ГлаваI.Агрессиякакпсихологическая проблема
КУРСОВАЯРАБОТАПОПЕДАГОГИКЕ
ИПСИХОЛОГИИ
Тема:Психологическаяхарактеристикаагрессивностистаршеклассников.
Выполнила:студентка1курса
заочнойформыобучения
направление«Дизайн»Профиль:«Графическийдизайн»
гр.ЗФ-111/203-3-10р
КолодинаВалентинаАлексеевна
Научныйруководитель:
СавельеваО.П.
Челябинск–2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. | |
ГлаваI.Агрессиякакпсихологическаяпроблема………..................………………………………………………… | |
1.1.Основныетеоретическиенаправлениявописанииагрессии............. | |
1.2.Факторыагрессии,еёвидыимеханизмдействия…………………... | |
ГлаваII.Психологическиеособенностиагрессивностистаршеклассников………………………………………………………….. | |
2.1.Причинывозникновенияагрессиивподростковомвозрасте…….… | |
2.2.Агрессивностьподростковвколлективесверстников……………... | |
ГлаваIII.Изучениеагрессивногоповедениястаршеклассников.............. | |
3.1.Целиизадачиисследования…………………………………………... | |
3.2.Методикаисследования……………………………………………….. | |
3.3.Результатыисследования……………………………………………... | |
Заключение………………………………………………………………… | |
Библиографическийсписок……………………………………………….. | |
Приложения………………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Агрессивноеповедениеодинизцентральныхвопросовпониманиячеловеческойприроды.Поведениевдетстве,вподростковомвозрастепозволяет,зачастую,довольнонадежнопредсказыватьповедениевзрелыегоды.Изучениевлиянийнастановлениеагрессивностинеобходимодляразработкимер,приемовпоеёпредотвращению.
Повышеннаяагрессивностьсовременныхподростковявляется
однойизнаиболееострыхпроблемнетолькодляпедагогови
психологов,ноидляобществавцелом.Нарастающаяволна
подростковойпреступностииувеличениечисланесовершеннолетних,склонныхкагрессивнымформамповедения,выдвигаютнапервыйпланзадачуизученияпсихологическихусловий,вызывающихэтиопасныеявления[39].Достаточноважнымизучениеагрессииявляетсявподростковомвозрасте,когдаэтачертанаходитсявстадиисвоегостановленияикогдаещёможнопредпринятьсвоевременныекорригирующиемеры.
Впроцессеразвитияребенкавыделяютнескольковозрастныхкризисов,иоднимизсамыхтяжелыхсчитаетсяподростковыйкризис.Какизвестно,общениеявляетсяведущейдеятельностьюподростков,вкоторойформируютсявсеважнейшиеновообразованияподростковоговозраста,закладываютсяосновныечертызрелойличности.
Какправило,ребеноквэтомвозрастепосещаетшколу,т.е.включенвтакуюмалуюгруппу,какшкольныйкласс.Изучениевзаимоотношенийиобщениявнутрималыхгруппимеетзначительнуютрадициювпедагогическойисоциально-педагогическойнауках.Так,большойвкладвизучениедетскихколлективоввнеслитакиеисследователи,какД.Б.Эльконин,Я.Л.Коломинский,А.А.Реан,Л.И.Божовичимногиедругие.Исследованияпедагоговипсихологовпоказали,чтоподростокстремитьсянайтисвоеместовколлективе,ичтоэтоположениевзначительнойстепенивлияетнаформированиееголичности.Проблемавзаимодействияличностиигруппыимеетважноепрактическоезначениедляобучения,воспитания.
Большоезначениедляпоявленияипроявленияагрессивностивподростковомвозрастеимеетколлективсверстников(состороныгруппысверстниковкподросткупредъявляютсяразличныетребования,ионможетинеиметьадекватныхсредствобщенияиагрессивнореагироватьпоотношениюкданнойгруппе)[21].Т.о.,большоезначениеимеетиотношениеподросткаксверстнику;этоотношениеможетвызыватьагрессиюксверстникуиможетбытьсвязаносиндивидуальнымиособенностями(ихспектроченьширок).Коллективсверстниковважендлядальнейшегоразвитияподростка.
Теилииныеформыагрессиихарактерныдлябольшинстваподростков(инетолькоподростков,ноивзрослых,зрелыхличностей,речьидет,преждевсего,обагрессии,котораяноситзащитныйхарактер).Однакоизвестно,чтоуопределеннойкатегорииподростковагрессиякакустойчиваяформаповедениянетолькосохраняется,ноиразвивается,трансформируясьвустойчивоекачестволичности.Витогеснижаетсяпродуктивныйпотенциалподростка,сужаютсявозможностиполноценнойкоммуникации,деформируетсяеголичностноеразвитие.Агрессивныйребенокприноситмассупроблемнетолькоокружающим,ноисамомусебе.[27]
Впоследниегодынаучныйинтерескпроблемам,впервуюочередь,детскойагрессивностисущественновозрос;этимипроблемамизанимаютсяАлфимоваМ.В.,ТрубниковВ.И.,ДубинкоН.А.;СмирноваЕ.О.,ХузееваГ.Р.идр.Однако,несмотряназначительноеколичествоисследованийимонографий,посвященныхэтойтематике,ключевыевопросы,связанныесприродойагрессии,остаютсяоткрытыми(этоотмечаютиБэронР.,иРичардсонД.,иМайерсД.идр.).Ученыеразныхнаправленийпредлагалиипредлагаютразличныеподходыкопределениюсущностиагрессивногоповедения,егопсихологическихмеханизмов(Фрейд,Лоренц,Миллер,Зильман,Берковитц,Доллард,Бандураидр.)[20].
