Психоаналитическая типология темпераментов

В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия и интроверсия. Эти понятия были введены швейцарским психиатром и психологом К.Г.Юнгом в начале 20 века.

1. Экстравертированный тип людей характеризуется направленностью на взаимодействие с внешним миром, тягой к новым впечатлениям, импульсивностью, общительностью, повешенной двигательной и речевой активностью.

2. Интровертированний тип людей характеризуется фиксацией интересов на своем внутреннем мире, склонностью к самоанализу, затрудненностью социальной адаптации, замкнутостью, некоторой заторможенностью движений и речи.

Классическая психоаналитическая типология З.Фрейда учитывает стадии психосексуального развития и выделяет пять основных типов (и соответствующие им наборы защит):

1. ОРАЛЬНЫЙ, характеризующийся сильной зависимостью от других, пассивная установка человека этого типа может со­провождаться такими чертами, как жадность или чрезмерная щедрость и т.д.

2. АНАЛЬНЫЙ, основными тремя чертами которого явля­ются бережливость, упрямство и любовь к порядку;

3. УРЕТРАЛЬНЫЙ, характеризующийся честолюбием и ду­хом соперничества в сочетании со стыдливостью;

4. ФАЛЛИЧЕСКИЙ, характеризующийся решительностью, уверенностью в себе и целеустремленностью;

5. ГЕНИТАЛЬНЫЙ, или уравновешенный.

Половые свойства

Половой диморфизм – физическое различие между по­лами обусловленное биологически. Половая принадлежность играет важную роль в развитии личности, формировании поло­ролевого типа поведения.

Возрастные свойства

Человеческий организм изменяется во времени в целом, меняются его биологические и психические свойства. Понятие биологический возраст предполагает деление всего цикла жизни организма человека, его онтогенеза на отдельные, качест­венно своеобразные периоды. Деление онтогенеза на периоды составляет основу периодизации развития человека. Перио­дизации: 1) П.П. Блонского (появление и смена зубов): беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; 2) З. Фрейд (органическое психосоциальное созревание): оральный (до 1г.), анальный (1-3г.), фаллический (3-5л.), латентный (5-12л.), генитальный (12-18л.) периоды; 3) деление на стабильные и критические периоды: кризис новорожденного, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис 13 лет, кризис 15 лет, кризис молодости, кризис 40 лет, кризис пожилого человека.

Направленность

Направленность – это совокупность взглядов, идей и убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно дале­ких и сложных, жизненно важных для него целей.

Эту подструктуру можно было бы назвать собственно личностным уровнем. Она содержит присущие данному чело­веку ценности и смыслы, то есть то, что фактически организует его жизненный путь.

Формирование этой подструктуры связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя и своих действий (на основании того, как посмотрят на это дру­гие) к внутренним, на основании собственных убеждений, цен­ностей и смыслов.

Формы направленности – это влечения и желания, инте­ресы, склонности, идеалы, мировоззрение и как высшая форма направленности – убеждения.

· Интерес – это специфическая познавательная направлен­ность на предметы и явления окружающего мира. Специфиче­ская потому, что у каждой отдельной личности имеются опреде­ленные сознательные мотивы и возникает соответствующая эмоциональная окраска объекта интереса. Интересы свойст­венны всем людям.

· Идеал – высшая цель сознательных активных устремле­ний личности. Для человека является характерным стремлением воплощать свои идеалы в определенные конкретные образы.

· Мировоззрение – система взглядов на окружающую чело­века объективную реальность. Мировоззрение личности, так же как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связанны с духом времени, конкретной истори­ческой эпохой и свойственным ей общественным сознанием.

· Убеждениякак высшая форма направленности, определя­ются сочетанием мировоззрения со стремлением к его осущест­влению, готовностью бороться за свое мировоззрение.

Характер

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, закрепляющаяся и проявляющееся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для индивида формы пове­дения.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, знакомым и ма­лознакомым людям. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципиальность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям. Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: само­любие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоизм, у других – самоотвержен­ность в борьбе за общее дело. В-третьих, характер обнаружива­ется в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами. В-четвертых, характер прояв­ляется в отношении человека к вещам: не только отношение во­обще к собственности, но и аккуратное или небрежное обраще­ние со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и т.д.

