Сущность психологической готовность к школьному обучению
Единого определения понятия готовность к школе в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности понятия.
А.Анастази определяет понятие школьной готовности как, овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими характеристиками. Понятие другие поведенческие характеристики в данном случае довольно широко и может включать в себя неограниченный ряд критериев.
По нашему мнению, более удачное и точное определение дает Й.Шванцара. Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня развития, когда ребенок становится способным обучаться в школе. Й.Шванцара также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный, эмоциональный и социальный.
Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и готовности принять социальную позицию школьника.
А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.
П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний таким моментом как «установление со взрослым и со сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью».
Исследования Лисиной М.И., Капгелия Г.И., Кравцовой Е.Е. дополняли понятие готовность к школе такими критериями, которые условно можно определить как коммуникативная готовность к школьному обучению.
Л.И. Божович, которая понимает психологическую готовность, как комплексную характеристику, включающую определенный уровень мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Таким образом, следует признать, что готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятиям, в котором можно выделить следующие компоненты:
a) личностная готовность включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика. Сюда входит определенный уровень развития мотивационной сферы, способность к произвольному управлению собственной деятельностью, развитие познавательных интересов - сформированная иерархия мотивов с высокоразвитой учебной мотивацией. Здесь также учитывается уровень развития эмоциональной сферы ребенка, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость[3];
b) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности[3];
c) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем. Этот компонент предполагает достижения детьми соответствующего уровня развития общения со сверстниками и взрослыми (внеситуативно-личностное, по М.И. Лисиной) и переход от эгоцентризма к децентрации.
Е.И.Рогов указывает на следующие критерии интеллектуальной готовности к школьному обучению:
- дифференцированное восприятие;
-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к деятельности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
-овладевание на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
-развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Итак, проанализировав сущностные признаки понятия психологической готовности к школьному обучению, мы можем говорить о том, что психологическая готовность это сложное, комплексное образование, представляющее такой уровень развития ребенка, который позволит успешно освоить школьную программу.