Многочисленныеспециалистыпопсихологииобъективнофиксируют,точтообагрессивностиневозможнорассуждатьтолькосогласноеенаружнымпроявлениям,следуетпониматьеемотивыисопутствующиеейпереживания.Совместносэтимвосновноймассеисследованийвыявляетсяиописываетсялишьстепеньагрессивногоповеденияи,оказывающиебольшоевлияниевнего,факторы.Средиэтихфакторовобычновыделяютсяособенностисемейноговоспитания(Эрон,Хьюсман,Паттерсон,КлюеваН.В.,КасаткинаЮ.В.идр.),моделиагрессивногоповедениянателеэкране(Паттерсон,Литтман,Уильям,Бандура,Либерт,Бэрон,Уолдеридр.)илисосторонысверстников(Хаскинс,Белски,Штейнбергидр.),уровеньфрустрации(Берковитц,Миллер,Доллард,Басе,Тейлор,Пизано,Джинидр.)ипр.[51,66]Однакоочевидно,чтовсеэтифакторывызываютагрессивноеповедениедалеконеувсехподростков,атолькоуопределеннойчасти.Воднойитойжесемье,всходныхусловияхвоспитаниямогутвырастатьразныепостепениагрессивностидети.
Можнополагать,чтоужевподростковомвозрастесуществуютопределенныевнутренниепредпосылки,способствующиепроявлениюагрессии.По-видимому,подростки,склонныекнасилию,существенноотличаютсяотсвоихмиролюбивыхсверстниковнетолькопоповедению,ноипосвоимпсихологическимхарактеристикам[49].Однакокомплексногоисследованияпсихологическихособенностей,лежащихвосновеподростковойагрессивностиидающихпредставлениеопсихологическойприродеэтогоявления,намобнаружитьнеудалось.
Всвязисовсемвышесказанным,изучениепсихологическихособенностейагрессивностиподростковвколлективесверстниковстановитсявсеболееактуальным.
Цельисследования:датьповозможностиполнуюпсихологическуюхарактеристикуагрессивногоповедениястаршеклассниковвшколе.
Объектисследования:старшиеподросткивколлективесверстников(школьникистаршихклассов).
Предметисследования:психологическаяхарактеристикаагрессивностистаршеклассников.
Всоответствиисцелью,предметомисследованияставилисьирешалисьследующиезадачиисследования:
1. Изучитьпедагогическуюипсихологическуюлитературуподаннойпроблеме.
2. Определить,чтопредставляетсобойагрессивностьчеловека
(вподростковомвозрасте,вчастности),какиефакторывлияютнаеёвозникновениеиразвитие.
3. Выяснитьпричинывозникновенияимеханизмдействияагрессииуподростков
4. Определитьосновныеособенностиподростковоговозрастаиихвлияниенапоявлениеагрессивногоповедения
5. Выявитьфакторы,влияющиенаподростковуюагрессию
6. Предложитьтехнологиииметодыпрофилактикиикоррекцииагрессивногоповеденияуподростков
Практическаязначимостьисследованиясостоитвтом,чторезультатыпрактическогоисследованиямогутбытьиспользованы:
1. Студентамидляповышенияпрофессиональнойкомпетентности.
2. Учителями,работающимисдетьмисреднейистаршейшкольнойгруппы.
3. Социальнымипсихологами,длявыявленияагрессиииеекоррекции.
Разрушение Сохранение
2 n7vvh4/YPz1HpS4vxrtbEBHH+BeGX31Wh5Kd9u5IJohOQXq9ZPWoYDbPQHAgXaS82DN9kYEsC/m/ QfkDAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA9PBoXTMCAABZBAAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEATt6DseAAAAAJAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAACNBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJoFAAAAAA== "> Танатос Я Эрос
Изменениенаправленияэнергии
Целиизадачиисследования
Цельисследования:датьповозможностиполнуюпсихологическуюхарактеристикуагрессивногоповедениястаршеклассниковвшколе.
Гипотезаисследования:проявлениеихарактеристикаагрессивностивконфликтнойситуациистаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредмета,имеетсвоиособенностипосравнениюспроявлениемагрессивностииповедениемвконфликтнойситуациистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассах.
Задачиисследования:
1. Изучитьпедагогическуюипсихологическуюлитературуподаннойпроблеме.
2. Определить,чтопредставляетсобойагрессивностьчеловека
(вподростковомвозрасте,вчастности),какиефакторывлияютнаеёвозникновениеиразвитие.
3. Выяснитьпричинывозникновенияимеханизмдействияагрессииуподростков
4. Определитьосновныеособенностиподростковоговозрастаиихвлияниенапоявлениеагрессивногоповедения
Базаисследования:ИсследованиепроводилосьнабазеМОУСОШ№12(г.Вологда)иМОУСОШ№1.Внемпринялоучастие60учениководиннадцатыхклассов.1группа—11классМОУСОШ№12(г.Вологда);2группа-11классМОУСОШ№1.