Индивидуальные особенности, образующие характер че­ловека, относятся в первую очередь к воле (например, реши­тельность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (на­пример, жизнерадостность или угнетенность), но в известной мере и к уму (например, легкомысленность или вдумчивость).

Характер формируется на основе темперамента, под влия­нием среды, опыта. Характер формируется на протяжении всей жизни человека и в свою очередь сам оказывает существенное влияние на развитие личности в целом. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (семья, трудовой коллек­тив, дружеская компания и т.д.). В зависимости от того, как происходит индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка могут формироваться в одном случае прямота, открытость, смелость, принципиальность, а другом случае – скрытность, лживость и трусость.

Характер человеческой личности многогранен, хотя в нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, но они, однако, не существуют изолированно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную струк­туру характера. Чертой характера может считаться любая черта личности, если она достаточно ярко выражена и если она систе­матически проявляется в различных видах деятельности. Среди черт характера некоторые из них выступают как основные, ве­дущие, задающие общую направленность развитию всего ком­плекса его проявлений. Наряду с ними существуют и второсте­пенные черты, которые в одних случаях определяются основ­ными, а в других могут и не гармонировать с ними. Так и в жизни – нам встречаются более цельные характеры и более про­тиворечивые. Существование цельных характеров обуславли­вает возможность среди громадного разнообразия характеров выделять определенные их типы, наделенные общими чертами. Цельность характера не исключает полностью его противоречи­вости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиально­стью, чувство юмора – с ответственностью. Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один доб­родушный и веселый человек может быть высоконравственным и порядочным, а другой – тоже добродушный и веселый - но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

Способности

Способности – индивидуально-психологические особен­ности личности, являющиеся условием для успешного выполне­ния той или иной деятельности. Способности формируются на основе врожденных задатков. Это могут быть некоторые свой­ства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям и т.п.

Способности разных людей в одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию и сочетанию психических качеств. Например, у одних людей в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, а у других – память на математическое содержание и гибкое оперирование им и т.п. Особенно велика роль социального опыта в развитии таких способностей, как организаторские, коммуникативные, управленческие. Иногда приходится заниматься какой-либо деятельностью, не имея нужных способностей к ней. В этих случаях чел вынужден сознательно или бессознательно компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По наблюдениям Е.П. Ильина (1983), компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Существует множество примеров, когда низкий или средний уровень умственных способностей компенсируется широтой знаний или высокой работоспособностью; недостаточные организаторские способности – высоким уровнем самоорганизации и т.п.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступа качестве природных задатков.

Задатки не заключают в себе способности и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня. Любые задатки, прежде чем они превратятся в способности, проходят большой путь развития. В этом процессе можно выделить ряд этапов. Для того чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний уровень по отношению к более высокой ступени развития и выступает в виде своеобразного небиологического плана задатка.

Биологическая основа социальных способностей не может сейчас считаться точно установленной. Полагают, что условиями и предпосылками их развития являются обстоятельства жизни человека. Культурно-социальная среда, в которой воспитывается ребенок, существенно влияет на их формирование и развитие способностей человека с рождения, нет жесткой запрограммированности поведения, а структуры мозга ребенка в процессе развития обладают большой восприимчивостью к воспитанию и обучению. Таким образом, анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, могут выступать так называемые функциональные органы – прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.

Выделяют следующие уровни способностей:

· репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваи­вать знания, овладевать деятельностью.

· творческий – обеспечивает создание нового оригиналь­ного.

Классификация способностей

I. Природные (естественные) – тесно связаны с врожден­ными задатками. Они формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

II. Специфические человеческие – имеют общественно-исто­рическое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Их формирование более сложное, роль врожденных задатков в их развитии менее заметна. Подразделяются на:

1. Общие – определяют успешность в самых различных ви­дах деятельности и общения. К ним относятся интеллект, со­вершенная речь, точность ручных движений и т.д.

