сможет говорить о своих чувствах по поводу всех остальных, насколько он будет заинтересо­ван в информации о том, как его воспринимают, несмотря на все трудности и неприятности, связанные с этим.

4. Не избегай риска. Если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного.

5. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

2 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, „Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходя­щим» или „Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»

После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентиро­вались, определяя состояние своего соседа?».

3 упражнение. Все участники располагаются большим полукругом.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средст­вами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того, как все выполнят это задание, тре­нер предлагает участникам обсудить их впечатле­ния, возникшие в процессе выполнения упражне­ния. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контак­та, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

4 упражнение. Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников).

Инструкция: «На счет «раз» каждый из вас должен, остава­ясь на своем месте и молча (эти два условия бу­дем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Вас четное количество, поэто­му каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».

Обычно дается возможность участникам груп­пы выполнить это задание 3 раза, после чего присту­пают к обсуждению, в ходе которого имеет смысл обсудить два вопроса: «Как создавалась пара?» и «Как происходил выбор одинакового движения?». Ответы на первый вопрос дают возможность выявить основ­ные невербальные признаки, свидетельствующие о начале контакта: направленность и фиксированность взгляда, разворот корпуса тела, приветливое выра­жение лица, улыбка, легкое движение вперед, навст­речу партнеру и т. п. Кроме того, в процессе обсуж­дения опыта, полученного участниками группы в ходе выполнения упражнения, часто заходит разговор о проявлении инициативы в контакте и при выборе об­щего движения. В том случае, если это соответствует содержанию тренинга (например, в тренинге ведения деловых переговоров), следует подробнее обсудить эту проблему. При этом могут быть выявлены такие варианты взаимодействия:

· один из участников пары проявляет инициативу, тем самым, подавляя инициативу другого;

· один из партнеров проявляет инициативу с полного согласия другого;

· в процессе взаимодействия происходит постоянная передача инициативы от одного участника пары к другому и наоборот;

· взаимодействие протекает как сотрудничество, когда партнеры в любой момент полностью понимают друг друга.

5 упражнение. Участники садятся по кругу.

Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вac карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочита­ют, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участ­ников группы, на какие признаки они ориентиро­вались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех не­вербальных проявлений, на которые можно ори­ентироваться, определяя состояние человека.

Кроме того, данное упражнение позволяет развивать выразительность поведения у тех уча­стников, которым тренер предлагает изобразить то или иное состояние.

6 упражнение. Участники группы делятся на две подгруппы.

Инструкция: «Каждой подгруппе дается 7 минут на подготов­ку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобра­зить. Это может быть или скульптурное изоб­ражение, или невербальное действие. В изображе­нии должны принимать участие все члены под­группы. В то время как первая подгруппа показы­вает то, что она подготовила, вторая подгруп­па отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер пред­лагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один выска­зывает мнение группы. После этого тренер обра­щается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

·участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

· участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

· участникам не удалось передать в своем изоб­ражении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Час­то причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услы­шать всех.

Если же подгруппы правильно идентифицируют предложенные им изображения эмоциональных состояний или чувств, то тренер может за­дать группе вопрос: «По каким признакам вы оп­ределили состояние или чувство?». Ответ на этот вопрос позволяет выявить (перечислить) те конкретные проявления невербального поведения человека, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.

7 упражнение. Группа садится по кругу.

Инструкция: «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении.) Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекс­том группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в ка­ком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наиболь­шей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важ­ности для эффективного установления контакта ра­венства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

8 упражнение. Все участники садятся по кругу. Тренер раздает чистые листы бумаги.

Инструкция: «Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четы­ре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во втором – с подчиненным, в третьем – с равным по социальной или профессиональной роли, в четвертом – начало беседы в идеальных (оптимальных), с вашей точки зрения, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка».

После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Ког­да все рисунки возвратятся к «авторам», тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, которые появились у участников. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о нача­ле беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что пре­пятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.