Методикаисследования
ВпервоначальныйстадииисследованиябылапримененаметодикаЛ.Г.Почебут.ОпросникЛ.Г.Почебутобнаруживаетобычнуюформупроявленияагрессивности.Учащимсяследуетбылооценить40приведенныхдалееутверждений.Формаопросникапредставленавприложении1.
Агрессивноедействие,надиагностикукоторогоориентированаметодика,можетбытьпричисленокоднойилинесколькимиз5шкал.
Вербальнаяагрессия(ВА)–индивидвербальновысказываетсвоевраждебноеотношениекиномучеловеку,применяетсловесныеоскорбления.
Физическаяагрессия(ФА)–человеквысказываетсобственнуювраждебностьсогласноотношениюкдругомучеловекусприложениемфизическойсилы.
Предметнаявраждебность(ПА)–человеквымещаетсвоюагрессиюнанаходящихсявокругегопредметах.
Эмоциональнаявраждебность(ЭА)–улицаобразуетсяэмоциональноеотчуждениеприобщениисдругимчеловеком,сопровождающеесянедоверчивостью,враждебностью,антипатиейилинедоброжелательностьюпоотношениюкнему.
Самоагрессия(СА)–индивидникакненаходитсявобществеигармонииссобою;унегоотсутствуютлибоослабленымеханизмыпсихологическойзащиты;оноказываетсябеспомощнымвагрессивнойсреде.
Приобработкеитоговдиагностикиустанавливаетсяуровеньагрессивностиистепеньадаптивностиреспондента:
-суммируютсясовпадениясключомполюбойиз5шкал.Вслучаееслисовокупностьсовпаденийвыше5,данноеозначаетвысокуюстепеньагрессивностииневысокуюстепеньадаптивностипошкале.Совокупностьбалловот3вплотьдо4отвечаетсреднейстепениагрессиииадаптированности.Суммабалловс0до2обозначаетнизкуюстепеньвраждебностиивысокуюстепеньадаптированностиподанномувидуповедения;
-суммируютсяпоказателиповсемшкалам.Вслучаееслисуммапоабсолютновсемшкалампревышает25баллов,данноеозначаетобщуювысокуюстепеньагрессивностилица,егонизкиеадаптационныевозможности.
Совокупностьбалловс11вплотьдо24сooтветствуетсреднемууровнюагрессивностииадаптированности.Суммабалловс0до10обозначаетнизкуюстепеньвраждебностиизначительнуюстепеньадаптированногоповедения.
На2-ойстадииизучениябылиспользованТест-опрoсникК.Томаса,какойдаетвозможностьраскрытьстильповедениявостроконфликтнойситуации.Тест-опросникТомасанетолькодемoнстрируетстандартнуюреакциюнаконфликт,однакоипоясняет,вкакойстепенионаэффективнаицелесообразна,акрометогопредоставляетданныеодругихметодахразрешенияконфликтнойситуации.Манерыдействиявконфликте,которыеобнаруживаютсяспомощьюметодики,обладаютпоследующиехарактеристики:
-манерапредотвращенияреализуетсявтакомслучае,еслинеотстаиваютсясвоиправа,неимеетсясовместнаяработасцельювыработкирешениятрудностилибопопростуизбегаетсярешениеинцидента.Данныйобразприменяетсятогда,еслизатрагиваемаяпроблеманестользначимадлясамоголица,еслинеимеетсястремлениятратитьсилывеёрешениелибоеслионнаходитсявбезнадежномпoлoжении.Данныйобразрекомендуетсятакжевтехслучаях,еслииндивидощущаетсебянеправымипредвидитправотудругоголицалибоеслиинойвладеетбольшейвластью.Всеэто-значительныеоснованиядлятого,чтобыникакнеотстаиватьсвоюпозицию.Индивиднесоздаетпопытокудовлетворитьличныеинтересылибокругинтересовдругоголица.Взаменданногоонудаляетсяотпроблемы,пренебрегаяеё,перелагаяобязанностьзаеёрешениенадругого,достигаяотсрочкирешениялибоприменяядругиеспособы;
-стильуклоненияможетбытьоптимальнымвтехвариантах,еслиодинчеловекдолженконтактироватьснепростымчеловекомиеслинетзначительныхоснованийпродлеватьконтактысним.Данныйаспектспособенявлятьсяполезнымкрометого,вслучаеесликто-тостремитсяпринятьрешение,однаконикакнезнает,чтопредпринять,иосуществлятьданноерешениесейчасженетнадобности.Данныйстильподойдеттакжедлятехситуации,когдаощущается,чтодлярешенияконкретнойтрудностичеловекнеобладаетдостаточнойинформацией.Невзираянато,точтонекоторыемогутпосчитатьстильуклонениябегствомоттрудностейиотответственности,анерезультативнымподходомкразрешениюконфликтов,вреальностиуходилиотсрочиваниеимеютвсешансыбытьвполнеоптимальнойиконструктивнойреакциейнаостроконфликтнуюобстановку;