· Элементарные – способность ощущать, воспринимать, за­поминать, мыслить, говорить, воображать и пережи­вать.

· Сложные – способности к общечеловеческим видам дея­тельности – труду, учебе, игре, общению друг с дру­гом.

2. Специальные – определяют успехи в отдельных, специ­фических видах деятельности и общения: музыка, рисование, литература, математика, спорт, техника и т.д.

· Элементарные – предполагает определенную качествен­ную выраженность каких-либо сторон психических процессов: глазомер, музыкальный слух, высокая чув­ствительность обоняния, словесно-логическая память и т.д.

· Сложные – способности к определенным профессиям, возникшим в ходе истории человеческой культуры.

Практически любая особенность личности, любое каче­ство ее психических процессов может выступать в качестве спо­собности, если приводит к достижению успеха в деятельности.

Уровень и степень развития способностей выражают по­нятия одаренности (сочетание различных высокоразвитых спо­собностей), таланта (умение творить, создавать что-то свое, оригинальное, но в рамках уже сложившихся идей, направле­ний) и гениальности (идеи, концепции, способы исследования и результаты открывают человечеству новые горизонты, составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры).

Одаренность – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.

Одаренность – это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития.

Природные задатки организма сами по себе не детерминируются однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности. Однако, если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение о том, что внутреннее всегда опосредствованное внешним и неотделимо от него.

Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.

Специальная одаренность определяется соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.

Гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности человека выступают как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Для более полного развития способностей ребенка важен творческий характер его деятельности, оптимальный уровень трудности, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности («зона ближайшего развития» С. Выготскому), то она ведет к развитию его способностей. Если деятельность слишком проста, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, но если слишком трудна, то становится невыполнимой и также не приводит к развитию новых умений и навыков.

Контрольные вопросы

1. Дать определение понятиям человек, личность, индивид.

2. Раскрыть понятие индивидуальность.

3. Условия для развития личности

4. Структура личности в представлении К.К. Платонова.

5. Понятие о темпераменте.

6. Типы темпераментов в представлении И.П. Павлова.

7. Типология темпераментов в представлении Э. Кречмера.

8. Типология темпераментов по К. Юнгу.

9. Типология конституциональных различий в представлении У. Шелдона.

10. Понятие способности, их классификация

11. Определение понятия характер. Структура характера.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

67. Какое из перечисленных понятий наиболее подчеркивает социальную сущность человека

а) индивидуальность

б) субъект

в) индивид

г) личность

д) человек

68. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА

а) тип поведения человека

б) общая психическая активность

в) динамические особенности моторики человека

г) слабость или сила характера

д) динамика эмоциональности

69. ВИДЫ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ

а) социальная

б) статическая

в) природная

г) духовная

д) динамическая

70. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ А.Ф. ЛАЗУРСКОГО И В.Н. МЯСИЩЕВА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ

а) деятельностный

б) продуктивный

в) волевой

г) эмоциональный

д) умственный

71. Установите соответствие между темпераментов и типом высшей нервной деятельности

А). Сильный, уравновешенный, подвижный Б). Сильный, уравновешенный, инертный В). Сильный, неуравновешенный Г). Слабый 1. Холерик 2. Меланхолик 3. Сангвиник 4. Флегматик  

72. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ СТРУКТУРЫ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