9 упражнение. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с си­туациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к кото­рому обращаемся, а также его настроение, со­стояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспом­ните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хо­тели побудить другого человека на какие-то дей­ствия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: «Мысленно поставьте на место человека, к кото­рому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать воз­никающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут.

После того, как все будут готовы, тренер пред­лагает участникам разбиться на группы по 4 – 5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, крат­ко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1 – 2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечат­ления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Обычно участники группы называют следую­щие моменты:

· удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

· был установлен хороший эмоциональный контакт;

· помогает уверенность в себе, которая, в част­ности, проявляется в тональности разговора;

· открытость;

· четкое изложение причин побуждения.

Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

Подарок»

Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он «дарит» имениннику(це), она и все пробуют угадать, что это за подарок.

Сообщение»

Участники разбиваются по парам, каж­дый должен без слов, жестами сообщить своему напарни­ку какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.

Наводка»

Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельных листочках бумаги, затем из чу­жой команды выбирают человека, которому дают прочитать «слово» и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово, затем выбирается другой человек из чужой команды, ко­торый «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывала слова.

Передача чувств»

Все встают в ше­ренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачи­вается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.), второй человек должен передать следующему это же чувство, и т. д. У последнего спрашивают какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.

Ромашка»

Инструкция: «Ставим 5 – 6 стульев в центре и 5 – 6 стульев во внешнем круге – «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.

Задание 1 – смотреть в глаза другу, не от­водить глаз в течение минуты. Затем участники-«лепест­ки» меняются местами.

Задание 2 – участники говорят друг другу: «что я вижу в тебе? (одежду, прическу, улыб­ку и т. п.). «Лепестки» меняются местами.

Задание 3 – участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу: «каким ты был в детстве?» и ответить, насколько верна догадка. «Лепестки» меняются местами.

Задание 4 – участники попарно пытаются ответить «что между нами общего?»

Задание 5 – участники пытаются определить «чем мы отличаемся друг от друга: в интересах, характере, поведении и т. п.».

Цель: ознакомление с вербальными и невербальными средствами установления контакта. Апробирование их в безопасных условиях, проверка своих возможностей установления контакта в различных ситуациях.

2.2. Упражнения на умение слушать

Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.

1. упражнение.Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по бере­гу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, и медлен­но закройте глаза. Обратите внимание на ваше ды­хание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попа­дает энергия, и с каждым выдохом уходят ненуж­ные заботы, переживания, напряжение... Обрати­те внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на сту­ле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь вниматель­но вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запа­хи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внима­ние на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти даль­ше. Возможно, вы захотите зайти в воду и иску­паться или посидеть на берегу. Сделайте это...

А теперь настала пора вернуться в эту ком­нату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или по­сидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впе­чатлениями. Для этого создадим группы по 4 че­ловека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тре­нер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а осталь­ные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпре­тируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каж­дый рассказ потратьте примерно 3 – 4 минуты».

После завершения работы в группах тренер предлагает вернуться в круг и поделиться впечат­лениями на этот раз о работе в малых группах. В частности, можно задать вопрос: «В какие момен­ты вы переставали слушать?». Отвечая на него, уча­стники группы обычно говорят следующее: «Отвлекся на свои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом»; «В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом»; «У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась»; «В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать» и т. д.

Подводя итог обсуждению, тренер имеет воз­можность еще раз обратить внимание участников на то, как важно уметь слушать другого человека.

2. упражнение проводится в малых группах – «тройках».

Инструкция: «Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли „контроле­ра», Будут проведены три беседы: каждый пого­ворит с каждым и каждый по очереди выступит в роли контролера. Один разговор рассчитан ми­нут на 8 – 10. Я буду следить за временем и ска­жу вам, когда надо поменяться ролями. Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник. По­вторение может начинаться словами: „Ты дума­ешь...», „Ты говоришь...». Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вме­шаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять».

