Тема 5. Умственная отсталость.
Определение умственной отсталости. Олигофрения. Причины возникновения врожденного слабоумия (эндогенные, экзогенные). Клинико-психологическая классификация олигофрений (по М.С. Певзнер). Степень выраженности слабоумия: идиотия, имбецильность, дебильность. Структура психологического дефекта при умственной отсталости. «Ядерный признак умственной отсталости» (по Л.С. Выготскому). Особенности личности умственно отсталого ребенка (общая характеристика, Я -концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и аффекта). Межличностные отношения. Особенности общения. Общие структуры деятельности умственно отсталых. Игровая деятельность, изобразительная деятельность, учебная деятельность, речевая деятельность. Познавательная деятельность: ощущение, восприятие, память, мышление. Проблемы социализации умственно отсталого ребенка. Вспомогательная школа. Деменция. Причины возникновения. Психологическая характеристика приобретенного слабоумия: психодиагностический и психокоррекционный аспекты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте историческую перспективу развития представлений о феномене умственной отсталости в отечественной и зарубежной психологии;
2. Каковы основные причины возникновения олигофрении?
3. Охарактеризуйте различные степени выраженности умственной отсталости;
4. Сравните психологическую структуру дефекта при олигофрении и при деменции;
5. Какова психологическая структура дефекта при олигофрении по Л.С. Выготскому?
6. Каковы особенности личности умственно отсталых детей?
7. Дайте общую характеристику деятельности умственно отсталых детей;
8. Раскройте основные особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей;
9. Раскройте особенности учебной деятельности умственно отсталых детей;
10. Охарактеризуйте речь умственно отсталых детей.
Литература:
1. Алексина Л.И. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.10. / Науч. -исслед. институт дефектологии АПН СССР. – М., 1977.
2. Бгажнокова И.М. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.,1989.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1983.
4. Дети с нарушениями в развитии / Сост. И общая редакция В.М. Астапова. – М.,1995.
5. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (Методические рекомендации для врачей и педагогов специальных школ). – М, 1981.
6. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988.
7. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 –го века. – М.,1995.
8. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.,1980.
9. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. - Киев,1978.
10. Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10, 19.00.04. / НИИ психиатрии Гос -го науч. Центра психиатрии и наркологии Мин. здравоохран. РФ. - М., 1997.
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
12. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
13. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
14. Общие вопросы олигофренопсихологии и особенности деятельности учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. /. Под ред. В.Г Петровой. – М., 1993.
15. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.
16. Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития) / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1986.
17. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 1963.
18. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М., 1968.
19. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.,1977.
20. Поляков А.М. Развитие продуктивных действий у подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью. / Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Мн., 2002.
21. Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия в 2-х т. Т.1, 2. – М., 2002.
22. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986.
23. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие. – СПб., 2003.
24. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.