-стильприспособленияхарактеризуетчеловека,которыйдействуетвместесдругим,никакнестараясьотстаиватьсобственныезаинтересованности.Применяетсяданныйстиль,еслирезультатделавесьмаважендлядругоголицаинеоченьсуществендлянассамих.Данныйобразможетбытьполезенкрометоговтехмоментах,вкаковыхнельзязавоеватьверх,таккакдругойчеловеквладеетогромнойвластью;подобнымспособом,другойуступаетисмиряетсястем,чегожелаетсоперник.Таккак,применяяданныйподход,мыоткладываетесвоиинтересывсторонку,топравильнеепоступать,такимспособом,тогда,когданашвкладвэтомслучаеникакнеоченьвеликилиеслимыосуществляемнеоченьзначительнуюставкувположительноедлянасразрешениетрудности.Данныйобразнеобходимоприменятьтогда,есличеловекощущает,точто,немногоуступая,утрачиваетмало.Либожевозможнообратитьсяктакойстратегии,вслучаеесливэтотмоментследуетнесколькосмягчитьситуацию,адалеевозвратитьсякданномувопросуизащититьсвоюпозицию;
-стильсотрудничествасвойственендлячеловека,которыйстремительнопринимаетучастиевразрешенииконфликта,изащищаетсобственныеинтересы,однакоусердствуетприэтомсодействоватьсдругим.Данныйобразпотребуетнаиболеедлительнойработыпосравнениюсмножествоминыхподходовкконфликту.Но,вслучаееслиимеетсявремяиразрешениетрудностиобладаетдостаточноважноезначение,втакомслучаеэтонеплохойметодотыскиваниявзаимовыгодногорезультатаиудовлетворениезаинтересованностейвсехсторон.Совместнаяработасчитаетсядружественным,разумнымраскладомкзаключениюзадачиопределенияиудовлетворениезаинтересованностейобеихсторон.Ноэтопотребуетопределенныхстараний.Этидвестороныобязаныотметитьнаэтонекотороевремя,иониобязаныобладатьспособностьюобъяснитьсобственныежелания,выразитьсобственныепотребности,слушатьдругдругаидалеевыработатьдругиевидыирешениятрудности.Отсутствиеодногоизэтихкомпонентовсоздаеттакогородааспектмалоэффективным.Совместнаяработасредипрочихстилейсчитаетсянаиболеесложным,однакоондаетвозможностьсформироватьболееудовлетворяющееобесторонырешениевнепростыхизначимыхконфликтныхмоментах;-стилькомпромиссахарактеризуетсяэтим,точточленыинцидентанемногоуступаюттоварищдругувсвоихинтересах,длятогочтобыудовлетворитьихвоставшемся.Инаясторонаделаеттожесамое.Данноепроисходитсцельютого,чтобыобмениватьсяуступкамииторговатьсясцельюразработкипримирительногорешения.Однакокомпромиссноерешениедостигаетсянаболееповерхностномуровнепосравнениюссовместнойработой;одинуступаетвчем-то,инойиндивидтакжевчем-тоуступаетивследствииониимеютвсешансыпридтикединомузаключению.Нетсмысланаходитьскрытыепотребностииинтересыкаквслучаеприменениястилясотрудничества.Рассматриваетсятольколишьто,точтозаявляютдругдругуособственныхжеланияхчленыконфликта.Стилькомпромиссаболеерезультативенвтехвариантах,еслиобществожелаютодногоитогоже,однакопонимают,точтовтожевремяэтоневозможно.Компромиссноерешениезачастуюсчитаетсяуспешнымотступлениемилидажепоследнейвозможностьюпридтиккакому-торешению.Возможноподобратьданныйподходссамогоначала,еслииндивидневладеетнеобходимойвластьюдлятого,чтобыдостичьожидаемого,вслучаееслисотрудничествоневозможно,ивслучаееслиниодинчеловекнежелаетодностороннихуступок.ИнструкциякопросникуК.Томаса,направленномуввыявлениеотличительныхчертповедениявостроконфликтнойситуации,представленавприложении2.Далеестанетпредставленанализиобъяснениерезультатовисследования.
Итогиисследования
СподдержкойметодикиЛ.Г.Почебутмывыявилиуровеньагрессивностииадаптивностистаршеклассников,обучающихсявклассе.Индивидуальныеитогикаждогореспондентасуммировалисьирассматривалисьвсоотношениетомуилииномууровнюагрессивности.Далееподсчитывалосьчислоподростков,вступающихвсоставгруппстойилиинойстепеньювраждебностииадаптивности.Анализдиаграммыдаетвозможностьсказатьоэтом,точтоу77%учениковвыявляетсяпосредственнаястепеньагрессивностииадаптивности,у13%существуетвысокаястепеньвраждебностиинизкаястепеньадаптивности,у10%существуетневысокаяуровеньвраждебностиивысокаястепеньадаптивности.
Диаграмма2.1
Результатыподсчетаколичествашкольников,составившихгруппыстойилиинойстепеньюагрессивностииадаптивности(11классМОУСОШ№1,суглубленнымизучениемпредмета,методикаЛ.Г.Почебут(%))
Далееуточняласьпреобладающаяформапроявленияагрессивностипопредложеннымвметодикешкалам:вербальнаяагрессия(ВА);физическаяагрессия(ФА);предметнаяагрессия(ПА);эмоциональнаяагрессия(ЭА);самоагрессия(СА).Результатырасчетовпредставленывдиаграмме2.2.
Диаграмма2.2.