а) биологическая

б) эстетическая

в) социальная

г) нравственная

д) духовная

73. УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ

а) репродуктивный

б) деятельностный

в) творческий

г) социальный

74. В ОСНОВЕ ЛЮБЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЕЖАТ

а) направленность

б) потребности

в) мотивы

г) задатки

д) интересы

75. Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) индивид

д) индивидуальность

Ответы на тестовые задания

1. в 2. в 3. в 4. а, б, г, д 5. А)-4; Б)-1; В)-5; Г)-2; Д)-3 6. а, в, г 7. в 8. а, в 9. А) – 3, 4, 5; Б) – 1, 2, 6 10. а 11. б 12. г 13. в 14. а 15. б 16. г, д 17. б 18. а, б, в, д 19. А)-4; Б)-1; В)-5; Г)-2; Д)-3 20. в 21. г 22. б 23. а 24. А)-2; Б)-1; В)-3; Г)-4; Д)-5 25. в 26. б 27. б 28. а 29. а 30. в 31. в 32. а, в, г 33. А) – 2,4,6 Б) – 1,3,5 34. б, в, г, д 35. б 36. а 37. б 38. а 39. б 40. а 41. А)-4; Б)-3; В)-2; Г)-1 42. в 43. А)-5; Б)-3; В)-1; Г)-4; Д)-2 44. б, г 45. а, в, г, д 46. б 47. б 48. в   49. б 50. в 51. г 52. д 53. б 54. д 55. а, г, д 56. а, д 57. г 58. а 59. б 60. в 61. а, б, в 62. б 63. а, б, в 64. б 65. в 66. б 67. г 68. б, в, д 69. б, д 70. в, г, д 71. А)-3; Б)-4 В)-1; Г)-2 72. а, в, д 73. а, в 74. г 75. д

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000 – 400 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484 с.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Высшее образование. – Ростов- на- Дону: «Феникс», 2005г. 13-е издание - 672с.

5. Творогова Н.Д. Психология: Учебное пособие – 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: ООО Издат. «Медицинское информационное агенство», 2011г.-576с.:илл.

Дополнительная:

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.

2. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.517-546.

3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.

4. Блонский П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

5. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.406-419.

7. Галкин С.А. Воспитание. Личность. Общество. -Дубна: Феникс+, 2006. - 112 с.

8. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997. – 608с.

10. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.

11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.

12. Зигмунд Фрейд “Я” и ОНО”. Труды разных лет. Книга 1-2. - Тбилиси,“Мерани”, 1991. - 398с.- 426с.

13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.:Питер, 2006.-508 с.

14. Изард К. Эмоции человека. Издательство МГУ, 1980.

15. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.134.

16. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекции 48-50. М., 2000.

17. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

18. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. - М.: МПСИ, 2003. - 320 с.

19. Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агент­ство», 1997. – 374 с.

20. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Изда­тельский центр «Академия», 1995. – 496 с.

21. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Т. 1. – Ростов н/Дону, 1996.

22. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

23. Психология: Практикум для студентов медицин­ских вузов. /Под ред. Твороговой Н.Д. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 256 с.

24. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

25. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с. – (Се­рия «Учебник нового века»).

26. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Под ред. С.М. Черкасова. - 1995. - 288 с.

27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2001. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).

28. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.

29. Семке В.Я. Основы персонологии. - М.: Академиче­ский Проект, 2001. - 476 с.

30. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиничекая психоло­гия: Учебник.- 2 изд. дополн.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.-864 с.

31. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486.

32. Солсо Р. Модели памяти // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.547-563.

33. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум - 7е издание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 704с.

34. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

35. Философский словарь / Под ред. И.Ф. Фролова. - М., 1986. - 590 с.

36. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. Биологические, когнитивные и социальные аспекты. - СПб.: Питер, 2003. - 651 с.

37. Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2004. - 608 с.

38. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.

39. Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

Оглавление Стр.
Глава 1. Введение в психологию………………………...
История психологи………………………………………….
Основные методы психологических исследований………
Глава 2. Свойства психики. Сознание………………….
Самосознание ……………………………………………….
Глава 3. Познавательные процессы Психологическая характеристика ощущений…………….
Психологическая характеристика восприятия……………
Психологическая характеристика внимания……………...
Психологическая характеристика памяти…………………
Психологическая характеристика представления………...
Психологическая характеристика мышления......................
Психологическая характеристика речи………....................
Психологическая характеристика воображения………….
Психологическая характеристика интеллекта…………….
Глава 4. Психологическая характеристика эмоциональной сферы психики…………………………………..  
Глава 5. Деятельность. Потребностно-мотивацион-ная сфера……………………………………………………  
Психологическая характеристика воле­вой сферы ……….  
Глава 6. Современные представления о научении........
Глава 7. Психология личности ………………………….
  Список литературы…………………………………………

Наши рекомендации