Тема для беседы предлагается тренером и за­висит от состава группы. Например, в группе руко­водителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важные качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно об­судить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в про­цессе обсуждения высказываются такие идеи:

· это позволяло проверить, правильно ли я по­нял собеседника;

· давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;

· в процессе повторения происходило осмысле­ние слов собеседника;

· давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;

· улучшало эмоциональный контакт (приятно убе­диться, что тебя услышали, поняли);

· слушая свои слова в изложении другого, начи­наешь лучше понимать себя, замечать новые ас­пекты обсуждаемой проблемы и т. д.

3 упражнение проводится в парах.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку (тре­нер раздает карточки с текстом). Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до на­чала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что вы бу­дете открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная при­чина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача вто­рого участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, – понять истин­ную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Еще раз об­ращаю ваше внимание на задачу: вам не нужно решать проблему собеседника, необходимо толь­ко понять, в чем дело.

В ходе работы вы проведете два разговора: сначала один из участников пары будет разби­раться в проблеме другого, потом – наоборот».

В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в дейст­вия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.

После завершения упражнения можно пред­ложить его участникам обменяться соображения­ми по поводу использования в беседе приемов ак­тивного слушания.

Примеры карточек:

I. 1.Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет вместе с семьей сына (дочери).

2. Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.

3. На самом деле у нее (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым (ой) она (он) не хотел(а) бы сейчас расставаться.

II. 1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.

2. Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.

3. На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.

4.упражнение. Участники садятся по кругу

.Инструкция: «Я буду зачитывать вам разные высказывания, вы же должны будете написать ответные, используя сначала уточнение, потом пересказ, а потом – дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Характер зачитываемых группе высказываний может меняться в зависимости от ее состава. Например: «Вчера наш заведующий опять сделал мне замечание в присутствии моих сотрудников. Как будто я первый год работаю, и мне надо объяс­нять, как распределять обязанности в отделе. На­доело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Каждое высказывание можно прочитать три раза: первый раз с тем, чтобы участники написали ответ с использованием уточнения, второй раз — используя пересказ, и в третий раз – дальнейшее развитие мыслей собеседника.

После того как все написали ответы, тренер просит каждого или некоторых участников груп­пы зачитать. При необходимости (если ответы не соответствуют предложенным для тренировки при­емам) тренер вносит коррективы сам или привле­кает группу.

Данное упражнение позволяет его участникам осознать суть предложенных им приемов актив­ного слушания, потренироваться в их использова­нии, что является первоначальным шагом на пути формирования умения слушать другого человека.

5.упражнение Участники группы объединяются в пары.

Инструкция: «Сейчас каждый из партнеров по очереди будет рас­сказывать о какой-то своей проблеме. Задача друго­го – понять суть проблемы, разобраться в ней, ис­пользуя при этом только определенные приемы об­щения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Упражнение рассчитано в среднем на 30 ми­нут. Для усиления объективации поведения и, вслед­ствие этого, возрастания тренировочного эффекта, можно дать слушающему участнику карточки, на которых написаны названия перечисленных в ин­струкции приемов. Каждый раз, прежде чем всту­пить в беседу, он должен выбрать и показать сво­ему собеседнику карточку с названием приема, который он собирается использовать.

Упражнение можно проводить в «тройках». В этом случае двое беседуют так, как это описано выше, а третий выступает в роли «контролера», его задача – после высказывания первого участ­ника пары (т. е. того, кто рассказывает о своей проблеме) показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен ис­пользовать, отвечая собеседнику.

В ходе обсуждения можно обратиться к груп­пе с такими вопросами: «Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?», «Какие приемы вы использовали чаще, какие реже?», «Использова­ние каких приемов вызывало у вас затруднение?», «Что давало использование приемов?»

Таким образом, данное упражнение позволя­ет участникам занятий осознать и проанализиро­вать то, как им удается слушать других людей, какого рода ошибки они при этом допускают и почему. Это упражнение, кроме того, позволяет тренировать умение слушать.

6 упражнение. Участники сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слу­шания. Запишите их, пожалуйста (можно раздать участникам группы карточки с напечатанными правилами).