Результатыподсчетаколичествашкольников,вошедшихвгруппыспреобладаниетойилиинойформыпроявленияагрессивности(11классМОУСОШ№1суглубленнымизучениемпредмета,методикаЛ.Г.Почебут(%))
Такимобразом,мывидим,чтоуучащихся11классаМОУСОШ№1ссуглубленнымизучениемпредметаприсутствуютразныепреобладающиеформыпроявленияагрессивности.Большевсегопроявляетсятакиеформыагрессивногоповедения,каксамоагрессия(13человек–43%),т.е.такиеучащиесяненаходятсявмиреисогласииссобой,унихотсутствуютилиослабленымеханизмыпсихологическойзащиты,такиелюдиоказываютсябеззащитнымивсоциальнойсреде.
У8человек(27%)вклассебылавыявленавербальнаяагрессия,т.е.человеквербальновыражаетсвоеотношениекдругомучеловеку,используетсловесныеоскорбления.У7человек(23%)выявленафизическаяагрессия,т.е.такиеученикивыражаютсвоюагрессиюпоотношениюкдругимлюдямсприменениемфизическойсилы.У5человек(17%)выраженапредметнаяагрессия,т.е.человексрываетсвоюагрессиюнаокружающихегопредметах.У3учащихся(10%)ярковыраженаэмоциональнаяагрессия,т.е.учеловекавозникаетэмоциональноеотчуждениеприобщениисдругимчеловеком,сопровождаемоеподозрительностью,враждебностью,неприязньюилинедоброжелательностьюпоотношениюкнему.
ТакжеспомощьюметодикиЛ.Г.Почебутмывыявилистепеньагрессивностииадаптивностистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе.Индивидуальныерезультатыкаждогореспондентасуммировалисьирассматривалисьнасоответствиетомуилииномууровнюагрессивности.Результатырасчетовпредставленывдиаграмме2.3.
Такимобразом,у(83%)учащихсяобнаруживаетсясредняястепеньагрессивностииадаптивности,у(7%)присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности,у(10%)присутствуетнизкаястепеньагрессивностиивысокаястепеньадаптивности.
Диаграмма2.3.
Результатыподсчетаколичествашкольников,составившихгруппыстойилиинойстепеньюагрессивностииадаптивности(11классаМОУСОШ№12пометодикеЛ.Г.Почебут(%))
Далееуточняласьпреобладающаяформапроявленияагрессивностипопредложеннымвметодикешкалам:вербальнаяагрессия(ВА);физическаяагрессия(ФА);предметнаяагрессия(ПА);эмоциональнаяагрессия(ЭА);самоагрессия(СА).Результатырасчетовпредставленывдиаграмме2.4.
Диаграмма2.4.
Результатыподсчетаколичествашкольников,вошедшихвгруппыспреобладаниетойилиинойформыпроявленияагрессивности(11классаМОУСОШ№12пометодикеЛ.Г.Почебут(%))
Вданномслучаемывидим,чтоуучащихся11классаприсутствуютразныепреобладающиеформыпроявленияагрессивности.Большевсегопроявляетсятакаяформаагрессивногоповедения,каквербальнаяагрессия(14человек–47%),т.е.человеквербальновыражаетсвоеотношениекдругомучеловеку,используетсловесныеоскорбления.У8человек(26%)вклассебылавыявленапредметнаяагрессия,т.е.человексрываетсвоюагрессиюнаокружающихегопредметах.У4человек(13%)выраженасамоагрессия,т.е.такиеучащиесяненаходятсявмиреисогласииссобой,унихотсутствуютилиослабленымеханизмыпсихологическойзащиты,такиелюдиоказываютсябеззащитнымивсоциальнойсреде.У4человек(14%)выявленафизическаяагрессия,т.е.такиеученикивыражаютсвоюагрессиюпоотношениюкдругимлюдямсприменениемфизическойсилы.
Подводяитоги,можемсказать,чтовходеходеэкспериментальнойработыбылииспользованыопросникЛ.Г.Почебутитест-опросникК.Томаса.Данныеметодикибылипримененысцельювыявленияобычнойформыпроявленияагрессивностиистиляповедениявконфликтнойситуации.Напервомэтапеэкспериментальнойработынамибылоуточнено,чтоу(13%)старшеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредмета,присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности,аустаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассахвсегоу(7%)присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности.Преобладающейформойпроявленияагрессивностиустаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредметаявляется«самоагрессия»,аустаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассах,преобладающейформойпроявленияагрессивностиявляется«вербальнаяагрессия».НавторомэтапеэкспериментальнойработыспомощьюметодикиК.Томасамыизучалистильповедениявконфликтнойситуацииустаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредметаистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе.Намибылоуточнено,чтоустаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредметапреобладаеттакойстильповедениявконфликтнойситуации,как«соперничество»,аустаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассепреобладающимстилемповедениявконфликтнойситуацииявляется«приспособление».Отличиямеждустаршеклассникамиобеихшколпостилюповедениявконфликтнойситуациистатистическинезначимы.Можносказать,чтовобоих11классахчащевсегоиспользуютсястиль«соперничество»и«приспособление»отучастиявконфликте,что,несомненно,оказываетнегативноевлияниенасоциально-психологическийклиматвгруппе,поэтомуситуацияздесьможетотличатьсявысокойконфликтность.
Заключение
Исследователирассматриваютконфликтноеповедениястаршеклассниковкаксложное,интегральноеимногоуровневоеобразование,детерминированноемногимииразнымифакторами,втомчислеразнохарактернымиличностнымиособенностямииособенностямидеятельностиучастниковконфликта.Данныеособенностиспособствуютпроявлениюразныхформконфликтногоповедения,обусловливающих,всвоюочередь,стильитактикуповедениявконфликтнойситуации.Входеэкспериментальнойработыбыловыявлено,чтоучастистаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредмета,присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности(13%).Преобладающейформойпроявленияагрессивностивгруппестаршеклассников,обучающихсявклассесуглубленнымизучениемпредмета,является«самоагрессия».Участистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе,присутствуетвысокаястепеньагрессивностиинизкаястепеньадаптивности(7%).Преобладающейформойпроявленияагрессивностивгруппестаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательномклассе,является«вербальнаяагрессия».Посколькувитогеосуществленногоэкспериментальногоисследованиябылоустановлено,чтопроявлениеагрессивностистаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемпредмета,имеетсвоиособенностипосравнениюспроявлениемагрессивностистаршеклассников,обучающихсявобщеобразовательныхклассах,гипотезуможносчитатьчастичноподтвержденной,исследованиезавершенным.
Практическаязначимостьисследования:знаниеособенностейпроявленияагрессивностииповедениявконфликтныхситуацияхстаршеклассников,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемотдельныхпредметов,можетпослужитьоснованиемдляуточнениянаправленностииотборасодержанияпрограммпрофилактикиагрессивногоповеденияшкольниковболеемладшеговозраста,обучающихсявклассахсуглубленнымизучениемотдельныхпредметов.Полученныерезультатыможноиспользоватьдлярассмотрениявопросовагрессивногоповедениястаршеклассниковназаседанияхпедагогическихсоветов,родительскихсобраниях.
Библиографическийсписок
1. АнаньевБ.Г.Человеккакпредметпознания.СПб.:Питер,2010.
2. АсмоловА.Г.Личностькакпредметпсихологическогоисследования.М.:Академия,2007.
3. БерулаваГ.А.Стильиндивидуальности:теорияипрактика.М.:ПедагогическоеобществоРоссии,2001.
4. БандураА.Подростковаяагрессия:Изучениевлияниявоспитанияисемейныхотношений/А.Бандура.-М.:Апрель-Пресс,2000.–164с.
5. БерковицЛ.Агрессия:причины,последствияиконтроль/Л.Берковиц.-СПб.:Нева,2001.–158с.
6. БэронР.Агрессия:учеб.пособие/Р.Бэрон.-СПб.:Питер,2001.–254с.
7. ВанаковаГалинаВасильевна.Агрессивностьучащихся:каккнейотноситься//Народноеобразование.-№7.-2012.-С.245-249
8. ВартановаИ.И.Личностьстаршеклассника:мотивацияисистемаценностей//Вопросыпсихологии.-№3.-2012.-С.3-11
9. УчебноепособиедлястудентоввысшихпедагогическихучебныхзаведенийСерия:Высшееобразование.М.,2004.
10. Макарова,Л.Н.Индивидуальныйстильпедаг0гическойдеятельностипреподавателявузавконтекстеегопрофессиональнойкультуры[Электр.ресурс]Режимдоступа:http://www.scientific-notes.ru/pdf/st9.pdf.(Датаобращения:10.06.2017)
11. МарковаА.К.,МатисТ.А.,ОрловА.Б.Формированиемотивацииучения.-М.,1990.-212с.
12. МорозоваТ.В.Диагностикауспешностиучителя:Сборникмет0дическихматериаловдлядиректоровизаместителейдиректоровшкол.-М.:Центр«Педагогическийпоиск»,2001.
13. НемовР.С.Психология.В3кн.:учебникдлястудентоввысшихпедагогическихучебныхзаведений.Кн.1.Общиеосновыпсихологии/Р.С.Немов.-5-еизд..–М.:Владос,2008.-687с.
14. НосенкоЭ.Л.Позитивныйличностныйресурспедагогаисубъективноеблагополучиеучеников//Вопросыпсихологии.-№5.-2013.-С.14-24
15. НоссИ.Н.Психодиагностика:учебник/И.Н.Носс.–М.:Юрайт,2011.-439с.
16. ОбуховаЛ.Ф.Возрастнаяпсихология:учебник/Л.Ф.Обухова.–М.:Юрайт,2011.-460с
17. ОльшанскаяН.А.Техникапедагогическогообщения.Практикумдляучителейиклассныхруководителей.М.:Учитель,2005.
18. Педагогикаипсихологиявысшейшколы:учебноепособие[Текст]-Ростов-на-Дону:Феникс,1998.
19. Сеньк0Ю.В.Стильпедаг0гическогомышленияввопросах.М.:Дрофа,2009.
20. Т0л0чекВ.А.Стилипрофесси0нальнойдеятельностикакчастьпроблемыстилявпсихологии.//Стильчеловека:психологическийанализ.М.,1998.С.163-173
21. ФридманЛ.М.,КулагинаИ.Ю.Психологическийсправочникучителя.М.,1991.
22. Целуйк0В.М.Психол0гическиеосновыпедагогическогообщения.М.:Влад0с,2007.
23. ПахомоваН.Ю.Чтотакоеметодпроектов?//Школьныетехнологии–2004.-№4.
24. ПедагогическийЭнциклопедическийСловарь/Гл.Ред.Б.М.Бим-Бад[Текст]–М.:БольшаяРоссийскаяэнциклопедия,2002.–528с.