Правила хорошего слушания:

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на сло­ва, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей груп­пы, кого вы пока узнали меньше других, но хоте­ли бы узнать поближе».

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: один из вас будет «говорящим», а другой – «слушающим». Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на оп­ределенное время, но вам не надо следить за вре­менем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение зада­ния. Сначала правилами хорошего слушания ру­ководствуется «слушающий». «Говорящий» мо­жет пока отложить их в сторону.

Итак, «говорящий» в течение 5 минут рас­сказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые по­рождают эти трудности. «Слушающий» соблю­дает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе».

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «говорящего» будет 1 минута, в течение которой ему надо будет сказать «слу­шающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник мо­жет узнать, что в его поведении побуждает дру­гих людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».

После того как 1 минута прошла, тренер дает следующее задание: «Теперь «говорящий» в течение пяти минут будет рассказывать «слушающему» о своих силь­ных сторонах в общении, о том, что ему помога­ет устанавливать контакты, строить взаимо­отношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«Слушающий» за пять минут должен повто­рить «говорящему», что он понял из двух его рас­сказов о себе, т. е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих 5 минут „говорящий» все вре­мя молчит и только движением головы показыва­ет, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если on делает отрицательное движе­ние головой в знак того, что его неправильно по­няли, то «слушающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правиль­ности своих слов. После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено или искажено».

Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим» и наоборот. Все четыре шага упражнения повторяются, при этом тренер каждый раз сам дает задание на следующий шаг.

В ходе обсуждения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Как вам удавалось выпол­нять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?». «О чем вам было легче говорить — о своих трудностях и про­блемах в общении или о сильных сторонах?», «Ка­кое впечатление произвела на вас та часть упраж­нения, когда вы были «говорящим», какое влияние на вас оказывали различные действия «слушающе­го», как они вами воспринимались?» и т. д.

Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее простой путь – рефлексия процесса слушания, в ре­зультате чего формируется умение слушать дру­гого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь – анализ возникающих в ходе работы чувств, в част­ности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Продолжи искренне»

Инструкция: Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточ­ку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать как можно меньше, продолжает мысль, нача­тую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек за­кончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимут свою руку. Если большинством (хотя бы в один голос) высказывание признается искренним, то говорив­шему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще попытка «вытянуть» карточку и продолжить высказывание. Обмен мнениями запрещен. Реплики по поводу высказываемого запрещаются, но раз­решено задать вопрос говорящему — всего один вопрос от каждого. Когда все сумеют высказаться искренне, веду­щий просит: «Каждому сделать выдох, затем медленно глубокий вдох — и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришед­шие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, все что угодно. Вперед!»

После такой голосовой эмоциональной «разрядки», обычно людям становится весело.

Текст карточек-высказываний:

1. В обществе лиц противоположного пола я обычно
чувствую себя...

2. У меня немало недостатков. Например...

3. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти
ненависть. Однажды, помню...

4. Мне случалось проявлять трусость. Однажды, пом­ню...

5. Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты.
Например...

6. Я помню случай, когда мне было невыносимо стыд­но. Я...

7. Чего мне по настоящему хочется, так это...

8. Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...

9. Однажды, мне было обидно и больно, когда родители...

10. Когда я в первый раз влюбился, я...

11. Я чувствую, что моя мать...

12. Я думаю, что секс в моей жизни...

13. Когда меня обижают, я готов...

14. Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда...

15. Честно говоря, учеба в институте мне совсем...

16. Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на
произвольную тему.

2.3.Упражнения, формирующие обратную
личностную связь

Цель: Создание условий для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует потребностям участников тренинга. Установление позитивной обратной связи как средства стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализация их личностных ресурсов, а так же создание позитивного эмоционального фона в группе.

Успешное овладение этими умениями членами группы сводит до минимума стесненность и отчуждение в группе, улучшает сотрудничество и помогает достижению групповых целей.

Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, <

Наши рекомендации