25. ХолмогороваА.Б.Социальнаяситуацияразвитияидинамикаагрессивногоповеденияуподростковсдевиантнымповедением//Дефектология.-№2.-2011.-С.71-81.
26. ШаповаленкоИ.В.Возрастнаяпсихология:психологияразвитияивозрастнаяпсихология:учебник/И.В.Шаповаленко.-М.:Гардарики,2009.-349с.
Приложение1
ТекстопросникаЛ.Г.Почебут
1.Вовремяспораячастоповышаюголос.
2.Еслименякто-тораздражает,ямогусказатьемувсе,чтоонемдумаю.
3.Еслимненеобходимобудетприбегнутькфизическойсиледлязащитысвоихправ,я,нераздумывая,сделаюэт0.
4.К0гдаявстречаюнеприятногомнечеловека,ям0гупозволитьсебенезаметноущипнутьилитолкнутьег0.
5.Увлекшисьсп0ромсдругимчеловеком,ямогустукнутькулакомпостолу,чт0быпривлечьксебевниманиеилид0казатьсвоюправ0ту.
6.Япостоянночувствую,чт0другиенеуважаютм0иправа.
7.Всп0минаяпрошлое,пороймнебываетобиднозасебя.
8.Хотяяинеп0даювида,иногдаменягл0жетзависть.
9.Еслиянеодобряюповедениесвоихзнакомых,тояпрямоговорюимобэтом.
10.Всильномгневеяупотребляюкрепкиевыражения,сквернословлю.
11.Есликто-нибудьп0дниметнаменяруку,яп0стараюсьударитьегопервым.
12.Ябываюнастольковзбешен,чт0швыряюразныепредметы.
13.Уменячастов0зникаетпотребн0стьпереставитьвквартиремебельилип0лностьюсменитьее.
14.В0бщениислюдьмиячасточувствуюсебя«пороховойбочкой»,котораяпостоянногот0вавзорваться.
15.Поройуменяпоявляетсяжеланиезлоп0шутитьнаддругимчеловеком.
16.К0гдаясердит,тообычномрачнею.
17.Вразговоресчеловекомястараюсьег0внимательн0выслушать,неперебивая.
18.Вмолодостиуменячасто«чесалиськулаки»иявсегдабылготовпуститьихвх0д.
19.Еслиязнаю,чточеловекнамеренноменятолкнул,тодел0можетдойтид0драки.
20.Тв0рческийбеспорядокнамоемраб0чемстолепозв0ляетмнеэффективн0работать.
21.Япомню,чтобывалнастолькосердитым,чтохваталвсе,чтопопадалоподруку,иломал.
22.Иногдалюдираздражаютменятолькооднимсвоимприсутствием.
23.Ячастоудивляюсь,какиескрытыепричинызаставляютдругогочеловекаделатьмнечто-нибудьхорошее.
24.Еслимненанесутобиду,уменяпропадетжеланиеразговариватьскембытонибыло.
25.Иногдаянамеренноговорюгадостиочеловеке,которогонелюблю.
26.Когдаявзбешен,якричусамоезлобноеругательство.
27.Вдетствеяизбегалдраться.
28.Язнаю,покакойпричинеикогдаможнокого-нибудьударить.
29.Когдаявзбешен,томогухлопнутьдверью.
30.Мнекажется,чтоокружающиелюдименянелюбят.
31.Япостоянноделюсьсдругимисвоимичувствамиипереживаниями.
32.Оченьчастосвоимисловамиидействиямиясамсебеприношувред.
33.Когдалюдиорутнаменя,яотвечаютемже.
34.Есликто-нибудьударитменяпервым,явответударюего.
35.Меняраздражает,когдапредметылежатненасвоемместе.
36.Еслимненеудаетсяпочинитьсломавшийсяилипорвавшийсяпредмет,тоявгневеломаюилирвуегоокончательно.
37.Другиелюдимневсегдакажутсяпреуспевающими.
38.Когдаядумаюобоченьнеприятноммнечеловеке,ямогуприйтиввозбуждениеотжеланияпричинитьемузло.
39.Иногдамнекажется,чтосудьбасыграласомнойзлуюшутку.
40.Есликто-нибудьобращаетсясомнойнетак,какследует,яоченьрасстраиваюсьпоэтомуповоду.
Приложение2
Тест-опросникК.Томасанаповедениевконфликтнойситуации.(МетодикаТомаса)
Инструкция
Вкаждойпаревыберитетосуждение,котороенаиболееточноописываетвашетипичноеповедениевконфликтнойситуации.
1.А)Иногдаяпредоставляюдругимвозможностьвзятьнасебяответственностьзарешениеспорноговопроса.
Б)Чемобсуждатьто,вчеммырасходимся,ястараюсьобратитьвниманиенато,вчемсогласнымыоба.
2.А)Ястараюсьнайтикомпромиссноерешение.
Б)Япытаюсьуладитьделосучетомвсехинтересовдругогоимоихсобственных.
3.А)Обычноянастойчивостремлюсьдобитьсясвоего.
Б)Ястараюсьуспокоитьдругогоистремлюсь,главнымобразом,сохранитьнашиотношения.
4.А)Ястараюсьнайтикомпромиссноерешение.
Б)Иногдаяжертвуюсвоимисобственнымиинтересамирадиинтересовдругогочеловека.
5.А)Улаживаяспорнуюситуацию,явсевремястараюсьнайтиподдержкуудругого.
Б)Ястараюсьсделатьвсе,чтобыизбежатьбесполезнойнапряженности.
6.А)Ястараюсьизбежатьвозникновениянеприятностейдлясебя.
Б)Ястараюсьдобитьсясвоего.
7.А)Ястараюсьотложитьрешениесложноговопросастем,чтобысовременемрешитьегоокончательно.
Б)Ясчитаювозможнымвчем-тоуступить,чтобыдобитьсячего-тодругого.
8.А)Обычноянастойчивостремлюсьдобитьсясвоего.
Б)Первымделомястараюсьясноопределитьто,вчемсостоятвсезатронутыеинтересыиспорныевопросы.
9.А)Думаю,чтоневсегдастоитволноватьсяиз-закаких-товозникающихразногласий.
Б)Япредпринимаюусилия,чтобыдобитьсясвоего.
10.А)Ятверд0стремлюсьдостичьсв0его.
Б)Япытаюсьнайтикомпромиссноерешение.
11.А)Первымдел0мястараюсьясноопределитьто,вчемсостоятвсезатр0нутыеинтересыиспорныевопросы.
Б)Ястараюсьуспокоитьдругогоистремлюсь,главнымобразом,с0хранитьнашиотношения.
12.А)Зачастуюяизбегаюзаниматьпозицию,котораяможетвызватьспоры.
Б)Ядаювозможностьдругомувчем-тоостатьсяприсвоеммнении,еслионтакжеидетнавстречумне.
13.А)Япредлагаюсреднююпозицию.
Б)Япытаюсьубедитьдругоговпреимуществахсвоейпозиции.
14.А)Ясообщаюдругомусвоюточкузренияиспрашиваюоеговзглядах.
Б)Япытаюсьпоказатьдругомулогикуипреимуществосвоихвзглядов.
15.А)Ястараюсьуспокоитьдругогоистремлюсь,главным0бразом,с0хранитьнашиотношения.
Б)Ястараюсьсделатьвсенеобх0димое,чтобыизбежатьнапряженн0сти.
16.А)Ястараюсьнезадетьчувствадругого.
Б)Япытаюсьубедитьдругоговпреимуществахмоейпозиции.
17.А)Обычноянаст0йчив0стремлюсьдобитьсясвоего.
Б)Ястараюсьсделатьвсе,чтобыизбежатьбесполезнойнапряженности.
18.А)Еслиэтосделаетдругогосчастливым,ядамемувозможностьнастоятьнасвоем.
Б)Ядамвозможностьдругомувчем-тооставатьсяприсвоеммнении,еслионтакжеидетмненавстречу.
19.А)Первымдел0мястараюсьясноопределитьт0,вчемсостоятвсезатр0нутыеинтересыиспорныевопросы.
Б)Ястараюсьотл0житьрешениесл0жноговопросастем,чт0бысовременемрешитьегоокончательно.
20.А)Япытаюсьнемедленноразрешитьнаширазн0гласия.
Б)Ястараюсьнайтинаилучшеесочетаниевыгодипотерьдлянасобоих.
21.А)Ведяпереговоры,ястараюсьбытьвнимательнымкжеланиямдругого.
Б)Явсегдаскл0няюськпрямому0бсуждениюпроблемы.
22.А)Япытаюсьнайтипозицию,котораянаходитсяпосерединемеждумоейитой,котораяотстаиваетсядругим.
Б)Яотстаиваюсв0ижелания.
23.А)Какправило,яозабочентем,чтобыуд0влетворитьжеланиякаждогоизнас.
Б)Иногдаяпредоставляюдругимвозможностьвзятьнасебяответственностьзарешениеспорноговопроса.
24.А)Еслипозициядругогокажетсяемуоченьважной,япостараюсьпойтинавстречуегожеланиям.
Б)Ястараюсьубедитьдругоговнеобходимостиприйтиккомпромиссу.
25.А)Япытаюсьп0казатьдругомул0гикуипреимуществосв0ихвзглядов.
Б)Ведяпереговоры,ястараюсьбытьвнимательнымкжеланиямдругого.
26.А)Япредлагаюсреднююпозицию.
Б)Япочтивсегдаозабочентем,чтобыудовлетворитьжеланиякаждого.
27.А)Зачастуюяизбегаюзаниматьпозицию,котораяможетвызватьспоры.
Б)Еслиэтосделаетдругогосчастливым,ядамемувозможностьнастоятьнасвоем.
28.А)Обычноянастойчивостремлюсьдобитьсясвоего.
Б)Улаживаяспорнуюситуацию,яобычностараюсьнайтиподдержкуудругого.
29.А)Япредлагаюсреднююп0зицию.
Б)Думаю,чт0невсегдастоитволноватьсяиз-закаких-тов0зникающихразногласий.
30.А)Ястараюсьнезадетьчувствдругого.
Б)Явсегдазанимаютакуюп0зициювсп0орномвопросе,чт0бымымоглис0вместносдругимзаинтересованнымчеловекомд0битьсяуспеха.
Приложение3
КлючктестуТомасатипыповедениявконфликте:
1)АБ23)АБ
2)БА24)БА
3)АБ25)АБ
4)АБ26)БА
5)А